Философские воззрения русских марксистов (Плеханов, Ленин)



Марксизм в России начинает распространяться в конце 80-х годов. Его главные теоретики - Георгий Валент-вич Плеханов, позже В.И Ленин. Первый был идеологом ортодоксального марксизма, второй — во многом переосмысленного, большевистского марксизма.

В 1883 г. в Женеве русские эмигранты организовали первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда». В нее вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов. Они отказались от народнич-го анархизма и начали пропагандировать научный социализм, Плеханов одним из первых стал обосновывать возможность применения теории Маркса к российской социально-экономической действит-ти.

 

Предпосылки этого он видел: во-первых, в буржуазном характере русских общественных отношений; во-вторых, в появлении условий для выдвижения пролетариата на политическую арену. К теоретическим заслугам Плеханова коммунисты также относят анализ расстановки классовых сил и выработку новой революционной программы. Ее основные этапы: уничтожение абсолютизма пролетариатом, завоевание политической свободы для дальней­шей деятельности, осуществление социалистической революции.

Ссылаясь на Маркса, Плеханов полагал, что в текущий период революция в России невозможна, так как капитализм находится в стадии своего становления, да и пролетариат слишком малочислен. В революционный потенциал крестьянства он не верил.

 

Большевики во главе с В.И. Лениным

начинают пересмотр марксизма и привязывают его к российским условиям.

Прежде всего они отвергает идею Маркса о социалистической международной   коммунистической революции. Победа социализма возможна на практике первоначально в одной или нескольких странах. Обосновывает он это законом неравномерного развития капитализма, открытого народниками. Слабость русского капитализма увеличивала силу пролетариата и открывала ему путь к социалистической революции.

Творчески развивая марксизм, Ленин делает целый ряд важных уточнений. Ленин подходит и к проблеме материи. Открытие делимости атома вызвало опасность отказа от материализма (если атом делим — значит «материя исчезла», считали многие ученые), с чем Ленин никак не мог согласиться. Он резко выступил против А.А. Богданова, который склонялся к махизму, и Плеханова, который догматично воспринимал диалектический материализм. Решение проблемы, предложенное Лениным, таково: «исчезает» не материя, а лишь отдельные ее свойства, которые считались абсолютными. Главное же свойство материи, с которым связан философский материализм, «есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Особо важное значение имеет вывод Ленина о «неисчерпаемости» электрона и безграничности познания.

 

Тогда такая позиция сыграла прогрессивную роль. Но в целом она не лишена ограниченности. Ошибочно связывать материальность лишь с объективной реальностью, исключая субъективную. В XX в. ученые поняли, что даже мысли человека обладают определенным энергетическим потенциалом. Следовательно, они материальны.

 

Большое внимание Ленин уделял изучению диалектического метода. Он критиковал Богданова за отказ от гегелевской диалек­тики, а Плеханова за узкое понимание ее как «скачкообразного» развития. По мнению идеолога большевизма, диалектика есть все­общий закон развития мира и его познания. При этом он прида­вал большое значение применению диалектики в политической борьбе.

 

В гносеологии Ленин не разделял убеждение некоторых марк­систов в том, что марксизм отрицает объективность истины. Он признавал как объективность, так и абсолютность истины, что проверяется практикой.

 

Исторические законы, установленные Марксом, Ленин воспри­нимал как всеобщие. Однако он не исключал, что развитие конк­ретных наций и государств имеет свою специфику и не вписыва­ется в мертвую «букву» теоретических выкладок общих законов. Революция в Азии или России не может быть похожа па револю­цию в Европе.

 

Значительное место в творчестве Ленина занимает теория го­сударства. Позицию анархистов он не принимает. После уничто­жения эксплуататорского государства социалистической револю­цией необходимо построение нового — советского государства. Пока оно существует, полной свободы быть не может, признает Ленин. Однако оно есть необходимое временное образование на пути к бесклассовому, свободному, лишенному какой-либо госу­дарственности коммунистическому обществу. Ленинское учение о диктатуре пролетариата как фазе государственного строительства имело как положительные, так и отрицательные последствия для практики государственного строительства, стоило многих не­оправданных жертв.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 903; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!