Социальные и духовные предпосылки философии эпохи Возрождения



Культура эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) утверждала ценность свободомыслия, ценность человеческой индивидуальности во всём многообразии её проявлений. Ренессанс пробудил интерес к античному культурному наследию, к философскому и научному знанию. В эту эпоху начались существенные изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. В период первоначального накопления капитала, зарождения буржуазных общественных отношений человек начал осознавать себя активным преобразователем окружающего мира, творцом самого себя. Мировоззрение Ренессанса носит антропоцентрический, гуманистический характер. Смыслообразующей идеей культуры становится идея человека. В эту эпоху возрождаются античные представления о человеке как микрокосме.

В связи с изменением характера общественного производства, началом активного преобразования природы, развитием науки усилился интерес к натурфилософским проблемам. Основоположником натурфилософии Ренессанса считается Николай Кузанский (1401 – 1464), возродивший идеи античного пантеизма. В процессе познания человек восходит от конечного, чувственного мира к постижению его бесконечной божественной сущности. Н.Кузанский считал, что путь разума не следует смешивать с путем веры.

Бернардино Телезио (1509 – 1588) считал, что изучать природу следует в соответствии с ее собственными законами, исключая вмешательство религии в процесс научного и философского исследования. Причина движения он искал в «собственной сущности» природы, а не в Боге.

Идейной основой всех форм духовной культуры становится гуманизм. Он начинается с Данте Алигьери (1265 -1321), который в философских трактатах «Пир» и «Монархия» возвеличивает земное предназначение человека, гражданское общество и церковь. Франческо Петрарка (1304 – 1374) призывал возвратиться к себе и к собственной душе и открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук. Истинная мудрость есть знание пути достижения ее, которая заключается в искусстве быть свободным.

Гуманистические идеи развивали Леон БаттистаАльберти (1404 -1472), Лоренцо Валла (1407 – 1457), Пико делла Мирандола (1463 – 1494), Мишель Монтень (1533 — 1592), Эразм Роттердамский (1469 – 1536). Философия как бы спустилась с небес на землю, нравственные вопросы были порождены обостренным интересом человека к собственному «я».

Томас Мор (1478 – 1535) в произведении «Утопия» выступил против эгоистического себялюбия, утверждая этический идеал всеобщности. Корень зла он усматривал в существовании частной собственности. Т.Мор выдвинул идею выборности должностных лиц, социальной справедливости и равенства.

В период повышения социальной активности людей, при переходе от одного типа общественных отношений к другому возрастает потребность в осмыслении реальных политических процессов. В эпоху Ренессанса зарождается политическая наука, творцом которой считают Никколо Макиавелли (1469 – 1527).

Развитие науки и гуманистической философии породило обоснованную веру человека в свою способность познать мир и самого себя. Это вера нашла подтверждение в трудах Леонардо да Винчи (1452 -1519), Николая Коперника (1473 – 1543), Иоганна Кеплера (1571 – 1630 гг.), Галилео Галилея (1564 -1642) и Джордано Бруно(1648 – 1600), подготовивших научную революцию XVIII века.

Картина мира в натурфилософии Возрождения

Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452— 1519), Николая Коперника (1473—1543), Иоганна Кеплера (1571— 1630), Галилео Голиея (1564—1642).

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.

«Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука — полководец, и практика — солдаты».

Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи Коперника, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».

Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.

Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут»2.

В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «...Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.

Натурфилософия получила развитие в творчестве Джордано Бруно(1548-1600). Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

«Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.

 

Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.

Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 912; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!