Возникновение философии. Социокультурные условия и духовные источники.



 

Философия всегда выделялась характером своих проблем, которые раскрывали сущность бытия и человеческого существования.

Возникновение философии было подготовлено всем ходом предшествующей истории, но непосредственным толчком послужила потребность человека в новом онтологическом знании. Духовным источником философии явилась предфилософия. В широком смысле слова предфилософия – это переходные формы знания между мифологическим, религиозным и собственно философским мировоззрением. Иначе говоря, процесс возникновения философии можно понимать как результат противоречия между основанным на эмоциональном, нерациональном воображении мировоззрением и зачатками рационального мышления.

Но предфилософия выступает как предпосылка появления философии. Для её реализации нужны были определённые общественные условия. Таким социально – историческим фактором послужил скачок в обществе с переходом от бронзы к железу. Он увеличил возможности человека и повысил его уверенность в своих силах.

 Религиозно-мифологическое же мировоззрение тормозило дальнейшее становление критического восприятия мира. Тем самым возникла общественная потребность в ином мировоззрении, отвечающем уровню, образу жизни человека.

Разделение труда, выделение умственной деятельности создало возможность для развития логико – рассудочного уровня Началось оно с поисков генетического начала мира, затем последовали проблемы поиска субстрата (общей основы многообразных явлений), субстанции (внутреннего единства явлений, первоосновы). Но формирование философии – это длительный процесс. Постепенно менялся сам её облик: она всё больше отходила от предфилософии, обретая собственные понятия, категории, методы познания.

 

Духовность Древней Индии и древнеиндийская философия.

Философия Древней Индии.

Возникновение философии Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до нашей эры,

Древнеиндийская философия возникла на комментировании Вед (религиозные гимны, молитвы, заклинания). Веды – древнейший литературный памятник – начали складываться в третьем тысячелетии до н.э. В них выражалось мировоззрение Ариев, художественное,мифологическое, религиозное знание, а также магия.

Согласно Ведам, мироздание (джагат) состояло из трех миров (лока), затем называлось «трилока», каждый из которых возглавлялся своим богом. Агни заведовал землей, Индра – воздушным пространством, Сурья – небом. Человек понимался как творение богов и как часть живой природы. Странствие души по различным телам, не имевшее конца называлось сансара. Дхарма- это первоначально бог закона и правосудия, затем сам закон. Закон воздаяния, или карма. Точное исполнение Дхармы представителем высшей касты, брахманом освобождало его душу от дальнейших рождений и тем самым от траданий, связанных с пребыванием в телах. Наступала мокша – освобождение. В учении о сансаре, карме и мокше содержалалась мысль, согласно которой рождение в низшей касте – наказание за прошлые злодеяния, а служение высшей касте – залог посмертного рождения в еще более высоком положении, переход же из одной касты в другую в течение жизни человека невозможен.

Брахманы также содержали элементы предфилософии. Создали новую религию – Брахманизм, верховный бог которого Брахма (Брахман). не получил широкого распространения в Индии.

Упанишады (буквально: «сидеть около») образуют завершение ведической литературы. Несмотря на отсутствие системности и доказательности, Упанишады стремятся осмыслить мифологию и ритуал. Переход от мифологии к философии в Упанишадах нагляден: живой мифологический бог Брахман переходит в отвлеченное философское начало брахман.

Для обозначения индивидуальной человеческой души использовалось понятие Атман. В мироздании человек растворяется в Брахмане, исчезает, места для личности не остается.

задача познания: лишь тот, кто осознает единство Атмана и Брахмы, освобождается из бесконечной цепи перерождений. душа возвращается к Брахме,. Это называлось «путь богов»(деваяна).

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные ( не признающие авторитета Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относились джайнизм, буддизм и школа чарваков – локаятиков.

В результате развития древних учений «мудрецов» возникла философия джайнизма. Вардхамана, Его последователи стали называться джайнистами. Джайнизм в своей главной части – этическое учение, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Цель философии джайнизма – «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается освобождение. Источником мудрости особые святые,

Джайнизм опирался на особое учение о бытии. Из неживых субстанций материи (пудгала). аджива – неживое. Живое отождествлялось с одушевленным – джива.

Сущность человека также двояка: джива и аджива. Их связывает карма. Мокша понималась в джайнизме как полное и окончательное разъединение дживы и адживы. джайнизм уделял большое внимание этическим проблемам, получившим название «Три драгоценности», или «Три жемчужины» (триратна): правильное поведение, правильное познание и правильная вера. Правильная вера – это вера в авторитет мудрецов – основателей джайнизма. Правильное поведение – соблюдение аскезы. Правильное познание – душа должна смыкаться с предметами познания без всякого посредничества чувств и ума.

В VI – V вв. до н э. возникло другое влиятельное учение – буддизм.Сддхартхи Гуатамы.

Первоначально буддизм возник как антибрахманское этическое учение. Брахманизм защищал жрецов, буддизм городские низы.

Центром учения явились четыре благородных истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповедческой деятельности:

1) жизнь есть страдание. Рождение болезнь, старость, смерть, невозможность достичь желаемого – все ведет к страданию;

2) причиной страдания является жажда, ведущая через через радости и страсти к перерождению, рождению вновь;

3) устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды;

4) путь, ведущий к устранению страданий, – благой восьмеричный путь. Он включает в себя: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Будда был сторонником среднего пути, т.е. отвергал и жизнь, посвященную чувственным удовольствиям, и путь аскезы и самоистязания.

Каждое из положений разъяснялось с позиций нравственности, например, правильная жизнь требовала соблюдения пяти заповедей (панчашила) буддизма: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками.

правильное сосредоточение. Оно характеризуется четырьмя степенями погружения (дхана) и относится к медитации и медитационной практике. В результате достигается состояние нирваны. Слово «нирвана» означает «исчезнувший», «умерший», «прекратившийся. Нирвана – это видоизменение понятия мокши.

Таким образом, Древнеиндийская философия по сути сливалась с религией и мифологией. Это видно в традиционном решении проблем, в используемой терминологии и понятиях. К числу других особенностей этой философии также относится отсутствие ее связи с науками и слаборазвитое индивидуальное начало.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 743; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!