Эмпиризм в ф. Нового времени.



Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон(1561-1626). Главная идея Бэкона: Бог замыслил преобразовать мир, превратив его в царство человека над природой. Бэкон, считая задачей ф. создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений. Знание составляет реальную силу, если оно истинно.

 

Бэкон утверждал, что нужно освободиться от предрассудков Средневековья, «идолов».

1. Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства человеческого разума.

2. Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей.

3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка науки, что ведет к ложным идеям и результатам. 4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты.

Решение: неприятие никаких выводов без доказательства кем бы они ни были сформулированы. Высшая цель познания – познание природы, а также ее завоевание человеком.

 

Чтобы быть истинным, знание должно опираться на опыт. 2 вида (равноценны): плодоносный – их цель приносить непосредственную пользу людям. светоносные – цель, не непосредственная польза, а познание глубинных законов природы.

Пути познания:

паука – как паук вьёт паутину из себя, так и учёный может выводить истины из постулатов;

муравья – извлечение опыта из опытов, практики без использования теории;

пчелы – синтез двух предыдущих путей.

 

Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты опровергающие его. Таким образом, индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов.

 

Бэкон сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода на основе математического понимания природы. Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент, суть - главные условия рационального метода. Главный труд – «Новый Органон».

 

Локк Джон (1672-1704) развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей - опыт. Идеи возникают вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). Телам присущи только количественные особенности. Первичные качества - величина, фигура, движение и покой. Вторичные - запахи, звуки, цвет, вкус не принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение - абстракция). Эти операции становятся предметом рефлексии, простые идеи преобразуются в сложные. Умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения и практической деятельности. Государство - его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть: законодательная; исполнительная; союзная – федеративная - судебная.

 

Томас Гоббс (1588-1679) ставит своей целью создание философии, тождественной человеческому разуму и способной научить правильному суждению. Будучи продолжателем методологической и гносеологической мысли Бэкона, Гоббс защищает опытно-экспериментальный метод исследования природы и отстаивает известный тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и знания.

 

Основной вопрос философии – вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию – Гоббс решал строго материалистически: материальный мир, независимо от человека существующий мир тел первичен, сознание – вторично. Под идеей он понимал отражения материальных вещей, которые отпечатлеваются в нашей фантазии.

 

Предмет философии Гоббс решительно противопоставляет предмету теологии. Богословие, как нечто бесплодное, пустое должно быть отброшено прочь. Гоббс продолжал работу Бэкона по раскрытию гносеологических корней идеалистического и религиозного мировоззрений и так же как Бэкон видел эти корни преимущественно в отрыве фантазии человека от действительности. Человеку, утверждал он, свойственно доискиваться причин наблюдаемых событий, у него твердая уверенность в том, что каждое явление имеет свою причину. В том случае когда человек не может удостовериться в истинных причинах вещей, он строит такие предположения насчет этих причин, какие ему внушает его собственная фантазия. Гоббс приводит такой пример: человек познает что его идеи образы должны иметь какую-то причину и что эта причина в свою очередь должна иметь свою причину и т.д. (первопричина первопричин xD) В качестве заключительного звена этого ряда он полагает вечную причину, которая, не предполагает более никакой предшествующей причины. Таким образом он заключает, что существует нечто вечное. Но не имея никакой идеи этого вечного, он обозначает именем бога это нечто, т.е. под именем бога скрывается одухотворение вечности вселенной т.е. тех качеств, которые присущи самой материи.

 

Гоббс в отличие от Бэкона, обращавшего главное внимание на разработку индуктивной логики, делает упор на осмысление рационально-математических принципов мышления.

 

Рационализм Нового времени.

Представители рационализма утверждали возможность познания действительности из чистых принципов мышления, независимых от опыта и удостоверяемых интеллектуальной интуицией самосознательного субъекта (“врожденных идей”, “истин разума” и т. д.); логическая структура мира делает возможным его дедуктивное познание; в качестве образца (идеала знания) рационализму служила математика, выводящая всю сумму достоверных и точных знаний из небольшого числа очевидных, неопровержимых аксиом; рационалисты стремились понять мир как целое, которое состоит из двух (Декарт), одной (Б. Спиноза) или бесконечного множества (Г. Лейбниц) субстанций и устроен Богом совершенным образом.

 

Основоположником классического рационализма был Р. Декарт (1596–1650). Центральное место в методологии Декарта занимает принцип очевидности, или интеллектуальной интуиции – средоточие классического рационализма. Единственный критерий истины – разум; истинно лишь то, что мыслится разумом совершенно ясно и отчётливо; то, что мыслится ясно и отчётливо, и есть истинное бытие. Во всех людях – один и тот же разум.

 

Разум человека – малое и несовершенное подобие совершенного и бесконечного божественного разума. Декарт сделал исходным принципом философии – самосознание. Душа существует самостоятельно, независимо от тела. Таким образом, Декарт приходит к дуализму, т. е. признанию самостоятельного и независимого друг от друга существования материи (мира, природы) и душ (мышления).

 

Б. Спиноза(1632–1677) – создатель рационалистического пантеизма. Первичная интуиция Бога, как абсолютной всеобъемлющей реальности, всеединства, беспредельной полноты бытия и власти, “всереальнейшей сущности” заменила у Спинозы декартовскую достоверность самосознания и соединилась в его творчестве с геометрическим идеалом науки, т. е. дедуктивного выведения и доказательства всех положений (Евклид), а также с механистическим и детерминистическим представлением о природе, свойственным новой физике.

 

Все эти идеи объединяются у Спинозы главным понятием его философии – понятием субстанции. Однако главная цель философии Спинозы – показать путь, избавляющий человека от рабства и ведущий его к свободе. Свободен человек лишь постольку, поскольку разумен, и поскольку его поступки определяются разумом. И поскольку, далее, разум – это познание причин и следствий, то познание вечной необходимости природы и поступки, основанные на сознании этой необходимости, и есть свобода. Иначе говоря, свободу человеку даёт познание всего “в Боге”, “в аспекте вечности”.

 

Г. Лейбниц(1646–1716) был полигистором, универсальным научным гением. Наиболее важные философские работы Лейбница: “Монадология”, “Новые опыты о человеческом разуме”, “Теодицея”. Монадология Лейбница – это своеобразная система рациональной метафизики, которая в отличие от спинозовского пантеизма основана на принципе индивидуальности.

 

В отличие от многих своих современников, которые подобно Галилею, Гоббсу или Декарту сводили реальность к протяжению, фигуре, перемещению в пространстве и другим механическим свойствам вещей, Лейбниц видит подлинно сущее в мире, подлинно субстанциальное – исключительно в силе, деятельности (динамизм Лейбница). За всем телесным, физическим, видимым и протяжённым в пространстве скрывается невидимая и непротяжённая метафизическая реальность – индивидуальные бестелесные живые существа, которые получили название “монад”.

 

Лейбниц – классик метафизического плюрализма, согласно которому субстанций бесконечно много. Физический мир, тела, материя в пространстве и времени, по Лейбницу, – это не самостоятельная, независимая, субстанциальная реальность, а явление, т. е. представление монады. В отношении к физическому миру тел Лейбниц твёрдо стоит на позициях феноменализма. Лейбниц был убеждён, что всё научное знание внутренне взаимосвязано и составляет, в сущности, одну систему. Один Бог, один мир, одна наука. Все частные науки должны составить лишь различные разделы одной всеобъемлющей системы науки (идея универсальной математики).

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!