Основные черты и направления древнекитайской философии.



Древнекитайская философия.

В Древнем Китае не было жречества

Для древнекитайской мифологии, характерно представление о первоначальном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах – небесной Ян и земной Инь. Легкие частицы образуют небо –Ян, а тяжелые – землю –Инь. Всем правит дао – безличный мировой закон (путь). Древнекитайская нравственность «ли» - «почтительность», «церемониал», «ритуал», «сяо» - почитание родителей, «ди» - почитание старшего брата.

Для истории китайской философии наибольшее значение имела «Книга перемен» (XII – VI вв. до н.э.

Появление философии в Древнем Китае представляло шесть основных школ: 1) конфуцианство; 2) моизм; 3) школа закона («фа – цзя»), по европейски – легизм; 4) даосизм; 5) школа «инь – ян» (натурфилософы); школа имен («мин – цзя»).

Конфуцианство. сосредотачивалось на этических правилах, социальных нормах и регулировании органов управления. Основатель учения – Конфуций, который считается первым китайским философом.

Конфуций считал, что жизнь человека определяется небом и его судьбой, а также Дао. Дао, по Конфуцию, – путь поведения, долг человека. Этот путь даётся Небом, но человек должен постичь своё Дао и следовать ему.  Главное стремление – получение статуса «Благородного мужа», обладает совершенствованием поведения, честностью, бескорыстностью, мудростью и справедливостью. Сяо – одна из важнейших добродетелей, традиционная идея китайской культуры. «Благородному мужу» противопоставлялся простолюдин, или «низкий человек» (сяожань).

даосизмзанималось вопросами объективной картины мира в его абстрактно – философском категориальном аспекте. Решались такие проблемы, как бытие, небытие, становление, единое, многое и т.п.

Основателем даосизма считается Лао-цзы. Главный труд даосизма «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»). Дао – это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего не только в Поднебесной, но и в самом мире. Но «дао» – не только первоначало и первооснова, но и всеобъемлющий закон мироздания.

Даосы говорили о двух Дао: безымянное (постоянное) Дао и дао, обладающее именем. Первое Дао, бестелесно, безымянно, отождествлялось с небытием. Второе Дао, имеющее имя, – с бытием, порождаемым первым Дао. Таким образом, небытие первично, это и есть Дао, не имеющее имени. Небытие порождает бытие. Бытие – Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого являются небо и земля.

Гносеология даосизма подчинена двум дао соответствует два вида знания. Знание безымянного дао мистично, ибо знание о нем состоит в молчании,

Этический идеал даосов – шэнжень - «совершенномудрый». Он противопоставлялся «благородному мужу». Последний объявлялся как человек с «низшим дэ», тогда как «шэнжэнь» - человек «высшего дэ» и дао. Они отвергали ценности конфуцианцев. Напротив, «человек с высшим дэ» не стремится делать добрые дела, потому что он добродетелен. Его главное качество – мудрое недеяние, т.к. самое основное в деятельности человека – ни во что не вмешиваться, представить всему идти своим естественным путем – дао.

 

Ранняя древнегреческая философия: особенность философствования и проблематика. Милетская школа, школа пифагорейцев, элеатов и софистов

Ранняя древнегреческая философия – Ионийска.  Была представлена в основном Милетской школой и философом – одиночкой из Эфеса – Гераклитом. В целом она была стихийно – материалистична и наивно – диалектична, что не исключало в ней элементов идеализма.

Однако ионийская философия – это философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые мыслители стремились понять то или иное начало как субстанцию. их воззрений, материалистическая, т.к. в качестве первоначала они видели ту или иную форму вещества, а не духа. ионийская философия было все же рациональна,  выражалась в рассуждениях и стремлениях к понятийному мышлению: вода, земля, воздух. огонь, логос, необходимость. Представители этой философии – монисты,

Основателем философской школы в Милете считается Фалес – жил приблизительно в 640 – 562 гг. до н.э. В философских размышлениях он поднялся до понятия первоначала – воды. не просто вода, а вода «разумная», божественнаяВсе остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии..

Другой представитель Милетской школы – Анаксимандр (611 – 546 до н.э.) – ученик и последователь Фалеса. Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «архэ», т.е. до первоначала, субстанции. Такое начало он обозначил как апейрон – беспредельное, безграничное, бесконечное. Сам по себе апейрон вечен. апейрон выделяет противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое. образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.) – ученик и последователь Анаксимандра. Областью его интересов также являлись природные явления. Все формы природы сводил к воздуху. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. В беспредельном воздухе он видел начало и тела, и души. Душа воздушна. Боги также произошли из воздуха.

Философ Гераклит из Эфеса (540 -480 гг. до н. э.) субстанционально – генетическое начало всего сущего открыл в огне. огонь, с одной стороны, подобен первоматерии и является первоосновой мира (архэ), так и основным элементом (стойхейрон).  мир возникает из огня и опять сгорает..

В своей диалектике Гераклит исходил из того, что все абсолютно изменчиво. Его центральный принцип: все течет. Мир он уподоблял реке и говорил, что «в ту же реку вступаем и не вступаем», потому что «набегают все новые и новые волны.

Школа Пифагорейцев.

Основатель школы – Пифагор (приблизительно (584 – 500 гг. до н.э.) Математический подход к миру заключался в объяснении количественных отношений между реально существующими вещами. Главная идея Пифагора: «число владеет… вещами», в том числе и нравственными, и духовными качествами. Утверждают, что именно Пифагор начал связывать пять физических элементов с пятью видами правильных многогранников. Земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдров), воздух – из восьмигранников (октаэдров), вода – из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир – из двенадцатигранников (додекаэдров).

Положив в основу космоса число, Пифагор придал ему новое значение, оно стало обозначать упорядоченное числом мироздание.

Школа элеатов.

Школа элеатов сложилась в VI в. до н. э. в Южной Италии в городе Элее. Главные представители этой школы – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс.

Ксенофана (565 -470гг. до н. э.) считают идейным предшественником элейской школы. что боги – это творение человека. Земля – основа всего сущего, субстанция, именно земля простирается своими корнями в бесконечность. Вместе с водой она производит жизнь. Даже души состоят из земли и воды.

Онтология Единое как первооснову мира выделил из природного и возвел в самостоятельное бытие, назвав его богом. Бог, по Ксенофану, – чистый ум. В основе этого единства – мысль.

Согласно Ксенофану, ощущения ложны. Разум несовершенен, он тоже может обманывать, Истина случайна, т.к. является результатом не столько систематического мышления, сколько случая. Он не отрицал возможность познания мира, но отрицал возможность знания о таком познании.

Философия Парменида –была направлена против учения Гераклита. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждал Парменид, всегда есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее, или небытие, никак нельзя мыслить как несуществующее, другими словами, несуществующего нет. Из этого же, как считал Парменид, вытекает вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Ничто не возникает и не уничтожается.

Софисты.

Во второй половине V в до н.э. в Греции появляется школа софистов

Древнегреческое слово «софистэс» означало знатока, мастера, художника, мудреца. Истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать противника в спорах и в тяжбах. Под софистикой стали понимать умение доказать предвзятую, иной раз заведомо ложную точку зрения.

Философское течение софистов неоднородно. Наиболее характерен для всех представителей этого течения тезис об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Крупнейший представитель софистики Протагор выразил его следующими словами: «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что не существуют».

Среди софистов выделяют старших и младших. К старшим относили Протагора, Горгия, Гиппия, Продика. К младшим (IV в. до н.э.) – Ликофрона, Алкидама, Крития и др.

Один из старших софистов Протагор (481 – 411 гг. до н.э.), развивая учение о субъективности знания, исходил из определенных онтологических предпосылок. Протагор – материалист. Считал, что основные причины всех явлений находятся в материи. Но главное свойство материи ее изменчивость, текучесть.

Из онтологических вывод. Если все меняется и переходит в противоположное себе, то о каждой вещи возможны два противоположных мнения.

Младшие софисты отошли от натурфилософских проблем, сосредоточив свое внимание на области построения знания, его роли в жизни человека. Занимались вопросами морали, в частности, выдвинули идею «естественного права», утверждая, что все люди по природе равны.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 784; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!