Тема 2. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
Библиографический список:
1. Ворожейкин Н.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М„» 2000.
2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. №.,1996.
Осмысление природы конфликта в социальной философии.
Рассмотрение первого вопроса следует начать с того, что, хотя конфликтология - молодая наука, ее корна уходя в глубокую древность. В трудах многих философов содержатся размышления о причинах конфликтов, путях ах преодоления. Древнекитайский философ Конфуций еще в Л в. до н.э. утверждал, что злобу, заносчивость, а также конфликты порождают прежде всего неравенство и несхожесть людей. Достойны осуждения корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, лесть и краснобайство. Конфуций рекомендует строго относиться к себе, к окружающий, быть снисходительнее, быть почтительнее к высшим и старшим, благосклоннее к простым людям. Улучшая нравы, устраняя пороки, избегая ссоры, можно улучшить отношения, достичь того, чтобы "тяжбы не велись".
По мнению Конфуция, избежать ропота в семействе, в стране поможет человечность: держать себя с почтительностью дома, честно относиться к делу, не делать другим того, чего не желаешь себе, платить за зло по справедливости, а за добро - добром.
Древнегреческий философ-диалектик Гераклит в это же время предпринял попытку рационально осмыслить природу конфликта. Мироздание, по мнению Гераклита, подвержено вечному круговороту и взаимопревращению. Все, в том числе и общественная жизнь, рождается через вражду и распри. В мире правит один всеобщий закон: "война - отец всего и царь всего". Таким образом, конфликты - важное свойство и непременное условие развитая.
|
|
Природу конфликтов анализировали также древнегреческие философы Платон и Аристотель (V-1V вв. до н.э.). Среда причин переворотов, совершающихся в обществе, Платон называет порчу характера властвующего и подвластных, пренебрежение обязанностями воинов, охранников, размножение трутней. Аристотель добавил к этому неравенство людей по обладанию имуществом, чрезмерные привилегий отдельных членов общества. Чрезмерное же возвышение одних и унижение других является источником конфликтов.
С резким осуждением вооруженных конфликтов и социальных столкновений выступала представители философий Средневековья и Нового времени. Эразм Роттердамский, осуждая войну, отмечал, что она "сладка для тех, кто ее не знает". Заслуга данного философа состоит также в том, что он указал на наличие собственной логики начинающегося конфликта, который может разрастаться, вовлекая все новые слои населения.
На рубеже ХVI - ХVII веков английский философ Ф.Бэкон проанализировал материальные, политические и психологические причины конфликтов и способы их преодоления. Одной из важнейших причин в возникновений беспорядков он называл бедственнее материальное положение народа. Среда психологических причин социальных беспорядков Бэкон называл "остров и колкое слово в устах государя", "зависть", "пасквили и крамольные речи", а также "ложные слухи, порочащие правительство". Заслугой Бэкона является то, что, назвав причины, которые могут вызвать беспорядки в государстве, он проанализировал возможные способы их преодоления. Среди последних решающую роль, по его мнению, играет устранение материальных причин конфликтов, т.е. бедственного положения сословий. Искусство политического маневрирования является, по мнению Бэкона, важным средством предупреждения конфликтов: "... вести людей от одной надежды к другой - есть одно из лучших противоядий против недовольства". Таким образом, Бэкон рассматривал конфликт как "болезнь", требующую своего "лекарства".
|
|
Особо следует обратить внимание на взгляды английского ученого Томаса Гоббса, который в работе "Левиафан" (1651 г.) утверждал, что "человек человеку волк". Отсюда он полагал, что естественным состоянием общества является "война всех против всех". Положить конец этому может только договор между людьми, результатом которого является государство, обеспечивающее мир и согласие в стране.
В XIX веке к такому пониманию конфликта добавилось рассмотрение некоторых позитивных последствий социальных столкновений. Г.Ф.Гегель высказывался о позитивной роли войн в развитии общества, которые предохраняют народы от окостенения.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!