Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители.



Средние века – 1000 летний период развития феодального общества. Начало 476 год, конец 14 век.

Специфика обусловлена возникновением и развитием христианства. Главная черта – связь с христианским мировоззрением, философия стала служить богословию. Сформировалась на основе ф. Платона, неоплатонистов, Аристотеля(удалены все материалистические элементы).

Теоретическое мышление теоцентрично (Бог – абсолютное бытие и абсолютное благо; познание Бога – главная цель и смысл жизни, служение Богу – основа нравственности).

 

*Креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего.

*Провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога для осуществления божьего плана спасения человека.

*Эсхатология – учение о конечных судьбах человека и мира.

*Сотериология – учение о спасении, райском блаженстве, воссоединении с Богом.

*Теодицея – оправдание Бога, объяснение существования зла.

*Символизм – учение находить скрытое значение каких-либо явлений.

*Экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

 

Этапы:

1) Апологетика (сер. 2 – начало 4 века)

Защита христианского вероучения в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Центральная проблема – соотношение разума и веры, соотношение язычества и христианства. Представители: Флавий Юстин, Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан.

 

2) Патристика (4-8 вв.)

Религиозно-философское учение крупнейших богословов периода раннего христианства и, прежде всего, отцов церкви, которые сыграли важную роль в формировании христианской ортодоксальной теологии, заложили основы догматики. 3 критерия: древность, святость жизни и ортодоксальность учения. Проблемы: троичная (ипостастная) природа Бога при его единой сущности; христологическая (2 природы Христа); соотношение свободы и благодати; соотношение веры и разума. Каппадокийские отцы: Василий Великий, Григорий Нисский, Георгий Низианзин, Иероним, Августин Аврелий, Максим Исповедник.

 

3) Схоластика (9-15 вв.)

Рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии. Представители: Северин Боэций, Гуго Сэн-Викторский, Алкуип, Иоанн Скот Эриугена, Дупе Скот, Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, У. Оккам, Фома Аквинский.

 

Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в ф. Эпохи Возрождения

1) Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей.

 

Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека.

 

Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовашему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос[7]. В эпоху Возрожднения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности[4].

 

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

 

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

 

4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

 

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

 

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

 

2) Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление, в его основе находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность. Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, — главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

 

Эразм Роттердамский: Все люди равны между собой от рождения и перед богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин, а благодаря своему просвещению, т.е. уровню образования и воспитания. Человек – образ и подобие бога.  Дух — высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты, благости. Противоположность его — тело, которому присущи страсти, плотские влечения, желания, которые толкают человека на безнравственные пocтупки. Душа — звено, связывающее тело и дух

 

Мишель Монтень: Человек – часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. В понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античных стоиков: свобода человека есть познанная необходимость и деятельность человека в соответствии с этой необходимостью.

 

3) Пантеизм – философское  и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое.

Впервые слово «пантеист» было использовано англ. деистом Дж. Толандом в 1705. Оппонент Толанда — нидер. богослов Й. Фай ввел сам термин «П.», очень быстро ставший общеупотребительным. Довольно сложно свести различные варианты П. в одно общее определение. Основой всех типов П. остается отрицание сущностного различия между Богом и миром, т.е. утверждение их полного единства в бытии, лежащем в основании мирового целого. Это бытие может быть определено как:

Спиноза: вечная и бесконечная субстанция.

 Гегель: абсолютная реальность духа.

Шеллинг: чистая, свободная и абсолютная воля.

 

Из утверждения единства Бога и мира следуют два направления в П., в зависимости от того, как определяется место этого единства — в Боге или в мире. В П. Бог растворяется в мире во вселенской перспективе. В панэнтеизме (всё в Боге) мир оказывается только способом Божественного проявления.

 

В эпоху Возрождения можно обнаружить две тенденции в П.: христианскую (Николай Кузанский) и антихристианскую (Дж. Бруно). Для Николая Кузанского Бог, в котором совпадают абсолютный максимум и абсолютный минимум, проявляет себя в мире, предстающем как чувственно воспринимаемое богоявление. У Бруно Бог становится имманентной причиной природы, жизнь космоса — Божественной жизнью. Все события происходят в соответствии с Божественным законом, что абсолютно исключает возможность чуда.

В 17 в. самым ярким проявлением П. была система Спинозы, для которого существует только одна субстанция — Бог как causa sui (причина всего), существующая «в себе и для себя». Бог не творит мир (в иудео-христианском смысле). Он имманентная причина мира, вещи не творятся, но исходят, отсюда знаменитое — Deus sive nature (Бог или природа). Спиноза проводит различие между активной, порождающей природой — natura naturans и природой пассивной, порожденной — natura naturata. Тем самым мир предстает как необходимое следствие Бога, состоящее из модусов.

В дальнейшем П. перестает быть критическим переосмыслением монотеизма, в нем. мысли складывается собственно пантеистическая традиция, И.В. Гёте под влиянием Спинозы разрабатывает такое видение мира, которое одновременно соединило бы Божественное и природное и разделило бы их. Нем. идеализм полемизирует со спинозовской концепцией Бога-субстанции. И.Г. Фихте видит абсолютное бытие как соединяющее основание Я и не-Я. Божественный разум лишен личностных черт. Шеллинг утверждает тотальное недифференцированное единство субъекта и объекта, принимая П. как принцип «всё в Боге». Для Гегеля Божественное предстает как тотальность, Абсолют, диалектически проявляющийся в природе и истории.

В последующем развитии философии пантеистические тенденции теряют свое значение.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!