Проблема познания в философии Нового времени: принципы эмпиризма и рационализма
Эмпиризм как течение гносеологии зарождается в Италии и Нидерландах еще в XVI в., но окончательно формируется в Англии уже в XVII веке. Англия стала к этому времени центром передовой экономики и культуры. Она была классическим образцом первоначального накопления капитала и всячески способствовала развитию наук и перестройке общества на капиталистический лад.
Один из первых философов этого периода — Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.) — соединяет в одном лице полупоэтические ренессансные представления с характерными для Нового времени настойчивыми поисками научного метода, проводимыми с систематической основательностью на базе механистического мышления. Он заявляет, что «человек — слуга и истолкователь Природы», но успешному ее познанию мешают негодные методы изучения, господство над сознанием «идолов» рода, пещеры, рынка и театра. Это предрассудки нашего ума, индивидуальные особенности сознания, заблуждения, связанные с использованием слов и подчинение авторитету. Бесстрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимательный к опыту — вот идеал философии Ф.Бэкона. Сила разума, истина проявляются в способности организации наблюдения и эксперимента. Сутью эмпиризма является индуктивный метод получения общих положений, общего знания о мире путем изучения многообразия явлений и процессов этого мира.
Систематизатор бэконовского материализма Томас Гоббс (1588 -1679) заявляет, что все понятия порождены не в человеческом уме первоначально, а в органах ощущения. Но восприятия мира недостаточно для научного знания. Приближаясь к рационализму, Т. Гоббс принимает за основу теоретического знания математику. Он прибегает к анализу, чтобы выявить в эмпирическом опыте общее. Сфера применения его дедуктивно-синтетического метода — область математики, политики и этики.
|
|
Эмпиризм, приравнивающий познание к опыту, опирающемуся на наблюдение и эксперимент, принимает вид сенсуализма, абсолютизирующего роль чувственного познания, отрицающего существенную разницу между мыслью и ощущением. Джон Локк (1632 - 1704), как систематизатор эмпиризма Нового времени, определяет своей основной задачей вопрос о происхождении, достоверности и границах человеческого знания. Решение его, полагал он, послужит надежным основанием для всех предприятий человеческого разума. Опыт признается основой всякого знания. Локк полагает, что наша душа должна быть уподоблена чистой доске, письмена на которой способен оставить лишь опыт. Он обосновывает восходящее к античности положение «Нет ничего в уме, чего не было раньше в ощущениях». Опыт становится главным предметом философского анализа. Наша душа различает опыт внешний (внешнее чувство) и внутренний (познание внутреннего мира самого человека). Более достоверен опыт внутренний, поскольку здесь мы имеем дело с непосредственно данным его содержанием. Внешний опыт сводится к ощущению (идее, по терминологии Локка), которое воспринимается душою в себе самой или является прямым объектом восприятия. Ум способен лишь к комбинированию идей, которые поставляет опыт.
|
|
Проблема различия в степени объективности чувственно воспринимаемых свойств решается Локком путём разделения качеств на первичные и вторичные. Первичные качества — это математические и пространственно-временные характеристики фигуры, величины, положения и движения, а вторичные (неадекватные вещам) — цвет, вкус, запах и т. п. С одной стороны, отдавая предпочтение чувствам и объективному знанию, Локк способствовал развитию материалистических идей, с другой стороны, полагая, что знания обусловлены собственной деятельностью ума, он открыл возможности для обоснования субъективно-идеалистических теорий. Видимо поэтому его основная работа «Опыт о человеческом разуме» была настольной книгой и французских материалистов, и английских идеалистов.
|
|
Однако идеи эмпиризма и сенсуализма разрабатывались и в ином направлении. Джордж Беркли (1685 - 1753), английский епископ, считает, что и протяжение, и вкус равно даны нам в качестве ощущений, а разделение на первичные и вторичные качества неправомерно. Составлять из ощущений независимые материальные тела — это попытка населить мир химерами разума вроде бескачественной материальной субстанции. Беркли, очищая идеи Локка от элементов материализма, предлагал признать существующие вещи комбинациями наших ощущений. Существовать — значит быть воспринимаемыми — вот принцип его философии. Понятие сводится к представлению. Беркли требует наглядности от абстрактных понятий, но раз они ею не обладают, то они фикции. Отрицание абстрактных понятий и реального содержания ощущений приводит к упразднению материи. Признавая окружающий нас мир миром духов, Беркли, таким образом, пытается отразить наступление материализма, несущего с собой атеизм и свободомыслие.
Респектабельный вид придает субъективному идеализму Давид Юм (1711 — 1776). В его философии проявилась ограниченность логической аргументации эмпиризма. Об этом свидетельствуют его работы: «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом познании», «Исследование о принципах морали» и др. Подвергая анализу положения эмпиризма, он выявил, что его последователи не смогли выдержать главное правило — не покидать пределы опыта и склонялись либо к философии материалистического, либо спиритуалистического толка.
|
|
Задачу познания Юм видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет исследования — это факты, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. А опыт рассматривается как поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, существует объективный мир или не существует, кажется Д.Юму неразрешимым. Он не может быть решён ни с помощью интуиции, ни путем логического анализа и доказательства. Из того, что одно явление предшествует другому, нельзя выводить, будто предшествующее — причина, а следующее за ним — ее действие. Даже частое повторение связи события во времени не дает знания скрытой силы, с помощью которой один объект производит другой. Таким образом, Юм отрицал объективный характер причинности. Однако поток наших впечатлений - не полный хаос: некоторые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого достаточно для практической жизни, поскольку источником практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера.
В этике Юм развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности, выдвинув вместе с тем положение о наличии у людей альтруистской симпатии друг к другу. В эстетике он соединил тезис «о вкусах не спорят» с симпатиями к классицизму, а затем и реализму в искусстве. В философии религии принял допущение, будто причины порядка во Вселенной имеют некоторую аналогию с разумом, однако, отверг при этом любое богословское и философское учение о Боге и, ссылаясь на исторический опыт, признал дурным влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь. Аргументы философии Юма сыграли важную роль в дальнейшем развитии европейской философии, поскольку он заложил основания феноменализма, согласно которому наука ограничивается описанием явлений, не выясняя их сущности.
Материалистический сенсуализм приобрел более последовательную форму у английских материалистов XVIII в. Д. Толанда(1670 - 1722) и Д. Пристли (1733 - 1804). Резко критиковал Юма представитель философии «здравого смысла» Томас Рид (1710 - 1796).
Основы рационалистической философии заложил Рене Декарт (1596 - 1650). В своих сочинениях «Правила для руководства ума», «Рассуждения о методе», «Размышления о новой философии» проблему достоверности знания он решает, в отличие от практической основательности Ф. Бэкона, в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Развивая учение о методе, он утверждает четыре правила познания: очевидность, анализ, контроль и методическое сомнение. Декарт заявляет: «Я мыслю, следовательно, существую», выражая несомненность существования только самого познающего мышления. Система аргументации Декарта опирается на учение о врожденных идеях. Врожденность объясняет эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму.
Все вещи составляют две независимые субстанции — души и тела, познаваемые в их основных атрибутах протяженности и мышления соответственно. Телесная природа — не больше, чем механизм, управляемый разумом. Укрепление господства разума над чувствами и страстями тела является в рационалистической этике исходным принципом для поиска формул нравственного поведения в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности, математики, является творцом аналитической геометрии. Большим вкладом в науку являются его труды по проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьезнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистически-материалистического, философского и естественнонаучного мышления
Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) под влиянием философии Декарта и развития естествознания излагает принципы рационализма, используя так называемый «геометрический метод» в своем главном труде «Этика». В основу философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции, атрибутами которой являются мышление и природа. Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие. Бог — внутренняя причина природы и универсальная причина мира. Субстанция совершенна, бесконечна, неподвижна и является причиной себя самой. Субстанция — природа творящая, а единичные вещи — природа сотворенная. Спиноза выделяет три ступени познания: наивысшую, на которой истина постигается непосредственно разумом, интуитивно зрима; рассуждения разума, которые нуждаются в доказательствах, и низшую, связанную с представлениями, основанными на чувственном восприятии окружающего мира.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!