Социокультурные предпосылки средневековой философии
Предпосылки становления и развития философии в Средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями кризиса Римской империи. На смену официальным языческим культам пришло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и призывало к освобождению духа от плоти и превратностей социального бытия.
Средневековая философия возникла как отражение синтеза элементов античной и христианской культуры. Синтез этот наблюдается на первом этапе её истории - в патристике (II — VIII вв.), которая представляет собой одновременно классику античности и первую форму средневековой философии. Патристика подразделяется на раннюю - доникейскую (II — IV вв.), посленикейскую (IV - VI вв.), греко-византийскую и латинскую. В период патристики начинается истолкование Священного Писания и философствование в вере. Философская экзегетика была направлена на изучение священных текстов и поиск в них тайных смыслов бытия. Средневековая философия филологична. Анализ возможностей слова становится проблемой, связанной с христианской идеей творения мира по Слову Божию.
Следующим этапом средневековой философии была схоластика (IХ - XIV вв.), использовавшая разум и философию для обоснования истинности христианского вероучения. Дидактика, назидательность, учительство — вот специфические черты схоластики. Философия развивалась в светских школах (с XI в.) и университетах (с XIII в.), но, главным образом, монастырских школах и религиозных орденах (францисканском — Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам; доминиканском — Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). В период схоластики происходит перенесение в теологию фундаментальных философских проблем сущности и существования, свободы и необходимости, причинности и целесообразности, пространства и времени и т. д. К особенностям средневековой философии надо отнести то, что разум в ней был ориентирован на познание сверхъестественного и мистического. Подлинной реальностью, определяющей все сущее, считалась не природа, а Бог.
|
|
Позднесхоластическая философия сформировалась под влиянием арабской философии, физических и метафизических идей Аристотеля. Это влияние проявилось в теории двух истин, обосновавшей независимость разума от веры, философии и науки - от религии и в дальнейшем способствовавшей становлению эмпирико-рационалистической философии.
В основе христианского монотеизма лежат принципы, чуждые языческой культуре - идея откровения и идея творения (принцип креационизма). Богооткровенность истины предполагала необходимость истолкования, комментария, экзегезы сакральной или мирской. Понимание Слова Божия как начала и источника всякого бытия привело к возникновению проблемы универсалий, которую пытались решить представители номинализма и реализма. Реалисты утверждали существование общего вне и до вещи. Номиналисты полагали, что общие понятия существует лишь как имена единичных предметов, т.е. вне и после вещей. Умеренные реалисты предполагает существование общего как вне, так и внутри конкретных вещей. Авторитет античной философской традиции как бы гарантировал истинность реализма в объяснении бытия. Номинализм свидетельствовал о распаде средневековой парадигмы мышления и являлся своеобразным обоснованием эмпирико-сенсуалистической философии и методологии познания.
|
|
В соответствии с пониманием сущности человека как образа и подобия Бога, человек в христианской философии впервые стал рассматриваться как личность, деятельность которой основана на свободе воли и постижении Закона Божия. Считалось, что человек, обладающий душой изначально причастен истине, а вера есть предел разума в душе.
Проблема веры и знания в средневековой философии.
Эта проблема была одной из важнейших в средневековой философии. Она рассматривалась как в патристике, так и в схоластике. В патристике существовали следующие направления:
|
|
- Квинт Тертуллиан: верю, потому что абсурдно – главный принцип, разум – главное препятствие для веры, поэтому разум и вера не совместимы. Существенным признаком веры он называл ее недоказуемость рациональными способами, скорее ее противоречие разуму.
- Клемент Александрийский: разум – дар божий, от которого нельзя отказываться. Нужно изучать античную философию, т. к. она является божественным откровением и должна способствовать обоснованию веры.
- Аврелий Августин: использовал принцип: «Верь, чтобы понимать». Знание о боге и душе является истинным. Разум может помочь в достижении истины, т. к. является прообразом божественного ума. Знание о мире не столь важно, как знание о боге, но оно помогает человеку пользоваться вещами. Важным понятием является понятие мудрости как постижения божественных дел и духовных объектов. Именно мудрость заставляет человека стремиться к спасению души.
В схоластике эта проблема получила дальнейшее развитие. Наука и образование были признаны способами достижения единого, благого, истинного знания, включавшего в себя познание слова божьего (библия) и познания творца через творение (природу).
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1285; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!