Системность и структурность материи. Синергетика о самоорганизации материи.



Существенными признаками материи являются структурность и системность. Они выражают упорядоченность существования материи и те конкретные формы, в которых она проявляется.

Представления о материи в современной науке строятся на системном подходе. В рамках системного подхода любой объект материального мира рассматривается как система.

Система – внутреннее (или внешнее) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, определенная целостность, проявляющая себя как нечто единое по отношению к другим объектам или внешним условиям.

Весь мир, таким образом, предстает как иерархически организованная совокупность систем, где любой объект одновременно является самостоятельной сложной системой и элементом другой, более сложной системы. В этом и заключается системность материи.

Совокупность связей между элементами системы образует структуру системы. Поскольку любая система обязательно состоит из элементов, которые связаны друг с другом разнообразными связями, можно сделать вывод, что бесструктурных объектов не существует.

Системность материи неразрывно связана со структурностью, под которой понимают связи между огромным множеством систем окружающего нас мира, находящихся в отношении иерархической соподчиненности, а также упорядоченность строения каждой системы.

Основные структурные уровни материи:

-субмикроэлементарный (гипотетическая форма существования материи полевой природы);- ядерный;- атомный

- молекулярный; - макроскопический (вещества, тела) и т. д.; - космический

Синергетика – наука, изучающая механизмы самоорганизации и развития сложных открытых систем.

Самоорганизация материи возможна, когда есть граница, которая играет роль защитных оболочек материи и придает ей форму. Для образования формы необходима субстанция.

Факт существования антиэнтропийных процессов и, следовательно самоорганизации материи не подлежит сомнению. Однако эти процессы не согласуются с таким фундаментальным законом как закон возрастания энтропии.

В соответствии с этим принципом возможны несколько типов самоорганизации материи, но реализуется та структура, которая обеспечивает минимальный рост или убывание энтропии. Поскольку убывание энтропии происходит в результате обмена системой энергией ( или веществом) с внешней средой, то в процессе эволюции системы самоорганизуются те диссипативные структуры, которые максимально способны поглощать внешнюю энергию и вещество.

 

 

Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм

Субстанция (лат.— сущность; то, что лежит в основе) — фил-я категория для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Традиционно принято выделять 2 вида суб-й — Дух и Материя

Монизм (др.-греч. один) —фил-е учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих сущ-е двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

В фил-и существует 3 вида монизма:

* Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждают, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).

*Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.

*Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.

Исторические разновидности:

Картезианство, Окказионализм.

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм.

Плюрализм (от лат.— множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Термин XVIIIв. Христианом Вольфом, Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических фил-х концепциях (персонализм,экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, теоретический плюрализм Пауля Фейерабенда).


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2049; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!