Идеология как форма ценностного освоения бытия.



Идеология - совокупность понятий, суждений, идей, учений, торий, мнений, воззрений человека, групп людей на социальную реальность и свое место в ней.

Идеология осмысливает социальную реальность в тесной связи с интересами и потребностями определенной общности людей (социальных слоев, этносов, классов, населения той ли иной страны, всего человечества). Через идеалы и ценности она выражает их отношение к данной реальности.

Особенность идеологии еще и в том, она ориентирует отдельного человека и общности на социально – практическую деятельность, на решение конкретных проблем и задач. Поэтому предлагает пути и средства решения этих задач.

В то же время идеология – это не наука, т.к. не подвергается тем процедурам проверки и доказательств, которые присущи науке. Ее подход к действительности характеризуется субъективностью, поскольку выражает интересы определенных слоев и классов.

Идеологическое осмысление сводится к осмыслению текущего опыта в рамках привычной системы политических, экономических, социальных, культурных, нравственных ценностей, сложившейся в процессе бытия конкретного человека. Изменение идеологии происходит только в результате коренных изменений социальной ситуации.

Идеология функционирует в тесной связи с философией и наукой.

Функции идеологии.

1. Осуществляет постановку целей и задач, вырабатывает мысленную конструкцию будущего, новой действительности, отвечающей надеждам конкретной социальной общности.

2. Выполняет двуединую апологетико – критическую функцию. Идеология обосновывает общественный порядок, устраивающий ту социальную группу, интересы которой она представляет, и, наоборот критикует порядки, которые не устраивают данные группы.

3. Способствует политической и социальной консолидации, или, наоборот, препятствует ей в зависимости от положения общности, которую она представляет.

4. Программирование человеческого поведения путем манипулирования сознанием. Любая идеология стремится к расширению своего влияния за счет воздействия на массовое сознание. Для этого она должна обладать определенным минимальным уровнем интеллектуальности, рациональности, а также умением воздействовать и на иррациональное в человеке, располагать качественной технологией внедрения идеологии в массы.

Философия и религия. Философия права.

Правовое сознание. Философия права.

Предмет философии права – это право (как сущность) и закон (как публично – властное, официально – обязательное явление) в их различении и соотношении (совпадении или несовпадении).

Право неразрывно с государством, поэтому предметная область философии права – это понятия права и соответствующее правовое понятие государства.

Сущность права основана на формальном равенстве, поэтому можно сказать, что предмет философии права – это принцип равенства и его проявления.

Формы его проявления: реальные правовые явления нормативно – регулятивного, институционально – властного и поведенческого характера на основе равенства. Философия права изучает их сущность.

В методологическом плане принцип формального равенства – это метод формально – логического понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права. Отсюда вытекает, что действительность предстает как правовая действительность, т.е. как система правовых свойств и связей познаваемой действительности. Сущность этой действительности и раскрывает философия права.

Без права невозможно представить гражданское общество, следовательно, право есть социальное явление, возникающее на определенном этапе эволюции человечества.

Право, соответствующее развитому правовому государству называется цивилизованным правом. Такое право должно не отражать интересы отдельных классов, сословий или групп, а обеспечивать общечеловеческую справедливость.

Философия и религия.

Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения к миру, которая имеет корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенциальным потребностям. Значение религии для человечества было и остается огромным.

Обычно выделяют следующие основные компоненты религии (в развитых ее формах): 1) обыденное сознание верующих и теоретически систематизированная часть религии, называемую богословием или теологией; 2) религиозная деятельность как практическое духовное освоение мира, включающее в себя культовые и внекультовые действия; 3) отношения, предписываемые религиозными идеями и нормами; 4) религиозные институты и их организации, главной из которых является церковь.

Функции религии в общественной жизни:

Религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности.

Кроме того, религия выполняет мировоззренческую функцию – дает определенные объяснения природы, общества и человека, т.е. мира в целом.

Что и сближает религию с философией.

К числу особых функций религии можно отнести спасательно – компенсаторную, обещающую человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни.

Регулятивная функция дает человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего этические.

Религиозная вера – это личное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знанию, когда человек открывает, что некое знание не может быть им просто «принято к сведению», а требует от него жизненного ответа. Вера и оказывается таким ответом.

Философия в отличие от религии не ориентирована на личные интересы и личные переживания в постижении бытия и жизни, в поисках первоосновы мира. Она к тому же – критична и требует доказательности.

Таким образом, философия и религия - близки как формы мировоззрения, но в то же время по форме существования и по задачам они различны.

 

Проблема развития общества.

Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Как и любая отграниченная система, жизнь общества функционирует и развивается по законам и закономерностям.

К. Маркс определяющую роль в развитии общества отводил материальному производству, ввел понятие базиса как первоосновы общества, на которой формируется надстройка. Его плодотворные разработки теории социальной причинности легли в основу многих современных концепций общественного развития. Основные её положения сводятся к следующему:

1. Причинные связи в обществе реализуются только через деятельность людей.

2. Причинные связи в обществе – не отношения между объектами, отношения субъект – объектные и субъект – субъектные.

3. Причинные связи в обществе включают такие звенья, которых нет в природе: социальные потребности, интересы, цели и средства, идеальные мотивы.

4. Причинные цели имеют относительную самостоятельность, хотя, в конечном итоге отражают материальные процессы.

5. Особо важную роль в общественной жизни играет перенос информации от причины к следствию.

6. Причинные связи в обществе носят более многообразный характер.

В современной литературе присутствуют две основные концепции развития общества: формационная и цивилизационная.

Формационная концепцияберёт своё начало из учения Маркса. Маркс вводит понятие общественно – экономической формации как конкретно – исторической формы бытия общества. Складывающиеся на определённой ступени развития общества производственные отношения составляют базис и формируют надстройку общества (идеи, институты, учреждения). Надстройка оказывает обратное влияние на базис. Формационная теория превратилась в запрограммированную историю жёсткой предопределённости единого для всех будущего.

Цивилизационный подход, предложенный в своё время А.Тойнби, не отмечает определяющую роль способа производства в существовании и развитии общества. Им за основу берутся другие факторы духовного и социально – политического порядка. Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Движущими силами истории, по его мнению, являются:

– вызов, брошенный цивилизации из вне (невыгодное географическое положение, военная агрессия и т.п.);

– деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Движущей силой развития общества выступает сам социальный субъект наряду с общественными противоречиями, борьбой, мотивами и интересами. Но как носитель общественных процессов, он, в конечном счёте, осуществляет переход от одного периода истории к другому. Движущие силы общества – это не вообще все силы, противоречия, причины и т.д., существующие в обществе. Это – деятельность людей, раскрытая с точки зрения её внутреннего механизма, её факторов и причин.

 


Понятие культуры.

Термин «культура» в его современном значении возник сравнительно недавно. Первоначально этим словом обозначали способ обработки земли и возделывания растений.

Еще со времен античности культура понималась как «искусственное» в отличие от естественного, природного, культура – это то, что создано человеком.

В современной литературе также несколько подходов к определению понятия «культура». Основные из них – аксиологический, деятельностный, социологический, гуманитарный, семиотический.

При аксиологическом(ценностном) подходе культура понимается как совокупность различного рода ценностей, как сложная иерархия идеалов и символов, значимых для данного общества. Его главная проблема – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

При семиотическомподходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод (знаково закрепленную совокупность деятельностных схем), обеспечивающий социальное наследие.

Гуманитарный подход. Главное внимание в нём направленно на совершенствование человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В культуру включаются все виды человеческого творчества, все богатство его свойств и потребностей. Это – как мера человеческого в человеке.

В социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

В деятельностномподходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. В этом смысле культура понимается как система надбиологических механизмов, выработанных человеком для реализации его активности. За счет этих механизмов люди регулируют, сохраняют, воспроизводят и развивают свое активное взаимодействие с миром. Способ производства материальных благ, социальные отношения, способы познания и т.д. – это все есть проявление человеческой культуры. Все в человеке и обществе начинается с культуры и все в конечном счете сводится к культуре. Культура – интегративный, целостный показатель общественного развития и развития отдельной личности.

Таким образом, вся деятельность человека пронизана культурой как определенным качественным мерилом этой деятельности, отличающим от животного мира. Ткань культуры составлена из разного рода регулятивов деятельности.

Культура – социальная подсистема, обеспечивающая воспроизводство, трансляцию, развитие регулятивов человеческой деятельности.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!