Схоластика как этап в средневековой философии
Схоластика (от греч. «схоле» — спокойное занятие, учеба) — средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII— IX вв. системой образования на Западе.
Схоластический метод – от лекции к вопросам, от вопросов к диспуту, от диспута к заключительному слову. Чрезмерная ориентация на богословие.
Периодизация:
I) от VI до IX в. — предварительный. Северин Боэций (перевел Аристотеля на латинский, написал учебники по предметам квадривия: арифметики, геометрии, астрономии, музыке) Скот Эриуген (попытался вывести из философии теологию).
II) от IX до XII в. — период интенсивного формирования. Ансельм Кентерберийский (автор доказательства бытия Бога) и Пьер Абеляр (лучший методолог 12 века. Выяснял значение слов. Развивал концептуализм).
III) XIII в. — «золотой век схоластики». Фома Аквинский (создал теологическую систему, опираясь на Аристотеля, Пять доказательств существования Бога).
IV) XIV—XV вв. — угасание схоластики. Уильям Оккам (Номиналист. Мысли – знаки, которыми человек замещает объекты. Естественное познание не идет дальше знаков. Теология иррациональна. Критиковал традиционные формы схоластики).
Теодицея – оправдание бога
Ансельм Кентерберийский (1033-1109)
Онтологическое доказательство Ансельма:
Идеи существуют реально. Если есть идея бога, то есть и сам бог.
Фома Аквинский (1225\1226-1274)
Доказательство Фомы Аквинского:
1. Бог- перводвигатель. Каждый предмет движим другим, кроме перводвигателя
|
|
2. Бог – первопричина. Мир должен иметь абсолютно необходимые причины существования.
3. Бог – исходная основа всего существующего, ее отсутствие бессмысленно.
4. Бог – вершина совершенства. Если есть вещи более или менее совершенные, значит должна быть и вершина совершенства.
5. Бог - последняя цель, гармонизирующая все целесообразные процессы.
Характерные черты средневековой философии.
-развитие проблемы универсалий
-включение в познавательный процесс знаковых представлений
-развитие логики силлогизмов
-развитие метода истолкования текстов
-развитие схоластического метода
-первые обоснования тезиса о доброй и свободной воле
-выделение духовной составляющей человека
-развитие этических представлений
-осмысление истории человека в эволюционном плане.
Философия эпохи Возрождения.
Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков.
Характерные черты философии Возрождения:
- антропоцентризм; -гуманизм; -постулирование творческой сущности человека; -личностно-материальное понимание мира; -доминирование эстетического понимания действит-сти;
-антисхоластика (Реформация);
|
|
-геометрически-структурное понимание мира; -пантеизм; -посюсторонность.
В западном Возрождении принято разделять три периода:
1.гуманистический, или антропоцентр-й): сер. XIV – сер. XV в.
2.неоплатонический: сер. XV – нач. XVI в.
3.натурфилософский: конец XVI – нач. XVII в.
Антропоцентризм – принципиальная установка Возрождения (в центре внимания – человек). Человек подобен богу, так как он может творить. Свои творения человек реализует в телесном. Отсюда возрождение идеи единства духовного и телесного. Творение должно быть максимально совершенным. Это и есть красота.
Человек есть творец + художник (в широком смысле этого слова)
Франческо Петрарка (1304-1374)
Больше известен как поэт. Философские трактаты: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»).
Именно Петрарка впервые вводит термин «гуманизм» и является основоположником гуманистической философии. Акцент в философии ставит на познании человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств, а познанием Бога пусть занимаются небожители.
Николо Макиавелли (1469-1527)
Активно участвовал в политике, был секретарем правит-ва Флорентийской республики, Когда в 1512 г. республика пала, оказался в тюрьме, где был подвергнут пыткам. Последние годы жизни он провел в ссылке. Трактаты: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» (или «Монарх»).
|
|
Моральный плюрализм
Политика абсолютно автономна по отношению к морали.
Политическая цель есть высшая цель, для достижения которой годятся все методы.
От Макиавелли и ведет родословную знаменитая формула: «Цель оправдывает средства».
Государь должен сочетать в себе качества льва и лисицы.
Нравственность и религиозные нормы не могут служить аргументами против некоей политической цели. Критерием оценки могут быть только польза и политический успех.
Мишель Монтень
Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм.В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 614; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!