Жанровая характеристика пяти групп первичных простых PR-текстов.



Первая группа — оперативно-новостные жанры — это жан­ры, передающие оперативную новостную информацию о базисном субъекте PR. Объектом отражения этой жанровой группы являет­ся новость, связанная с деятельностью базисного субъекта PR, a предметом — событие или персона. Цели этой группы текстов — формирование оптимальной коммуникационной среды и информа­ционная — достигаются через описание основных характеристик события или персоны. Для оперативно-новостных жанров свой­ственны такие лингвостилистические характеристики, как лако­низм, краткость, емкость.

К данным жанрам относятся пресс-релиз и приглашение.

Пресс-релиз является основным жанром PR-текста, содержа­щим предназначенную для прессы актуальную оперативную инфор­мацию о событии, касающемся базисного субъекта PR. Пресс-релиз представлен в совокупности своих трех разновидностей: ре­лиз-анонс, ньюс-релиз, новостной лист. Релиз-анонс и ньюс-релиз отличаются друг от друга референтностью по отношению к собы­тию, о котором в них сообщается: они появляются до или после освещаемого события. Новостным листом — разновидностью ньюс-релиза — признается текст, в котором сотрудники опреде­ленного СМИ информируются о последствиях развития события, ситуации, уже ранее известных общественности. Приглашение есть текст о событии в жизни базисного субъекта PR, в котором адресату (конкретному лицу или организации) предлагается при­нять участие. Состоит из трех абзацев:

1.всегда должна быть информация Что?где? когда? С кем произошло?

2.раскрыть информацию

3.бэкграунд, координаты контактного лица

Под исследователъско-новостными жанрами — второй груп­пой первичных простых PR-текстов — подразумеваются жанры, сообщающие неоперативную, но актуальную информацию референ­тного характера. Такая фоновая информация «сопровождает» со­бытие (ситуацию), касающееся базисного субъекта PR, и предпо­лагает в некоторых случаях анализ данного события (ситуации).

Хотя в текстах этих жанров событие (ситуация) и его анализ явля­ют собой неразрывное единство, обеспечивающее широкое отра­жение объекта описания в его предметно-логических связях, ос­новное внимание общественности переносится с новизны на акту­альность. Исследовательско-новостные жанры всегда являются компонентом комбинированных PR-текстов.

Предметом PR-текста, относящегося к исследовательско-новостным жанрам, являются событие, процесс, персона; целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информи­рование целевой общественности путем описания и выявления при­чинно-следственных отношений события (ситуации). Основными характерными стилеобразующими признаками этой группы жан­ров называются фактологичность, релевантность, полнота и ана­литичность.

К этим жанрам относятся бэкграундер и лист вопросов-ответов.

Бэкграундер — жанр PR-текста, представляющий расширен­ную информацию текущего (фонового) характера о субъекте PR, которая служит цели поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Бэкграундер как обязательный компонент пресс-кита — разновидности комбинированных текстов — может также передавать расширенную неактуальную информацию сопро­вождающего характера по отношению к информационному поводу, представленному общественности в текстах оперативно-новостных жанров. Лист вопросов-ответов позволяет в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддержи­вать паблицитный капитал организации (фирмы). В отличие от тра­диционного журналистского интервью в этом жанре как вопросы, так и ответы составляются сотрудниками PR-структуры,

Фактологические жанры содержат дополнительную (в виде определенной суммы, набора фактов) фоновую информацию по от­ношению к актуальному событию в жизни базисного субъекта PR. Тексты фактологических жанров — компонент комбинированных PR-текстов.

Предметом текста фактологического жанра являются событие или персона, целями — формирование оптимальной коммуникаци­онной среды и информирование через описание события или персо­ны. Тексты этой жанровой группы обладают особыми чертами структуры, специфическими языковыми и стилистическими чер­тами: фактологичностью, релевантностью, полнотой.

К фактологическим жанрам относятся факт-лист и биография.

Факт-лист — это жанр PR-текста, в виде краткого документа отражающий профиль организации, представляющий факты-под­робности события, дополнительные по отношению к сообщаемым в текстах оперативно-новостных жанров данные о субъекте PR, Биография — жанр, дающий опорную селективную информацию биографического характера о должностном лице базисного субъекта PR. Жанр биографии отражает номенклатурную функ­цию PR-текста. Как разновидность биографического жанра от­дельно рассматривается некролог — официальное уведомление организации, фирмы, группы лиц о смерти своего сотрудника, ко­торое служит целям поддержания паблицитного капитала базис­ного субъекта PR.

К четвертой группе относятся исследовательские жанры, ко­торые содержат определенный анализ события или ситуации, ка­сающихся базисного субъекта PR. Эти жанры предполагают нали­чие в тексте элементов логически-рационального анализа представ­ляемых фактов, многоканальность источников информации, особую стилистику, тяготеющую, несмотря на наличие средств выраже­ния личностного начала, к научному стилю.

Исследовательские жанры представлены заявлением для СМИ, Заявление для СМИ — это жанр PR-текста, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо воп­росу или реакцию на событие с целью поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Неслучайно в практике PR данный жанр часто называется опровержением: заявление явля­ется реакцией базисного субъекта на ведущие к деструкции пабли­цитного капитала ситуации, события, процессы. Последние наряду с персоной являются предметом данного жанра; целью заявления для СМИ становятся поддержание оптимальной коммуникационной сре­ды и информирование через описание и установление причинно-след­ственных отношений.

Пятая группа — образно-новостные жанры, где внимание целе­вой общественности сосредотачивается на событии, информация о котором излагается от имени конкретного лица; тексты этих жанров оказываются мнимо подписанными первым (должностным) лицом базисного PR-субъекта и (или) распространяются от его лица. Ат­рибуция текста к данному жанру производится и по неосновной фун­кции — фатической, диктующей определенные черты композиции: рамочные элементы текста — обращение к адресату и подпись ад­ресанта. Предметом образно-новостного жанра являются событие, ситуация, персона или процесс; целями — формирование или под­держание оптимальной коммуникационной среды и информирование целевой общественности от имени первого (должностного) лица. Цель информирования не будет выражена в жанре поздравления, обладающем также и эстетической функцией. Основными характе­ризующими признаками данной группы PR-текста являются реле­вантность, фактологичность, полнота, экспрессивность.

К образно-новостным жанрам относятся байлайнер, поздравле­ние, письмо.

Байлайнер — это авторская, или именная, статья, посвященная событию, создающая или поддерживающая через авторитетный текст от имени первого (должностного) лица паблицитный капитал базисного субъекта PR, Байлайнер обычно появляется в корпора­тивной печати или в других типах комбинированных текстах (бро­шюрах, буклетах, проспектах). Под поздравлением понимается жанровая разновидность PR-текста, представляющая собой по­здравление со знаменательным событием, направленное сегмен­ту целевой общественности от имени первого лица (должностного лица, коллегиального органа) базисного субъекта PR. Письмо — это направляемое от первого (должностного) лица организации уз­кой целевой группе общественности (например, ветеранам, изби­рателям) обращение, посвященное событию в жизни организации, комментарию проблемы, ситуации, действий руководства. Данная целевая группа (сегмент внутренних коммуникаций) в тексте письма всегда конкретна и всегда именуется.

Медиатекстами на­зываются PR-тексты, исходящие по инициативе базисного субъекта PR, подготовленные сотрудниками PR-структур или самими журналистами, распространяемые исключительно через печатные органы средств массовой информации. В отличие от журналистс­кого текста, социальная информация о базисном субъекте PR ини­циируется самим базисным субъектом и опосредуется через СМИ по инициативе данного конкретного базисного субъекта PR. В па­раграфе вводится термин «имиджевый блок», под которым пони­мается совокупность медиатекстов и сопутствующих иконических материалов, опубликованных в органе СМИ и обладающих целеустановкой формирования или поддержания положительного имиджа персоны, социального субъекта, территории.

К медиатекстам относятся: имиджевая статья, имиджевое ин­тервью и кейс-стори.

Имиджевая статья определяется как жанр PR-тек­ста, представляющий актуальную социально значимую проблему, где факты, сама проблема, лежащие в основе материала о базисном субъек­те PR, а также точка зрения .на данную проблему способствуют форми­рованию или приращению паблицитного капитала данного субъекта PR. Этой же цели служит и имиджевое интервью — текст беседы с пер­вым (или должностным) лицом организации, фирмы. Кейс-стори явля­ется жанром медиатекстов, в котором паблицитный капитал базисного субъекта формируется или поддерживается на примере сообщения о бла­гоприятном опыте деятельности данного базисного субъекта.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 110; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ