Наука как система знаний, как процесс генерации нового знания, как социальный институт.



Предмет философии науки. Определение и статус философии науки. Философские проблемы науки.

Философия науки – философская дисциплина, предметом исследования которой является наука, как «триединое целое» - система развевающегося знания (отвечающего критериям научности), форма духовного производства и социального института. Ф.Н. изучает общие закономерности научной деятельности, структуру, динамику, уровни формы научного знания, его соц. - культурную детерминацию, идеалы и нормы, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития. Ф.Н. вначале разрабатывалась на материале естествознания (как наиболее зрелой области науки). В последние годы она привлекает для философского обобщения материал социально-гуманитарных наук – социологии, соц. антропологии, соц. Ф., соц. психологии, культурологии и др. В центре внимания Ф.Н. на современном этапе проблемы особенностей соц. познания, специфика их методов, воздействие соц. – гуманитарного познания на общественные процессы, оптимистичность соц. управления и т.п.

Ф.Н. возникла в ответ на потребность осмыслить соц. культурные функции Н. в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе во II пол. ХХ в., в то время как направление, имеющее название «Ф.Н.» возникло столетием раньше. Предметом Ф. Н. являются общие закономерности и тенденции научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся соц. - культурном контексте.

Ф.Н. имеет статус исторического соц. - культурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или соц. - гуманитарных наук. Даже когда методолог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Философа Н. интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научных знаний, методы исследовательской деятельности. Ф.Н., понятая как рефлексия над Н., выявляет изменчивость и глубину методологических установок и расширяет границы самой рациональности.

Центральной проблемой Ф.Н. – являются проблемы роста научных знаний. Все проблемы Ф.Н. можно разделить на 3 подвида:

1 группа. Проблемы, идущие от Ф. к Н., вектор направленности которых отталкивается от специфики философских знаний. Поскольку Ф. стремится к универсальному постижению мира и познанию его общественных принципов, то эти интенции наследует и Ф.Н., в данном контексте она занята рефлексией над Н. в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, для которой необходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.

2 группа.Возникает внутри самой Н. и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.

3 группа. Проблемы взаимодействия Н. и Ф. с учетом их фундаментальных различий органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исследования по истории науки убедительно показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. При таком подходе Ф.Н. включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научных познаний, хотя так очерченные ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.

Природа философского знания и Ф.Н. Онтология, гносеология и аксиология как основные разделы философских систем.

Философия науки – философская дисциплина, предметом исследования которой является наука, как «триединое целое» - система развевающегося знания (отвечающего критериям научности), форма духовного производства и соц. института. Ф.Н. изучает общие закономерности научной деятельности, структуру, динамику, уровни формы научного знания, его соц. - культурную детерминацию, идеалы и нормы, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития. Ф.Н. вначале разрабатывалась на материале естествознания (как наиболее зрелой области науки). В последние годы она привлекает для философского обобщения материал соц. - гуманитарных наук - социологии, соц. антропологии, соц. Ф., соц. психологии, культурологии и др. В центре внимания Ф.Н. на современном этапе проблемы особенностей соц. познания, специфика их методов, воздействие соц. – гуманитарного познания на общественные процессы, оптимистичность соц. управления и т.п.

Типология представлений о природе Ф.Н. предполагает различие той или иной ее ориентации, к примеру, онтологически ориентированной (А. Уайтхед), или методологически ориентированной Ф.Н. (критический рационализм К. Поппера). В первой, приоритеты будут принадлежать процедурам анализа, обобщения научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного образа универсума. Во второй - главным станет рассмотрение многообразных процедур научного исследования, как то: обоснования, идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания.

Иногда о Ф.Н. говорят в более широком историко-философском контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся о Н. на протяжении многовекового развития Ф.

Любая развитая философская система должна состоять из 3 взаимосвязанных частей: онтология, аксиология, гносеология.

1. Аксиология (аксио - ценность, логос - слово, учение) - раздел Ф. изучающий ценность. Понятием ценности охватываются процессы, явления. Предметы, которые обладают положительной значимостью для человека, способствуют удовлетворению его потребностей. По содержанию ценности подразделяются на экономические, политические и социальные, а по форме - на материальные и духовные. В зависимости от того, кто является субъектом ценностного отношения к действительности, они подразделяются на индивидуальные и групповые. От ценности следует отличать оценку, под которой имеется в виду действие, связанное с установлением значимости предмета для человека. В качестве основания оценки выступают нормы, которые сами являются ценностями. С А. тесно связана логика оценок, представляющая собой теорию рассуждений, в составе которых встречаются оценочные суждения.

2. Гносеология(теоретические проблемы познания) - раздел философии, в котором предметом исследования является процесс познания как таковой в его целостности. Основные проблемы теории познания: сущность познавательного процесса, его закономерности, условия и предпосылки, возможности и границы, всеобщие основания и соц. - культурные детерминанты. Важнейшая проблема Т.п. - соотношение знания и реальности и связанные с ней вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и др. Т.п. тесно связана с такими фундаментальными науками как онтология, диалектика, логика и методология. Поскольку субъектом Т.п. является человек, то она широко использует данные философские антропологии, этики, культурологии, социологии, герменевтики, феноменологии и др. наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта Т.п. опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большое влияние на развитие Т.п. оказывают математика, кибернетика, синергетика, естественные и гуманитарные науки, история философии и науки и права.

3. Онтология (онтос - бытие) - философское учение о бытии как таковом, а не о бытии тех или иных объектов. Парменид и другие элеаты мыслили бытие как истинно сущее, вечное и неизменное, самопорождающее себя единство истины, добра и красоты. Подвижное многообразие мира они относили к миру обманчивых явлений. Средневековые мыслители придали онтологии теологический смысл, отождествив понятие бытия с Богом. Обоснование всех философских учений и систем строились на онтологии. В материализме 17-18 в.в. бытие отождествляется с природой, что равносильно отрицанию онтологии. С позиций Канта, не может быть онтологии, как учения, независимого от учения о принципах познания, а это означает совпадение онтологии и гносеологии. Интерес к онтологии в западноевропейской философии в 19 в. резко упал, появились психологические и гносеологические трактовки онтологии. Бытие стало субъектным. В начале 20 в. западноевропейская философия вернулась к теме онтологии, как универсальной теории бытия, полученной путем синтеза естественнонаучных, философских и иных знаний (Э. Гуссерль, Н. Гартман, неотомизм, М. Хайдеггер и др.). Русские религиозные философы (19 - начала 20 в.) разрабатывали проблемы онтологии, признавая, что бытие существует для всяких форм человеческой деятельности.

Наука как система знаний, как процесс генерации нового знания, как социальный институт.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Характерное для нового времени интенсивное развитие производительных сил вызвало бурный расцвет науки, особенно естествознания (пр. вс. механики). Отражая мир в его материальности, наука создает единую взаимосвязанную, и развивающуюся систему знания о его законах. Наука разделяется на множество частных наук, которые различаются между собой тем, какую форму движения материи они изучают.

Наука понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же, как соц. институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности. Именно деятельностное понимание науки, особо отмечал В. И. Вернадский: «Ее [науку] содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей».

Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, ради чего армии ученых тратят свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий научный элемент и основная ценность науки.

Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т. д.

Наука, как соц. институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что она является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, - результат недавнего развития.

В настоящее время наука предстает пр. вс. как социально-культурный феномен. Наука зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в соц. контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социально-культурный феномен. Наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социально-культурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ «К.». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента посл.ей в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.

Наука, понимаемая как социально-культурный феномен, не может развиваться вне освоения знания, ставшее общественным достоянием и хранящееся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: пр-ма интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, пр-мы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Как социально-культурный феномен, Н. включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные.

Наука, как соц. институт включает в себя пр. вс. ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации: научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др. В современных условиях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления науки и ее развитием.

Наука была и остается пр. вс. средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки, как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Т.о., основной, конституирующей само здание науки является функция производства и воспроизводства истинного знания.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!