Философские системы Платона, Аристотеля.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.).
Платон продолжил учение своего учителя Сократа Общие понятия он называл эйдосами, или иначе – идеи (общие понятия, виды).Онтология Платона. По его учению, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственно воспринимаемые вещинепрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Таким образом, у Платона – два мира, оторванных друг от друга. Мир идей – эйдосов вечен и неизменен, он обладает действительным реальным бытием.Мир же чувственных вещей изменчив, непостоянен, поэтому его существование иллюзорно.
состояние чувственных вещей Платон объясняет небытием(бытие – это мир идей), которое отождествляет с материей. Материя – «хора», некое пространство, бесформенное и неуловимое. вместе с идеями она создает физическую материю – вещи.
Центральная часть философии Платона – это учение об идеях – мире подлинного бытия. Идеальный мир есть сущее, которое неизменно. мир идей – это мир объективированных понятий. Число идей велико, но не бесконечно, они образуют систему, на вершине которой находится идея блага.
Учение о человекеПлатона вытекает из противопоставления идей и материи, т.е. вещей: тело смертно, душа бессмертна. Тело человека создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у тел космоса, и должны быть возвращены назад – космосу. Души состоят из трех частей: разумное начало души , аффективной и вожделяющей.
|
|
Гносеология. Далее Платон объясняет процесс познания. Оказавшись на земле, души забывают об идеальном мире. Начинает низшая – чувственная. Подлинное знание мира идей – сущностей доступно лишь разумной душе.
Исходя из своей позиции, Платон выделял следующие виды знания:
1. Знание совершенно достоверное – знание идей, получаемое до вселения душ в тело. Оно возникает через созерцание в мире идей, а после вселение в тело – через припоминание.
2. Знание чисел, близкое к достоверному, и основанных на них наук, помогающее знанию идей.
3. Знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое знание вещей чувственного мира. Опирается на чувственные восприятия, в которых нет истины. Сюда же относится и воображение.
Аристотель (384 - 322гг. до н.э.).
Онтология. Учение Аристотеля – объективный идеализм, хотя и непоследовательный, включающий в себя ряд по существу материалистических положений. Это учение сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Аристотель доказывает его несостоятельность, исходя из следующих соображений:
1. «Идеи» Платона простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.
|
|
2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи не могут ничего дать существованию вещей.
3. Утверждая, что одни идеи так относятся к другим идеям, как общее к частному, и рассматривая идею как сущность бытия вещи, Платон впадает в противоречие.
4. Платоновское учение о независимом от вещей чувственно воспринимаемого мира существовании идей приводит к нелепому выводу: так как между идеями и чувственными вещами есть сходство и так как, по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например, человека и кроме соответствующих ей вещей должна еще существовать идея того сходного, что имеется между ними.
5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственно воспринимаемого мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождении, гибели и движения.
6. Платон сближает свою теорию идей с предложениями о причинах всего возникающего и учит, что все такие предположения восходят к единой, но уже непредполагаемой основе – к идее «блага». Однако это противоречит существованию таких понятий, которые не могут быть возведены к единому высшему понятию.
По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Форма нематериальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне приходящая в материю. Так, медный шар есть единство вещества – меди - и формы – шаровидности, С помощью этих положений о соотносительности материи и формы Аристотель пытался преодолеть пропасть между миром вещей и идеями.
|
|
Таким образом, по Аристотелю, сущность вещи (форма) неотделима от существования того, сущностью чего она является, т.е. Аристотель в отличие от Платона преодолевает разрыв сущего и существования. для Аристотеля окружающий человека мир – это и есть то, что познается, благодаря чему достигается познание общего.
Учение Аристотеля о бытии опирается на его учение о категориях. наиболее полное знание вещи достигается тогда, когда известно, в чем сущность этой вещи. Категории Аристотеля в первую очередь не понятия, а основные роды или разряды бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, его свойствах и отношениях. Он указывал следующие категории: сущность, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действование и страдание.
Рассматривая проблему движения, считал движение вечным. Этот первый двигатель – бог – служит внешней причиной всякого движения. Наиболее
|
|
В концепции причинности он различал четыре основных вида причин: 1) материальную, 2) формальную, 3) активную, или воздействующую, 4) конечную, или целевую.
1. Материальная причина содержится в самой первой материи и выступает как потенциальная причина. Первая материя, по Аристотелю, неопределенное первовещество, лишенное всякой формы. Она - пассивна и есть лишь чистая возможность. ( Вторая материя – это уже вещество)
2. Формальная причина означает форму как активный принцип, который творит из материи «истинную реальность».
3. Активная, или воздействующая (движущая) причина раскрывает процесс собствнно перехода возможности в действительность. Здесь он указывал на бога как перводвигателя.
4. Целевая причина ставится Аристотелем наиболее высоко, т.к. она объясняет цель и смысл движения. Это идеальная цель, к которой стремится вся земная природа – истина.
Гносеология. В своей теории познания он исходит из представления о существовании независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения человека – отражения предметов вещного мира. Но хотя Аристотель утверждал, что в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении. Чувства познают лишь единичное, а единичное – хаотично, наука его познать не может, т. к. занята познанием общего.
Аристотель – первый древнегреческий философ, от которого дошли систематически разработанные трактаты по вопросам логики. Логику Аристотель понимал как науку о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания.
Учение о человеке. Рассматривая человека как телесное и духовное существо, Аристотель видел душу как высшую деятельность человеческого тела. Различал три вида души: растительную, животную и разумную. Растительная и животная души неотделимы от тела. Главные их признаки – способность к питанию (растительная) и способность к осязанию (животная). Разумная душа – это ум, который может существовать отдельно от тела как вечное. Дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2675; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!