Социологический и культурологический подходы к проблеме возникновения науки нового времени.



По мере того как в недрах феодализма постепенно развив товарно-денежные отношения, и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении мира. С этим стремлением связана новая эпоха культуры - эпоха европейского Возрождения или Ренессанса. Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентристское (от греч. antropos - человек) мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природа, космос, в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.

В эпоху возрождения возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и оценить это своеобразие. Оригинальность, непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности.

Возрождении дала миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей, великих гуманистов, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Но философия Возрождения была переходной ступенью к философии зрелого буржуазного общества. В ХVII-ХVIII вв. начался следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В это время вследствие интенсивного развития промышленности, мореплавания, торговли и великих географических открытий поток информации резко возрос, в результате чего колоссально расширился кругозор европейских ученых. Благодаря великим открытиям Н. Коперника (1473-1543), Г. Галилея (1564-1642) и И. Кеплера (1571-1635) возникает новое естествознание. Его отличительная черта - соединение теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Быстро развиваются новые отрасли естествознания - механика, физика, химия, экспериментальная биология. Чем больше накапливается сложных научных проблем, тем острее ощущается потребность в философском анализе знаний - в общей методологии познания. Вместе с тем новые знания коренным образом меняют научную картину мира. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносецентристского (от греч. Gnosis - знание, познание). Одно из таких направлений - рационализм (от лат. Ratio - разум) - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт (1596-165О), Б. Спиноза (1632-1677), Г. Лейбниц (1646-1716) и ряд других мыслителей.

Другое философское направление - эмпиризм (от греч. Empiria - опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679) и Д. Локк (1632-1704).

Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой форме происходит сложная борьба материалистических и идеалистических воззрений. И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к процессу познания. Идеалисты настоятельно подчеркивают активную роль мышления и явно недостаточно внимания уделяют процессам и явлениям, происходящим в реальном мире. Материалисты того времени в свою очередь недооценивают активный, творческий характер человеческого мышления.

В конце 16 начале 17 века происходят первые буржуазные революции (в Нидерландах, Англии), которые положили начало развитию нового общественного строя - капитализма, порождает изменения в экономике, политике и социальных отношениях, в сознании людей.

В эпоху Возрождения философы уделяли большое внимание критике средневековой схоластики. Развитие науки и общественной жизни обнаруживает ограниченность всех прежних философских систем, их мировоззренческих и методологических установок. По мере развития капиталистического способа производства все острее становятся противоречия между нарождающимся капиталистическим строем и пережитками феодализма. Философия нового времени, выступает с острой критикой феодализма. Это нашло свое отражение, прежде всего в борьбе материалистических взглядов и идеалистических воззрений.

Передовые мыслители 17-18 вв., опираясь на достижении современного им естествознания, идеолог подготавливали революционные преобразования в общественной жизни и продвинули философическую науку. Борьба материализма и идеализма в этот период приобрела острый характер. В 17-18 вв. борьба против религии как господствующей идеологии изжившего себя феодального строя отвечала самым насущным потребностям прогрессивного развития общества.

Было выдвинуто ряд материалистических теорий, развившихся в борьбе против теологии и схоластики. В конце 16 в начале 17 вв. в Англии возникло сильное материалист направление, которое плодотворно развивалось на протяжении 17-18 столетий. Английский материализм 17 в. представлен философ теориями Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Д. Локка. Блестящим представителем передовой научной мысли во Франции в XVII в. был выдающийся естествоиспытатель, математик и философ Р. Декарт. Почетное место среди передовых мыслителей XVII века принадлежит голландскому философу Б. Спинозе.

Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций, опиралась на достижения естествознания, наибольшее развитие получили математика, механика, физика. Это отвечало потребностям развития производства, но в то же время накладывало свой отпечаток на философское осмысление мира. Философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма - механический характер.

Главнейшим приобретением естествознания 17-18 вв. явился эксперимент метод и метод анализа, обусловлено великими открытия естествознания. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность, без синтеза. Поэтому в естествознании, а затем и в философии стал господствовать метафизический метод мышления.

В конце 17- начало 18 вв., после завершения цикла ранних буржуазных революций, в странах Западной Европы поднялась волна религиозных реакции и идеализма, представитель епископ Д. Беркли (1685-1753). Но все попытки остановить распространение материалистических идей оказались безуспешными. В 18 в. выступления материализма против религии и идеализма приобрели еще более острый характер. Основным центром борьбы в Западной Европе стала Франция.

Французский материализм 18 в. был передовым мировоззрением, идеологически подготовившим французскую буржуазную революцию. Представителями были Ж. Мелье, Ж. О. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Францу. Материалисты 18 в. выступали с резкой критикой религии, опираясь на прочный фундамент материалистического понимания природы.

18 в. называют эпохой Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга людей, теперь распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук - в этом заключалась важнейшая черта взглядов передовых философов того времени. На знамени просветителей написано два главных лозунга: "Наука и прогресс". В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Д. Локка, Д. Толанда П. Гольбахом, Ж. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали И. Гердер молодой И. Кант.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!