Социально-философские идеи Возрождения. Проблема социального идеала



Томас Мор родился 7 февраля 1478 году в семье преус­певающего лондонского юриста. Он стал выдающимся государственным деятелем, занимал важные государственные посты, а 1529 г. стал лордом-канцлером Англии. Проведение Генрихом VIII политики «королевской реформации» в Англии определило решительный кон­фликт Мора с королевской властью. Мор и ранее был противником реформационного движения в Европе, счи­тая необходимым сохранение духовного единства христианско-католического мира.

Попыткой ответа философской мысли на трагические противоречия эпохи первоначального накопления капитала стал гуманистический идеал бесклассового общества, разработанный в «Золотой книге» — знаменитой «Уто­пии» Т.Мора, созданной им в 1516 г. Несмотря на то что «Утопия» — единственный памятник утопическо­го коммунизма, в гуманистической литературе XV — на­чала XVI в., возникновение ее не является случайным. Книга Мора была встречена с сочувствием и пониманием. Обличение несправедливости и пороков су­ществующего общественно-политического устройства тюдоровской Англии, сострадание угнетенным состав­ляют социальный фон той мечты о справедливом обще­ственном строе, которая воплощена в «Утопии». Харак­терно, что именно Т.Мору, политическому деятелю, гу­манисту и утописту, принадлежат знаменитые слова о том, что в Англии эпохи «огораживаний» овцы «съели людей», страстные речи в защиту несчастных, ставших одновременно жертвами безжалостного гнета и жесто­ких законов о «бродяжничестве», определение современ­ного ему эксплуататорского государства как «заговора богачей». Причину всех неслыханных народных бедст­вий гуманист видел в существовании частной собствен­ности, в господстве личных, частных интересов. Идеал общества, основанного на общественной собственности, Томас Мор обосновывал и теологически — ссылками на Священное писание.

Предлагаемое Т.Мором в «Утопии» истинное и справед­ливое общественное устройство и должно, по мысли гу­маниста, вести к восстановлению истинной человеческой природы, не искаженной несправедливостью классового общества. Идеальное государство основано на общности имущества, на всеобщем и обязательном участии всех граждан в производительном труде, на ликвидации па­разитического существования привилегированных слоев, на справедливом и равном распределении об­щественных богатств. Одновременно в «Утопии» находит свое выражение и нравственный идеал европейского гуманизма эпохи Возрождения. Ибо целью коммунистического общества утопийцев является обеспечение не только материальных по­требностей граждан и общества в целом, но, прежде все­го, свободного развития человеческой личности. Определение счастья как цели человеческого существования является центральной философской пробле­мой «Утопии». Счастье заключено не во всяком удовольствии, а лишь «в чест­ном и благородном». Жизнь в счастье и доброде­тели предусматривает помощь «всем прочим» людям — она не имеет ничего общего с индивидуалистическим эгоизмом. Т.Мор провозгласил в своей «Утопии» Мор принцип веротерпимости. В идеальном госу­дарстве допускается полная свобода вероисповедания.

Никколо Макиавелли (1469-1527) принадлежал к обедневшей семье, из среды городского нобилитета и иг­равшей в свое время определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его был юри­стом. С юных лет Н.Макиавелли проявлял интерес к политике. На политической арене Флоренции Никколо Макиа­велли появился в возрасте 30 лет, когда весной 1498 г. Был избран на должность секретаря Второй кан­целярии, а затем — секретаря Совета Десяти — прави­тельства республики. На протяжении 14 лет он выпол­нял множество важных политических и дипломатиче­ских поручений флорентийской синьории. Богатый поли­тический опыт наряду с изучением древних авторов по­служил основой позднейших его трудов в области поли­тической теории. После падения республики в 1512 г. и восстановле­ния власти Медичи Макиавелли оказался отстранен­ным от дел. По подозрению в участии в заговоре он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам, а затем сослан в свое деревенское имение. По­пытки вернуться к активной политической деятельности ни к чему не привели, и человек, вынашивавший пла­ны спасения Италии от чужеземного владычества, вы­нужден был оставаться бессильным наблюдателем трагедии своей родины. Только в 1526 г. его призвали для орга­низации обороны Флоренции, он пытался объединить усилия итальянских государств и пережил полное крушение последних надежд. Восстановленная после нового изгнания Медичи республика отказалась от услуг своего бывшего секретаря, и через 10 дней после рокового для него решения Большого Совета 21 июня 1527 г. Никколо Макиавелли скончался.

Подобно тому, как Леонардо да Винчи рассматривал вне божест­венного вмешательства мир природы, Н.Макиавелли фактически «исклю­чил» Бога из сферы анализа обществен­ной жизни, истории и политики. Как у Леонардо объектом изучения являлся подчиненный естественной законо­мерности мир природных явлений, так и для Макиа­велли объектом становится мир человеческих от­ношений и поступков, прежде всего история и ход об­разования, возвышения и гибели государств.

Подобный анализ становится возможен потому, что мир людей представлялся Макиавелли столь же объективным, как и мир природы. За постоянной изменчивостью, за непре­станными преобразованиями государств, за переходом владычества от одних держав к другим, за возвышением и крушением властителей просматривают­ся, согласно философии истории Макиавелли, постоян­ство и неизменность человеческой природы, а стало быть, и постоянство и неизменность тех закономерностей, кото­рые движут людьми и государствами и которые именно потому и должны стать предметом трезвого анализа.

В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории, согласно которой человечество движется от сотворения Адама и грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о диалектическом единстве все­общей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства. Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут — это вечный круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели и объясняемый изменением нравов. Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как результат воздействия судьбы — Фортуны, отождествляемой с Богом и обозначаемой также именем Необходимости. Фортуна-Необхо­димость — это не внешняя по отношению к истории и обществу сила, а воплощение природной и исторической закономерности. Но успех человеческих деяний зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, в какой мере человек сумеет ее понять и к ней приспособиться. Вот почему, изложив в произведении «Государь» правила политического действия, которое должно привести к успеху в создании «нового государства», Макиавелли в предпоследней главе книги специально разбирает и опровергает мнение о том, что дела мира направляются судьбой и богом и что люди ничего изменить в этом не могут. Признав роль неподвластных человеку объективных обстоятельств в ходе исторических событий, Макиавелли пытается определить условия игры. Условия же эти заключаются в том, чтобы, во-первых, тщательно и глубоко изучить эти обстоятельства, а во-вторых, противопоставить неумолимому «ходу» судьбы не только это знание, но и собственную волю, энергию, силу, то, что Макиавелли определяет понятием virtu, сто лишь условно и весьма неточно переводится словом «доблесть». Понятие это не отождествляется со средне­вековой «добродетелью», оно обозначает не моральное качество, но свободную от моральных и религиозных оценок силу и способность к действию, сочетание активности, воли, энергии, стремления к успеху, к достиже­нию поставленной цели. Узнать, угадать, понять границы возможного, действовать в «соответствии со временем» - вот задача политического деятеля, а определить общие закономерности этого движения времени — задача поли­тического мыслителя, наставника государя.

Коммунистический идеал общественного устройства был выдвинут в произведении «Город Солнца» Т.Кампанеллы. Он высказал мысль о необходимости рациональной, основанной на научном знании перестройке общественных отношений. Свои утопические идеи Т. Кампанелла рассматривал как вполне реальную политическую программу. В отличие от Т. Мора он был убежден в необходимости и возможности построения справедливого общества. «Город Солнца» возник из программы Калабрийского заговора против испанского владычества. После провала заговора Кампанелла не отказался от своей мечты. Разочаровавшись в народных массах, не поддержавших заговорщиков, он продолжал добиваться осуществления справедливого общественного устройства, надеясь использовать для этого государство и церковь, настойчиво предлагая план глубоких социальных преобразований европейским государям. Свои надежды на коренные изменения в общественном устройстве, мечты об установлении справедливого, естественного и разумного строя Кампанелла неизменно связывал с ожиданием космического переворота. Но мысль о назревшей необходимости глубоких перемен возникла из современной ему политической действительности. Главную причину всех бедствий и неустройств современного ему мира Кампанелла видел в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты. Богатство и бедность, власть денег приводят к господству в обществе частного интереса, к погоне за наживой, к разрушению нравственности, себялюбию, индивидуализму. Воплощением всех этих пороков Кампанелла считал макиавеллизм.

Ликвидация частной собственности соединена в «Городе Солнца» с упразднением моногамной семьи. Общность жен, согласно его учению, должна была также служить «научному», государственному контролю за деторождением. Тем же рациональным принципам подчинено в Го­роде Солнца воспитание и обучение детей.

Всеобщее участие в труде, который из проклятия стал почетным и уважаемым делом,— важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Благодаря всеобщему участию в труде рабо­чий день в Городе Солнца сокращен до четырех часов, остальное время проводится в приятных занятиях нау­ками, развитии умственных и телесных способностей. Идея общности всего имущества, в том числе и личного, выражающая примитивно-уравнительские тенденции крестьянско-плебейских движений средневековья, сочетается в коммунистической утопии Кампанеллы с сохранением разделения умственного и физического труда - в то время как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства целиком переданы в руки особой группы уче­ных-жрецов. Наука и религия в Городе Солнца сливаются в единый магический культ. Решение всех вопросов хозяйственной, культурной и даже личной жизни граждан идеального государства принадлежит своеобразной духовной иерархии.

Т.Кампанелла писал о важнейшем значении духовного единства в жизни общества. Общность душ создается и сохраняется благодаря основанной на науке религии, которая является душой политики и защитой естественного закона.

Существенным пунктом программы Кампанеллы было всемирное единение, в котором Кампанелла видел залог избавления человечества от войн, от голода, от эпидемий. Переселение людей в места, подходящие для здорового образа жизни, избавит их от болезней, а установление мира будет способствовать расцвету наук и все­общему изобилию. Благодаря свободным путешествиям и свободным связям между людьми «приумножатся науки» и установится всеобщее братство. Эта всемирная монархия мыслится Кампанеллой не как деспотическое правление одного сильнейшего государя. Это скорее своего рода союз государств и народов. Во главе его должен стать римский первосвященник. Безусловно, воспрещаются всякие войны, все споры должны решаться путем мирного обсуждения.

В утопии Т.Кампанеллы нашли свое выражение и сила протеста против несправедливости и неравенства, и страстная мечта об ином, совершенном общественном строе.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!