Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки.



Разработка истории Н. началась в 19в. Понималась она тогда или как раздел философии, или как раздел общей теории культуры, или как раздел какой-либо научной дисциплины. История Н. как специальная научная дисциплина оформилась в 1892г. (во Франции создана 1-ая кафедра ИН). Первые программы историко-научных исследований:

•     хронологическая систематизация успехов в какой-либо области Н.;

•     описание механизма прогрессивного развития научной идей и проблем;

• определение социокультурного и мировозэренческого контекста творчества ученого.

Одно из главных значений ИН — понять и объяснить, как внешние условия (экон., социокульт., полит., мировоззрен., психолог. и д.р.) отражаются на результатах научного творчества: теориях, гипотезах, методах научного поиска.

Эмпирическая база ИН — научные тексты прошлого (книги, статьи, переписка ученых, неопубликованные рукописи, дневники и т.д.) Исследование прошлого — всегда реконструкция, претендующая на объективность для истории вообще возможны односторонние установки: презентизм (объяснение прошлого языком современности) и антикваризм (восстановление картины прошлого без к.л. отсылок к современности).

В позитивизме Г. Спенсер (1920-1903): обыденное и научное знание по своей природе тождественны, и Н. возникает вместе с появлением человека, общества. Научный метод — естественный, изначально присущий человеку способ видения мира, неизменяемый в различные эпохи.

30-е гг. 20в. всплеск историографических исследований.   Направление западной ИН — экстерналистское. Задача — выявление связи м/у соц/экон. изменениями в жизни общества и развитием Н. Лидер — д. Бернал (1901-1971), английский физик и науковед. Представители: Э. Цильзей, Р. Мертон, Дж. Нидам и др.

Альтернативное  направление — интерналистское/ имманентное. Наука развивается не благодаря воздействию извне, из соц. действительности, а в результате своей внутренней эволюции, творческого напряжения самого научного мышления. А. Койре, дж. Прайс, Р. Холл, Дж. Рэмделл, Дж. Агасси.

Оба направления: Н - уникальное явление в истории культуры, которое зарождается в Новое время. Научный метод — не естеств., а форм-ется под воздействием различных факторов. Но понимают факторы различно. Цильзель и Нидам видят их в ломке соц. барьеров м/у деятельностью верхних слоев ремесленников и университетских ученых в эпоху капитализма. Р. Мертон: Рационализм и эмпиризм научного метода обосновывает влиянием протестантской этики.

Интерналист Койре (1892-1964): условие возникновения Н. — коренная перестройка способа мышления. 1) Космос как иерархически упорядоченный мир, где есть земное и небесное, заменяется идеей неопределенного и бесконечного. Универсума, где вещи принадлежат одному уровню реальности. 2) Замещение конкретного пространства догалил. физики абстрактным и гомогенным пространством евклид. геометрии. 3) Создание спец. языка (яз. матем-ки) — необходимое условие экспериментирования.

Экстерналист Цильзель (1891- 1944): Развитие человеческого мышления шло не прямолинейно, а во многих направлениях, где Н. — одно из них. Выделяет общие и специфические черты формирования Н. Общие:

1. Центр культуры перемещается из монастырей и деревень в города, т.к. дух Н. светский и невоенный.

2. Быстрый технологический прогресс Нового времени способствовал формированию каузального мышления.

3. Дух предпринимательства и конкуренции разрушил традиционализм и слепую веру в авторитеты. Формируется индивидуализм и критический дух как предпосылки.

4. Дух расчетов и вычислений капитализма привел к появлению количественного, рационально научного метода.

Специфические условия связаны с тремя соц. группами - университетские ученые схоласты, гуманисты (представители светской образованности, не ученые) и ремесленники — и их взаимоотношениями в 14-16 вв. Университетские ученые и гуманисты — приверженцы       авторитетов. Ремесленники, освобождаясь от цеховых традиций и из-за экономической конкуренции, стали «пионерами эмпирического наблюдения и экспериментирования.

Т. Кун: Экстернализм необходим для изучения первоначального развития Н. или к.-л. ее области, обусловленной соц. потребностями общества интернализм — для зрелой Н.

В настоящее время З модели исторической реконструкции Н.:

1. ИН как кумулятивный, поступательный, прогрессивный пр-с

2. ИН как развитие ч/з научные революции

3. ИН как совокупность индивидуальных, частных ситуаций

Кумулятивистская модель исторически более ранняя. Ее положения: каждый шаг в Н. опирается на предыдущие достижения; новые знания совершеннее (полнее, точнее, адекватнее отражает действительность); в прошлом значимы те элементы, которые соответствуют современным научным теориям; все, что было отвергнуто современной теорией, ошибочно и считается заблуждением.

2-ая модель (в частности, Постпозитивизм во 2-ой пол 20в.) научной революции приводят к фундаментальной ломке старой теории (парадигмы, научно-исследовательской программы). Кун: Периоды накопления знаний (нормальная Н.) сменяются коренной ломкой парадигмы — научной революцией, после чего опять идет пр-с накопления знаний в рамках новой парадигмы. В ходе научной революции возникает новая теория, уже завершенная и вполне оформленная. И. Лакатос: научно-исследовательская программа должна развиваться до пункта насыщения, затем регресс.

3-я модель. Это «перекресток» всех возможных анализов Н. для реконструкции одного события из ИН в его цельности, уникальности, невоспроизводимости. Научное открытие — событие, в котором смещались идеи, содержание, цели предшествующей Н., культуры, условий жизни научного сообщества этого периода. Оно берется не изолированно для включения его в цепочку развития Н., а в соотношении с существовавшими тогда гипотезами, теориями, в контексте социокультур., психологии обст-в. Недостаток: часто создается фрагментарная историческая картина. Это сложная теоретическая работа по обобщению при построении целостного, объемного события, что считают делом будущего.

В исследования по ИН. проникает идея взаимодополняемости существующих методов.

ВИ. Вернадский (1863-1945): значение ИН заключается в идее рассмотрения ее как становления и развития научного мировоззрения.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 835; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!