Позитивизм. Основные этапы. Главные представители



Главная проблема позитивизма: взаимоотношение философии и науки.

Главный тезис позитивизма: подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

 

Теоретические предпосылки были сформулированы Сен-Симоном (1760 —1825), пропаганда – Конт (1798-1857).

 

Конт: ориентация познания на описание явлений, установление связей между ними, а не проникновение в их сущность. Наука отвечает на вопрос «как», а не «почему». Важно методологическое единство знания, значит необходимо распространение методов физики и астрономии на сферу общественной жизни и морали. Источником знания является опыт.

 

Все науки выстраиваются в иерархию: изучение простых наук необходимо для понимания высших и более сложных. 7 наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология, этика. Классификация наук - разделение их на абстрактные и конкретные, где последние призваны применять к частным областям общие законы, изучаемые первыми (например, биология - медицина).

 

Закон 3 стадий умственного созревания человечества:

1) Теологическая (человек объясняет все явления антропоморфно, населяя мир богами, духами)

2) Метафизическая (всё объясняется за счет вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями)

3) Позитивная  (отказ от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переходу к научному познанию на основе опыта, к наблюдению и описанию явлений)

 

Социология Конта (создание термина — его заслуга) есть также теоретическая наука, включающая в себя и политэкономию, и часть психологии. Она подразделяется на социальную статику (изучение постоянных условий существования общества) и социальную динамику(изучение законов прогрессивного развития).

 

Герберт Спенсер (1820-1903, Англия) был одним из главных представителей эволюционизма в 19 в. Эволюция – всеобщий процесс в области мира явлений, процесс медленных постепенных изменений, главное содержание которых - переход от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разнородности. Эволюция обусловлена законами сохранения материи и энергии, а в конечном счете универсальным законом постоянства количества силы. Этот закон имеет «неопытное происхождение и коренится в природе нашего мышления. Непознаваемость данного закона подводит нас к пониманию того важного обстоятельства, что в мире существует Непознанное, что сокровенная сущность мира не открываете нам в сфере опыта. Опытным путем, рациональным познанием (научным и философским) мы узнаем лишь проявления Непознанного. Рациональное познание и не должно претендовать на постижение его, это дело религии. Между религией и наукой нет противоречий, ибо дело религии как раз и есть познавать недоступную для науки сущность, тайну мира. Наука и религия, таким образом, рассматривают одно и то же, но с разных сторон.

 

Соотношение философии и науки: они близки. Из философии должны быть изгнаны метафизические вопросы (о сущности, природе вещей, предельных основаниях бытия), т.к. философия тоже ограничена опытом. Методы исследования науки и философии схожи, но Н и Ф различаются степенью общности: истины философии есть объединение частных истин науки.

Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Фрейдизм.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) был врачом-психиатром и основателем психоанализа. Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

• бессознательного— особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

• реакция вытеснения(из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей". Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

 

Фрейдом выделяются две схемы психики:

топографическая(бессознательное – большая прихожая, где находятся разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда они периодически попадают. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает только угодные сознанию мысли. Иногда он уходит, и часть "ненужных посетителей" прорывается в сознание. Но затем они снова изгоняются в прихожую.)

• динамическая (совокупность трех слоев - "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека;"Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики;("Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции)

Согласно Фрейду главными факторами,руководящими психикой человека, являются:

удовольствия— психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

вытеснение— психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.

В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему,где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

-Эрос (инстинкт жизни)лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

-Танатос (инстинкт смерти)подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри.

Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал — коллективное бессознательное — форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит:

• к массовым психозам, всенародной депрессии;

• к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером. Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

 

Неофрейдизм возник на основе учения Фрейда,разработан его продолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

 

Альфред Адлер(1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности,который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

 

Вильгельм Райх(1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма.

Основная идея его концепции заключается в том, что воснове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям — это приводит к "невротизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.

Единственный способ спасти человека — полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг(1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Юнгу жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы— универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества, высшие истины.

Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы,понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность.

Соотношение индивидуального и социального бытия человека выражается по-разному на востоке и западе. Восток принижет всякое личностное начало в человеке. На Западе рациональность, практицизм и научность во всех сферах бытия, и пренебрежение к коллективно-бессознательным основам культуры, это ломает психику человека. Европейская культура больна и ее надо лечить.

Теория менталитета. Менталитет – совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом, он предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое влияет на поступки людей и на их понимание действительности.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования.

Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования:

• патриархат и матриархат;

• гуманистическое и авторитарное сознание;

• власть и подчинение;

• стремление к обладанию и просто жизнь;

• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

• "свобода от" и "свобода для" — негативная и позитивная свободы.

Цель философии – помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.

 

Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 — 1979).

 

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм – философия существования — XX в., как «философское направление» никогда не существовал и не существует: это исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм.

 

Экзистенциализм рассматривает  человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы.

 

Экзистенция –противоположность эссенции (сущности). Судьба вещей и животных предопределена, они обладают сущностью прежде существования, человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

 

Экзистенциальные проблемы – это вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования.

Человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов. Человек не поддается научному определению, он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.

 

Человек ответственен не только за себя, он отвечает и за всех людей. С точки зрения Ж.-П. Сартра, истина самопостижения человека - "Я мыслю, следовательно, я существую". Через "Я мыслю" человек постигает себя через другого, и другой человек так же достоверен для него, как и он сам.

 

Свобода: человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает. Религиозный экзистенциализм: свободу можно обрести только лишь в Боге. Атеисты: быть свободным - это быть самим собой. Человек не имеет ни природы, ни сущности: он - это свобода, которая ничем не определена. Она - неограниченная сила отрицания - ни добра, ни зла; ни моральна, ни аморальна, но есть чистый выбор.

 

Проблема выбора: человек отличен от всех природных существ своей способностью выбирать самого себя, быть самим собой, нести ответственность перед собой за свой выбор.

Сартр: выбор человека не сообразовывается ни с какими социальными нормами и установлениями, но и выбирая себя, человек одновременно выбирает и все человечество. 

Хайдеггер: выбор человека предполагает необходимость поставить себя перед последней возможностью своего бытия - смертью. Тем самым человек оказывается перед лицом ничто. Только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает и для себя, и для мира, что ему "говорит" в этот момент бытие.

Ясперс (религиоз. э.): выбор человека происходит перед лицом Бога, и подлинный его выбор - это выбор в себе "образа божьего".

 

Религиозный э.: по мнению Н. А. Бердяева, существование Бога делает человека существом независимым, ибо отношение к Богу определяется не как зависимость, а как истинная свобода Перед Богом. Отношение между Богом и человеком есть тайна любви, нужды любящего в любимом. Бердяев отстаивает не только божественность человека, но и человечность Бога. Бог является гарантом свободы против порабощения человека властью природы и общества.

 

Э. оптимистичен, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. Каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.

 

Рассматривая человека самосознающим существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития.

 

Смысл жизни экзистенциалисты трактуют по-разному:

*одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет (“все суета сует”);

*другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное (“страдание”, например);

*третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то “положительное” - “счастье”, “нравственность” и т.д.

Философия постмодернизма.

Теоретиками постмодернизма являются Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Бодрийяр, Дж.Ваттимо, В.Вельш, Ф.Гваттари, Ж.Делёз, Ж.Деррида, Ф.Джеймисон, П.Клоссовски, Ю.Кристева, Ж.-Ф.Лиотар, У.Эко и др.

Философия постмодернизма находится в процессе становления, она еще «не устоялась», «пестрит частностями отдельных взглядов». Категориальный аппарат этой философии еще только формируется, хотя есть уже общепризнанные и общеупотребимые категории.

 

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством.

 

Философия постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на онтологию, гносеологию и т.д.

 

Постмодернизм окончательно преодолевает поиски новых смыслов в истории, культуре, познании (в классической философии – метафизических, общезначимых; в модернизме – субъективных, личностных), то он терпимо относится к любым культурам, к любым смыслам, к любым истинам, к любым формам, т.к. всё «старое» преодолевается, но не отвергается вообще. Оно используется постмодернизмом в виде цитат и случайных фрагментов. Постулируется «множественность порядков» без всякой иерархии и связи. Любая теория, парадигма, идея, интерпретация возможна и допустима, но познавательная ценность каждой из них в равной степени относительна. По сути, провозглашаются плюрализм и релятивизм.

 

Философия постмодернизма базируется на выводах структурализма и постструктурализма (Р.Барт, Ф.де Соссюр, М.Фуко и др.), согласно которым язык обладает определенной субстанциальностью, т.е. не просто пассивно отражает некоторую внеязыковую реальность, а живет своей собственной жизнью, является причиной самого себя, говорит о самом себе. Язык есть универсальный феномен, т.к. всё созданное человеком есть язык.

Вся культура, вся человеческая реальность объявляется знаковой системой («словарь» и «энциклопедия» у У.Эко, «космическая библиотека» у В.Лейча, «текст» у Ж.Деррида).

 

В постмодернизме язык обладает такими свойствами:

а) Активность, способность порождать смыслы, а не пассивно отражать мир. Таким образом, смысл не предшествует языку, а наоборот непрерывно производится языком.

б) Власть языка над культурой и субъектом. Более того, сознание человека рассматривается как функция языка. Язык, рождая новые смыслы, формирует субъекта, определяет способ и содержание человеческого мышления.

в) Функционирование («порождение») языка происходит бессознательно.

г) Язык абсолютно свободен, лишен жесткой структуры, будучи организован как ризома, и полисемантичен.

д) Источником смысла является не Автор, а Читатель (интерпретатор). Поэтому центральное место в языковых процессах занимает не Письмо (создание текста), а Чтение (как интерпретация и рождение смысла). Процесс письма «затягивает» автора, ведет его за собой, порождает новые смыслы; при этом важно не только «что» говорится, но «как» говорится.

е) Порождение и восприятие текста всегда есть игра (без цели, без центра, т.е. основной идеи, без предсказуемости и т.п.).

ж) Язык (текст) всегда принципиально открыт, не завершен.

 

Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мышление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, противопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность.

Основные средства: текст/контест (новый язык философии) и принцип деконструкции.

 

 «Новый» философский разум утверждает парадигму лингвистического поведения (Р. Рорти), для которого характерна общая установка на «размывание контуров», «переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы».

Новая рациональность — это сформированный на основе информационной культуры иррационализм, выросший из признания символических и виртуальных реальностей третьим, наряду с материальной и идеальной, типом реальности. Для постмодерна тайна (суть) вещей в том, что у них нет сущности.

 

Черты постмодернистского текста — интертекстуальность, ирония, метаречевая игра. «Страна дискурсов» Дерриды и Лиотара — это сплошная метафоризация и интерпретация текста, приводящая к потере той грани, которая отделяет серьезную теоретическую работу от эстетически экстравагантных языковых игр. Главное —не что сказал автор, а чего не сказал и почему (Деррида).

 

В человеке интересно только неповторимо индивидуальное, неставшее, неоформленное, более человечное, нежели структура. «Нет ничего более бесчеловечного, чем прямая линия». «Забудьте все, чему вас учили — начинайте с мечты». Человек в постмодерне бесконечно плюрален; отсутствие единой системы ценностей ведет к такому множеству позиций, которое не способно стать единством.

 

Отказ от «внутреннего» — главное в философии сознания постмодерна. Картина сознания предстает в виде интегрированной системы психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации — с информацией, полученной в прошлом.

 

История - это процесс закономерной смены эпох. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передаст последующей, посколь ку основана на «радикальной прерывности».

 

Социальная доктрина постмодернизма основана на следующих тезисах:

а) общество являет собой не кинофильм, а «моментальный снимок»;

б) отсутствует, по сути, целеполагание; общество теряет интерес не только к высоким, но и к скромным целям, наступает «гипертрофия средств и атрофия целей» (П. Рикер);

в) общество утратило системность и целостность;

г) в информационном обществе изменилась сущность социализации: девиации (отклонения) важнее, чем классическая «спокойная» социальность.

 

Бытие как ф. категория.

 Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.

 

 Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Это состояние, единое с бытием и противоположное ему.

 

 Смысл понятия "бытие":

* окружающий мир, предметы, явления реально существуют;

 

* Окружающий мир развивается , имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

 

* Материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют.

 

 Субстанция - самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя.

 

Основные формы бытия:

 

* Материальное - существование материальных тел, вещей, явлений окружающего мира;

 

* Идеальное - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

 

* Человеческое - существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

 

* Социальное - включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;

 

* Ноуменальное (ноумен - вещь в себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

 

* Феноменальное (феномен - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

 

Сознание как ф. категория.

1) Сознание – человеческая способность идеального (посредством идей) воспроизведения действительности в мышлении. Высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности.

 

Генетические предпосылки сознания – “отражение” (способность одних материальных систем запечатлевать свойства воздействующих на них других систем) и информационное взаимодействие (информационное отражение, как свойство живой природы). Психика – вид информационного взаимодействия.

 

 Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью фиксации навыков, способов и норм преобразовательной общественной деятельности. В этом общественная природа сознания.

 

 Два уровня сознания: общественное (в форме идеологии, морали, науки, культуры) и индивидуальное (в котором происходит освоение социокультурного опыта в вышеперечисленных формах).

 

Важная черта сознания – способность оценить ситуацию “извне”, не являясь ее непосредственным участником определить свое отношение к ней, сформулировать позицию.

 

Сознание носит характер целенаправленного отражения действительности – человек не просто фиксирует ситуацию, но рассматривает ее с точки зрения норм, установок, представлений о должном.

 

Прорабатывая свое отношение к миру, человек развивает самосознание.

 

 2) Самосознание – осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Это выделение себя, своего отношения к себе, оценка своих возможностей.

 

Уровни самосознания:

 

• Осознание своего тела, его вписанности в мир вещей (самочувствие).

 

• Осознание себя в качестве принадлежащего к определенному человеческому сообществу, культуре, социальной группе.

 

• Возникновение сознания Я, похожего и одновременно отличного от других людей, свободного и ответственного, способного на самоконтроль и на самооценку.

 

 Для осознания себя необходимо осознание другого человека как себе подобного, что происходит в процессе взаимоотношений

 

Рефлексия – явная форма самосознания, когда те или иные феномены сознания анализируются субъектом.

 

 Для наиболее полного понимания человеком себя рефлексия (направленное на себя сознание) должна сочетаться с суждениями “со стороны”, мнением других людей.

 

Предметность самосознания – тело человека, его сознание и познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. “Трогая” сознанием какой-то объект мы осознаем сам объект, а не себя. Так же как трогая пальцем предмет мы чувствуем его, а не палец.

 

 Сознание – важное связующее звено между личностью и деятельностью, так как оно определяет, кем в этом мире видит себя человек, и что исходя из этого, он должен делать.

 

Ф. учение о материи.

1)Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. (Ленин В. И.)

 

Материя – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

 

 Материя не может существовать вне движения.

 

Движение может сохранять или не сохранять качественное состояние предмета.

 

Движение материи может быть физическим (неживая материя), биологическим (живая) и социальным (общество)

 

 2) Уровни организации неживой материи:

• Метагалактика

 

• Системы галактик

 

• Галактики

 

• Планетные системы

 

• Планеты

 

• Макротела

 

• Молекулы

 

• Атомы

 

• Элементарные частицы

 

 

Живая материя:

• Биосфера

 

• Человеческое общество

 

• Биоценозы (взаимосвязанные популяции)

 

• Популяции

 

• Многоклеточные организмы

 

• Клетки

 

• Доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки)

 

 3) Пространство и время.

Пространство отражает структурную организацию материального мира.

 

Время отражает длительность процессов.

 

Пространство и время – формы бытия материи

 

Многомерность пространства-времени (4 измерения)

 

Концепции пространства и времени:

-Субстанциальная. Пространство и время существуют независимо от материи. (Демокрит, Ньютон).

-Реляционная. Пространство и время – особые отношения между объектами и вне их не существуют. (Лейбниц).

 

Пространство-время отражаются в 3х сферах – биологической, неживой природе и социальной (как и материя)

 

Социальное пространство-время не сводится к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, отношения между людьми, человеческое сознание.

 

Социально-историческое время течет неравномерно, уплотняясь и ускоряясь по мере общественного прогресса.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!