Русская философия. Специфика, основные этапы, главные представители
Предметами философского поиска русских мыслителей были:
- Проблема человека;
- Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
- Проблемы морали и нравственности;
- Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом;
- Проблема власти;
- Проблема государства;
- Проблема социальной справедливости;
- Проблема идеального общества;
- Проблема будущего;
Основные школы русской философии:
- Историческая философия П. Я. Чаадаева;
- Философия западников и славянофилов — А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;
- Ортодоксально-монархическая философия — Н. Ф. Фёдоров, К. Н. Леонтьев;
- Философия Ф. М. Достоевского;
- Философия Л. Н. Толстого;
- Революционно-демократическая философия — Н. Г. Чернышевский, народники Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, анархист П. А. Кропоткин, марксист Г. В. Плеханов.
- Философская антропология — Николай Николаевич Страхов
- Либеральная философия — Борис Николаевич Чичерин.
- Философия В. В. Розанова;
- Русская религиозная философия — В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский;
- Философия космизма — Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский;
- Философия «русского зарубежья» — Д. С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н. А. Бердяев.
1) Древнекиевская эпоха. Философия связана с принятием христианства на Руси. Главные источники идей: евангельское вероучение, патристическая литература и учения восточных отцов Церкви. Это был период донациональной философии, «пролог философии».
|
|
Переход от язычества к христианству изменил привычную славянам картину мира. Рассматриваемые проблемы: противостояние духа и материи, непримиримая борьба двух противоположных начал, олицетворяемых Богом и дьяволом, идея индивидуальной моральной ответственности.
Идеи развиваются древнерусской мыслью не в понятийно-категориальной форме, а через художественно-пластические образы. Это формирует характерное для Р.Ф. в целом тяготение к живому, образному слову, публицистичность, особый интерес к исторической и нравственно-этической проблематике, ее тесное переплетение с художественной литературой, в целом рассредоточенность во всем контексте культуры, использование обширной гаммы выразительных средств. Это придавало оригинальность Р.Ф. и одновременно тормозило её развитие.
2)Период с 10 по 18 вв. Были заложены истоки своеобразия Р.Ф., основные понятийные структуры, способы и модели рассуждения, ключевая проблематика.
Для русской средневековой философии характерно столкновение рационалистической и иррационалистической, точнее, сверхрационалистической, парадигм интерпретации христианства, хотя и в не столь явной логико-категориальной форме, как в западной мысли. Чаще всего это приобретало форму чисто богословских споров, за которыми скрывались противоположные социально-политические и нравственно-духовные установки. Наиболее явно эта тенденция проявилась уже в 15 в. в столкновении нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Волоцкий).
|
|
Ключевое влияние на развитие философии в России в контексте западных традиций оказала Киево-Могилянская академия и особенно творчество Петра Могилы.
Особенно значимой в 17 в. в Москве оказалась деятельность лидера «латинского» направления Симеона Полоцкого.
Новые тенденции в развитии философии в России обнаруживаются в 18 в. в контексте реформ Петра I и связаны в идейном плане, прежде всего, с деятельностью Феофана Прокоповича.
18 в. стал периодом формирования русской секулярной культуры и заложил все последующие противоречия социально-политического и духовного развития России. Типичным для данного столетия было «вольтерьянство», ставшее в конечном счете одним из источников идейного радикализма и нигилизма 19-20 вв.
|
|
Другая тенденция выразилась в стремлении создать новую национальную идеологию, своеобразно опиравшуюся на идеи гуманизма, научности, образованности (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков)
Сюда же примыкают антропологические учения Радищева и А.И. Галича. Антропологизм с этих пор становится фундаментальной чертой русской философии.
3)19 век. Появляется оригинальная национальная философия. Одной из причин длительного философского молчания считается тот факт, что Библия пришла на Русь сразу в славянском переводе, что отрезало русскую культуру от античных источников. В результате средневековая Русь развила глубочайшее «умозрение в красках» (Е.Я. Трубецкой), но не выработала такого же уровня мировоззрение в понятиях.
Патриотический подъем первой четверти века, потребность осмыслить результаты преобразований предыдущего столетия в контексте массового ознакомления с европейским укладом и образом жизни, стремление к формированию в России общества справедливости, освоение немецкой философии стали побудительным мотивом того, что русская философия, начиная с Чаадаева, изначально заявляет о себе как философия истории с центральной проблемой осмысления - «Россия и Запад», причем проблема эта формулируется именно как религиозно-метафизическая в форме вопроса: каков путь России и русского народа в мире, тот ли, что и путь народов Запада, или это совершенно особый путь?
Русская судьба представляется трагической и мучительной, что вызывает особенно мучительную рефлексию мысли. Старый спор «латинствующих» и «грекофилов» приобретает форму спора «западников» и «славянофилов».
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!