Основные категории диалектики.



    Необходимость – это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений.

    Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе.

   Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.

   Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности.

     Качество – это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия, а также сходства с другими объектами.

     Количество – это внешнее, формальное отношение предметов или их частей, а также свойств, связей.

    Мера – это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьирует в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом существенные характеристики.

     Скачок – процесс коренного изменения данного качества, надлом старого и рождение нового.

    Развитие - это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. Тут причудливым образом сочетаются поступательное движение и движение по кругу.


Понятие движения в философии

Движение – это способ существования сущего.

Быть – значит быть в движении, изменении.

Движение несотворимо и неучтижимо.

Движение сущего есть самодвижение.

Движение абсолютно всеобще.

Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение;

    В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д.

      В диалектическом материализме движение — объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии.

    Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить.

   Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают (см. стрела Зенона, дихотомия, Ахиллес и черепаха). На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.

  Виды и формы

Движение существует в разнообразных формах. Разнообразие форм движения как атрибута материи определяет многообразие форм организации материи.

   Фридрих Энгельс на разных уровнях системной организации материи выделил несколько основных форм движения:

механическая

физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная);

химическая

биологическая

социальная

географическая

   Энгельс также указывает на преемственную связь между всеми формами движения материи: высшие формы не сводимы к низшим, но обязательно их подразумевают.


Социальная философия, её предмет и назначение. Проблема взаимосвязи общества и природы.

    Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

    Социальная философия изучает взаимодействия людей и продукты их взаимодействий.

   Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

  Основная задача социального знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений. Так, социологическое знание обобщает, стремится объяснить многообразие общественных законов функционирования и развития общества, чтобы на основании и в пределах полученных данных делать прогнозы.

   Традиционно выделяются следующие три типа социального познания: -гуманитарное знание, -социально-экономическое знание. -социально-философское знание.

Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы. Особое место в изучении взаимоотношений природы и общества представляют имеющиеся между ними противоречия. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Во-вторых, одновременно постоянно растет уровень противоречий, дисгармония между человеком и природой.

     Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие ее составных частей, есть единое целое.. Игнорирование человеком целостного диалектического характера природы приводит к отрицательным последствиям как для природы, так и для общества.

Особенно отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил весьма существенны и зачастую непредсказуемы.

    Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества.

Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX в. - это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные масштабы воздействия общества на природу и ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!