Философия античного скептицизма.
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик).
Отвергали познаваемость жизни. Принципиально избегали каких-либо оценок. Бытие многообразно и текуче. У него нет смысла. Живи как хочешь.
Всякое суждение есть вместе с тем и отрицание… подлинная философия – молчание. Следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой.
Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.
Философия неоплатонизма и стоицизма.
Неоплатонизм Плотин (204\205-270).
Стремились дать философскую картину всего сущего:
Мир устроен иерархически:
Единое-Благо, Ум, Душа, Материя.
Высшее место принадлежит Единому Благу (Бог) – оно подлинно первосущее. Все идущее от блага прекрасно…
|
|
Познать его можно не рациональным путем, а только в сверхразумном экстазе.
Единое Благо (Бог) «изливается» (эманация), образуя Мировой Ум. Единое существует по средством Ума.
Эманация ума приводит к Мировой душе, она производит все живые существа.
Материя – низшая форма бытия, она костна, все зло от материи.
Идеи - первообраз всех вещей.
Основная задача человека – прочувствовать свое место в космосе. Люди – актеры, сценарист – мировой ум.
Стоицизм С 3 в. до н.э. до 3 в.
Зенон Китийский (333-262 до н.э.), Клеанф (330-232 до н.э.), Хризипп (281-208 до н.э.) – ранние
Сенека (3\4 до н.э. – 64), Марк Аврелий (121-180) – поздние
Главный вопрос – место человека в мире. На первый план выдвигали идеи долга, благоразумия, справедливости
Стоическое понимание долга:
соответствие природе, бесстрастное повиновение судьбе.
необходимость культивировать добродетели
При невозможности жить разумно и морально считали оправданным самоубийство.
Человек подвластен року, судьбе. Фатализм.
Смысл жизни. Лектон (смысл) – осуществляется во внутренней жизни человека, создавая состояние душевного покоя и невозмутимости.
|
|
Страсти мешают счастливой жизни. Их надо контролировать с помощью добродетелей, которые вырабатывает разум.
Этический идеал стоиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия) и независимый от внешних обстоятельств.
Характерные черты античной философии:
Синкретична – слитность философских проблем (еще не разделена, не систематизированна)
Космоцентрична – охватывает весь космос, в том числе и мир человека
Пантеистична – Космос считает абсолютным божеством, ему – главное внимание.
Выработала понятийный аппарат, почти не выработала законов. В основном это логика общих имен.
Этика добродетелей, а не ценностей
Функциональна – стремление найти для человека путь к счастью.
8.Философия патристики
Патристика (2-6 вв.) – период создания христианской теологии. Важнейшие положения учения были разработаны «святыми Отцами и Учителями церкви»
Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Святой Иероним (переводчик Библии на латынь), Аврелий Августин (Блаженный)
На Никейском (325 г.) и на следующем — Константинопольском (381 г.) соборах разработана догматика христианства и Символ веры.
Важнейшие задачи: упорядочением различных сторон церковной жизни, углубленная разработкой вероучения и философии христианства.
|
|
Аврелий Августин (354-430).Создал образцовую теологическую теорию
Все символизирует Бога. Бог – подлинное бытие, он вечен. Остальной мир временен. Основной упор на свободу воли человека.
Ключевой идеей размышлений Августина можно считать: «Познай Бога и собственную душу»
Чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу. Размышление над прожитым, словесное проговаривание своих ощущений и переживаний, хотя бы и мысленное, — таков основной путь самопознания. («Исповедь»)
О природе зла и свободе воли
Августин отрицает дуализм, т.е. признание добра и зла в качестве двух равноправных субстанций. Зло не субстанциально, не имеет собственных источников существования. Оно не есть бытие, но лишенность бытия, его отсутствие.
Августин выделяет три уровня зла: метафизический, моральный, физический. С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе.
С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т.е. грех. Отпадение от добра и есть коренной источник порочной воли. Добро есть «норма бытия», зло — изъян, нарушение нормы.
|
|
С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и наконец смертью. Причина этого вида зла вполне определенна — она в грехопадении первых людей.
О граде Божьем
Главная добродетель – любовь к богу.
Заслужившие спасения образуют Град божий (Истинная Церковь, сообщество праведных). Он противостоит Граду земному (граду диавола) - людям, живущим вне благодати, под воздействием страстей.
6 возрастов человечества: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость.
Второе пришествие – конец Града Земного Эсхатология – учение о конце света
Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, но в поступательном движении к максимальному нравственному совершенству, к эпохе, когда победит божественная благодать. Тогда люди обретут состояние «невозможности грешить».
Смысл истории — нравственный прогресс.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 599; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!