Социальная обусловленность человека как философская проблема. Личность, социализация личности. Проблема соотношения внутреннего и внешнего.



 Исследование социального в человеке связано с проблемой соотношения в нем внутреннего и внешнего.

В философии всегда стояла проблема определения роли внутреннего и внешнего в жизнедеятельности человека. Как видно, например, экзистенциализм настаивает на идеи самоопределяемости: сущность человека детерминирована только внутренними факторами.

Другая крайность – абсолютизация внешней детерминации человека, чаще всего рассматривалась зависимость от природы или социальной среды. Например, социоцентризм проводил мысль об абсолютном приоритете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человека. Чтобы проникнуть в сущность человека, надо изучить структуру культуры. Наиболее отчетливо это можно увидеть в так называемом структурном функционализме: человек – продукт системы. В свое время эта идея прослеживалась и у К.Маркса: сущность человека – это совокупность общественных отношений.

Личность – это мера присвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях.

Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее внутреннее ядро. Личность, таким образом, социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Формирование личностных качеств человека находятся в тесной связи с его индивидуальным самосознанием.

социализация личности – степень овладения индивидом мировоззренческих установок, ценностных ориентаций.

человеку как субъекту присущи:

1. Самодеятельность, способность к творчеству, которая является главной особенностью человеческой деятельности.

2. Индивидуально-личностное «Я» как осознание и понимание своего отношения к природному и социальному миру, как переживание этого отношения, как выражение того непременного факта, что человек наделен самосознанием;

3. Свобода как способность создавать новое, как возможность самореализации.

 

Проблема свободы человека. Свобода и ответственность.

 Исследование социального в человеке связано с проблемой соотношения в нем внутреннего и внешнего.

В философии всегда стояла проблема определения роли внутреннего и внешнего в жизнедеятельности человека. Как видно, например, экзистенциализм настаивает на идеи самоопределяемости: сущность человека детерминирована только внутренними факторами.

Другая крайность – абсолютизация внешней детерминации человека, чаще всего рассматривалась зависимость от природы или социальной среды. Например, социоцентризм проводил мысль об абсолютном приоритете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человека. Чтобы проникнуть в сущность человека, надо изучить структуру культуры. Наиболее отчетливо это можно увидеть в так называемом структурном функционализме: человек – продукт системы. В свое время эта идея прослеживалась и у К.Маркса: сущность человека – это совокупность общественных отношений.

Личность – это мера присвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее внутреннее ядро. Личность, таким образом, социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования

Формирование личностных качеств человека находятся в тесной связи с его индивидуальным самосознанием.

социализация личности – степень овладения индивидом мировоззренческих установок, ценностных ориентаций.

человеку как субъекту присущи:

2. Самодеятельность, способность к творчеству, которая является главной особенностью человеческой деятельности.

2. Индивидуально-личностное «Я» как осознание и понимание своего отношения к природному и социальному миру, как переживание этого отношения, как выражение того непременного факта, что человек наделен самосознанием;

3. Свобода как способность создавать новое, как возможность самореализации.

Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

фатализм: жизнь человека предопределена (волей бога, или законами системы), поэтому нет места свободному выбору. Другая крайность – признание воли первичной над анархизма отрицает вообще все виды какой – либо политической, экономической и духовной власти над человеком.

 другими проявлениями разумных действий человека, как это делает, например, волюнтаризм,

Свобода – это характеристика действия, совершаемого:

– со знанием и учетом объективных ограничений;

– произвольно, не по принуждению;

– в условиях выбора возможностей.

Свобода – познанная необходимость, как говорил Б.Спиноза.

Свобода исторична и является определенной мерой общественного прогресса. Но ограничения в деятельности возникают не только от незнания, но и по психологическим причинам,

Свобода ощущается прежде всего как личное чувство, как субъективное явление,

Внутренняя свобода – это специфически человеческая избирательная, творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в совокупности определяют выбор на принятие решения и его реализации.

Прежде всего проявление свободы – это умение управлять собой.

большой вклад внес экзистенциализм. Его основная мысль: подлинно свободный выбор – это выбор, сделанный в полном соответствии с внутренней правдивостью индивида, т.е. не вступивший в противоречие с его внутренними убеждениями, честностью, искренностью.

Независимость сама по себе – ценность, но не означает своеволие

обладание свободой порождает ответственность. Регулятор ответственного поведения – совесть. Ответственность выстраивается как перед другими, так и перед собой. Ответственность может быть не только личная, но и групповая, общинная, общественная.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!