Терапия слишком хороша, чтобы ограничиваться лечением 5 страница



Это более созидательное различение, в отличие от опыта раннегодетства, связанного с появлением навыкажевания. Процесс жевания – это прототип активности поприспосабливанию мира[28]. Неизбежный конфликтмежду принятием жизни, как она есть, и изменением ее продолжается всю жизнь человека.

Первая задача по устранению интроекции состоит в том, чтобы создать у человека чувство, что выбор возможен, и усилитьразличение между "я" и "ты". Есть много способов достичь этого. Самыйпростой – составлять предложения о себе и терапевте, начиная сначала с "Я", а потом с "Ты". Или сочинять предложения,которые начинаются с "Я думаю, что...", а затем обратить вниманиена то, какие из этих заявлений содержат убеждения, основанныена собственном опыте, а какие из них переняты у других людей.Конечно, любой опыт, усиливающий чувство собственного "Я",– это важный шаг на пути освобождения от интроекции.

Приведем пример. Глория, привлекательная 25-летняя женщина жила с любимымчеловеком, который говорил, что тоже любит ее. Однако Глорию мучили сомнения, захочет ли Дэн, ее избранник, когда-нибудь жениться на ней, и так ли хорошо он к ней относится, как утверждает. Глория непременнохотела выйти замуж. Над нею довлели родительские представления о том, чтоженщина не должна жить с мужчиной до свадьбы, а если мужчина иидет на это до женитьбы, значит. он вовсе не собирается жениться,-

"Зачем ему жениться, – сказали бы ее родители, – когда он получил, чтохотел". Глории необходимо было освободиться от ихантисексуальных представлений о супружестве и принять своисобственные. Если она примет свою сексуальность, то сможет лучшеоценить свою привлекательность в глазах Дэна и понять,что сама может выбирать мужчину. И тогда, даже если Дэн не женится на ней, онапоймет, что потеряла только его, а не свой шанс выйти замуж.Другими словами, она перестанет быть только выбираемой илиотвергаемой, а будет выбирать сама. Такая роль была незнакома Глории, но у нее были шансы с успехом справиться с нею – она обладала привлекательнойвнешностью, умом и энергичностью. Однажды осознав свою природу,Глория могла бы освободиться от своей интроекции родительскихценностей, которые отвергали сексуальность и отводили женщинепассивную роль. Во время терапии она постепенно выбиралась из этих узкихрамок, сначала проявив теплое отношение ко мне иобнаружив, что симпатия – естественное чувство. ЗатемГлория училась ценить свою внешнюю привлекательность,меняя туалеты и походку, и открыто глядеть на людей,с которыми разговаривала. Она почувствовала собственнуюиндивидуальность и добилась того, что Дэн женился на ней.

При интроекции к минимуму сводится различие между тем, чточеловек "заглатывает" целиком, и тем, чего он на самом деле хочет,если он вообще позволяет себе замечать подобное различие.Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает агрессии, необходимой для изменения того, что существует. Он ведет себя так, будто все существующее незыблемо, и он должен принимать все как есть и ничего неменять. Из новых впечатлений человеквыделяет только то, что соответствует прошлому опыту, усиливаяего незыблемость, и очень заботится о том, чтобы заранее знать,что произойдет. Вся его жизнь – это вариации науже знакомую тему. Он не допускает к себе ничегонового и при этом утрачивает ощущение остроты жизни, которое возникаеттолько из непосредственного опыта.

Олпорт[29] придавал большое значение тому, каклюди реагируют на различия и новизну. Он описал два способавосприятия: нивелировку и заострение. Когда люди, склонные кзаострению, вспоминают о чем-то, они преувеличивают различиямежду своими ожиданиями и тем, что чувствуют в настоящий момент.Различия между знакомым и незнакомым колючие, как дикобраз. Люди,склонные нивелировать различия, обычно устраняют их. Выдающиесяили уникальные аспекты опыта остаются незамеченными.Новые знания не приносят им ощущение новизны в основном потому, чтонепривычные детали опускаются или забываются. Они не стараются ихудержать.

Работа с интроекцией состоит в том, чтобы научиться не "проглатывать", а "жевать" – в прямом ипереносном смысле, – и избавиться от нетерпения, лени ижадности. Неприятие неизбежных различий на самом делеявляется непереносимостью агрессии, которая нужна для обновления организма. Нетерпение заставляет человека немедленно все "сглатывать", лень – не позволяет делать работу, требующую слишком больших усилий;жадность старается получить как можно больше и как можно быстрее.Все эти тенденции ведут к интроекции.

Например, слова, которые вы читаете, могут показатьсяубедительным, а могут вызвать раздражение, желание поспорить,поразмышлять. Труднопредвидеть, сколько времени вам потребуется для отказа илипринятия. В основном книги читают в рамках либо интроективного,либо критического представления. Они или быстро становятсязнакомыми, или отвергаются. Книг слишком много, поэтому выбирать нужноосторожно и внимательно.

Интроектор хочет, чтобы ему все разжевывали и клали в рот.Он ждет сверхпростых и легких задач. Подлинно глубокие идеи иизящные терапевтические находки, которые отличали Перлза и некоторых другихисследователей, придумавших "горячий стул", "слугу-хозяина","тупик", "замороченную голову" и т. п., – чаще всего"сглатываются", а не "перевариваются" теми, кому имитация заменяетразвитие собственного стиля жизни. Драма усиливает процесскоммуникации, проясняя и ускоряя его. Однако человеку необходимоясно видеть разницу между драмой, которая вдохновляет и вноситясность, и дешевыми речевыми трюками, которые дают возможность просто чувствовать, а не понимать, как протекает егособственное развитие.

Когда в процессе терапии интроективный пациент мобилизуетсвоюагрессию, он начинает остро чувствовать накопленную горечь. Иэто понятно, ведь он "проглотил" слишком много из того, что былодля него неудобоваримо. Для многих это позиция жертвы. Следует различать горечь и агрессию. В то время как горечьтолько констатирует факт, агрессия побуждает к изменению.

Поначалу изменения производятся наугад, так как человекне привык знать о своих желаниях, он знает только то, чего не хочет и от чего хочет избавиться. Но даже ненаправленные и неоформленные изменения – изменения радиизменений – пробуждаютэнергию – значит, организм возрождается к жизни. Когдажизнеспособность восстанавливается, можно не волноваться онаправленности, для этого потребуется только время. Такая философия отчастирискованна, потому что ненаправленная энергия,выпущенная на свободу, как монстр профессора Франкенштейна, можетоказаться опасной. Однако в работе с интроекцией высвободить энергию необходимо. Вот почему эффективнаяпсихотерапия содержит элементы риска, как и любой бунт. Чтобы преодолеть интроекцию, бунт необходим. Он напоминает рвоту, впрямом или переносном смысле, потому что человек освобождается отнеприемлемого и чужеродного. Такой шаг нужно сделать обязательно, дажеесли в течение многих лет казалось, что это неотъемлемая частьличности. Открытие того, что "данность" совсем не является"неизбежностью" – это опыт, который может стать поворотным моментом длясамоопределения человека. Он перестает воспринимать своесуществование как нечто заданное и неизменное, а начинает создавать его сам.

 

Проекция

 

Человек прибегает к проекции, когда не может принять своичувства и поступки, потому что "не должен" чувствовать илипоступать так. Это "не должен" является, конечно, интроекцией, которая вызывает у человека глубинное неприятие этих чувств и поступков.. Чтобы решить эту дилемму он не признает своисобственные "проступки", а приписывает их другим. В результатевозникают классические "ножницы" между его настоящими чертамихарактера и тем, что человек знает о них. С другой стороны,человек повсюду начинает находить эти черты в других людях.Например, подозрение, что кто-то другой желает ему зла илипытается заманить в ловушку, основано на неприятии того, что он сам так относится к другим людям. Там, где интроективныйчеловек отказывается от идентификации, проективный будетотстраняться постепенно.

Восстановление идентификации проективного человека израссеянных частей – краеугольный камень процесса психотерапии.Когда, например, пациент жалуется на то, что его отец не хочет сним разговаривать, не стоит "покупаться" на такое заявление.Терапевт может попросить опечаленного сына повернуть свою жалобуна 180 градусов и вместо этого сказать, что он сам не желаетразговаривать со своим отцом. Тогда сын сможет понять, что, возможно, он первый начал отстраняться от отца, избегая разговоровс ним.

Психотерапевтическая техника работы с проекцией основана на предположении отом, что мы сами создаем свою жизнь и, восстанавливая своюпричастность к ней, обретаем силу для изменений нашего мира.Более того, даже когда нет необходимости или возможностиизменить что-либо вовне, если чувство собственной идентичноститак хорошо выражено, как в знаменитом восклицании: "Я таков,каков я есть!" – это само по себе имеет лечебный эффект.

Когда проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некие качества, которые он прежде не осознавал, а лишь замечал в других, это поддерживает и расширяет егоподавленное чувство идентичности. Возьмем, к примеру, человека,не признающего собственной жестокости. Если онпочувствует себя жестоким, это либо придаст ему новую силу и,возможно, сделает более мягким либо даст необходимый толчок к тем изменениям, которые можнопроизвести только с помощью жестокого поведения.

Дэвид, студент-дипломник, чрезвычайно страдал от жестокогообращения одного из своих преподавателей и в то же время былподавлен конфронтацией с ним. В процессеработы, исследуя, как бы он повел себя, если бы был жестоким,Дэвид обнаружил, что первым начал конфликт, когда пытался взятьверх над преподавателем. Ему было необходимо владетьситуацией и сохранять собственную независимость. До этого момента он чувствовал себя неучастником борьбы за выживание, а лишь беспомощной жертвой. Послетого, как в своих фантазиях он позволил себе кричать, произносить резкие тирады идаже убивать своего "врага", давление его проекции ослабло. Он пересталчувствовать себя жертвой произвола, когда осознал, что он и стрелоки мишень одновременно.Проективное возмущение сменилось активной борьбой струдностями. Проективное возмущение – серьезный деструктивныйфактор, когда оно питает злобу. Оно становится мощной силой,которая делает человека неспособным к принятию решений.

В описанном примере Дэвид не стал отвергать своего"внутреннего монстра", поэтому с готовностью принял участие вэксперименте. Но не всегда бывает так просто. Когда проекцияформирует паранойяльную самозащиту, появляются серьезные трудности.Любые предложения по-новому использовать свои личные качествавызывают сильнейшее сопротивление, которое может связывать рукитерапевту. В такой ситуации терапевт должен особенно постараться вызвать у пациента доверие к себе, проявляя доброжелательность и поощряя даже самые незначительные успехи, потому что здесь существует очень тонкая грань междувосстановлением осознания пациента и появлением враждебности.Такому пациентуважно быть уверенным в том, что терапевт его поймет, невзирая нена что.Овладение проективным "материалом" происходит только при искренней поддержке терапевта,в противном случае оно не происходит совсем.

Одна из моих клиенток испытывала мучительный страх перед своимначальником. Она считала, что шеф хочет от нее избавиться, потомучто она слишком умна, а он терпеть не может чувствительных дам,которые ответственно относятся к своей работе и только мешают емубездельничать и командовать. Я предположил, что плохие отношения с начальником связаны с тем, что он сама хочетдобиваться своего без борьбы и усилий. Я несколько раз пытался предложить ейпопробовать новую роль, но моей пациентке каждый раз казалось, что я принимаю сторону начальника, хотя на самом деле я не одобрялего поведение почти также, как и она. Она почувствовала мою поддержку, только когда я попросил ее рассказать мне освоей жизни. Пациентка была так поглощенасобственным рассказом, что немного ослабило ее паранойю.

Проекция не всегда противоречит контакту. Проецирование – это нормальная человеческая реакция. Способностьинтуитивно чувствовать другого подкрепляет человеческоевзаимопонимание. Как же еще люди могут узнать, о чем говорятдругие? Жизнь "заставляет людей знать друг о друге".

Поэтому терапевт "с высот" своей собственной паранойи,психопатии, депрессии, кататонии или гебефрении[30] может лучше понятьдругого человека, который занимается самоуничижением подвоздействием "передозировки этих ядов". Наши собственные проекциидействительно подсказывают нам больше, чем эти традиционныепредставления об этих психологических "бедах". Наши проекции обычно менеекатегоричны, мы просто знаем, что такое стеснительность илисексуальность, веселость или заторможенность или другие проявления, которые можно заметить в другом человеке. Терапевт должен чутко реагировать начеловеческую индивидуальность, уметь подняться над собственными пристрастиями и освободить пространство дляпроявлений любой другой личности.

Каждый человек является центром притяжения в своейвселенной. Да, мир существует независимо от нас, но этот факт нелишает нас способности чувствовать, интерпретировать иманипулировать миром. Именно эти способности и определяютнаш собственный опыт. Вселенная существует независимо от нас, во что бы мы ни верили – в науку или в Бога. Это представление породило в нас ощущение ничтожности, часто лишая нас веры в собственные силы и способности взять на себя ответственность за то, что мы творим.Возможно, быть, поэтому мы и не хотим верить, что сами являемся причиной собственныхбед, и объясняем все влиянием мистических потусторонних сил.

Хорошая или плохая, но– это наша собственная вселенная. И каждый человек– ось, вокруг которой крутится ее колесо. По словам Элиота, он стоит "в мертвой точке вертящегося мира".

 

 

Ретрофлексия

 

При ретрофлексии человек подобен гермафродиту – он направляет против себя то, что хотел бы сделать другому,или делает сам для себя то, что хотел бы получить от другого. Он может быть мишенью для самого себя, собственнымСанта-Клаусом, собственным любовником и т.д. Он сжимает свою "психологическую вселенную" до самого себя, не ожидая ничего от других. При ретрофлексии человек способен разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого или на созидателя иего дело. Эта способность имеет разные проявления.Человек может разговаривать сам с собой. Чувство юмора тожесвидетельствует об этом расщеплении, потому что он можетпосмотреть на себя со стороны и увидеть нелепость и абсурдностьсвоего поведения. Чувство стыда или смущения – тоже проявлениясамонаблюдения и самооценки. Человек может создавать и собственную мораль.

Существует множество описаний расщепления человека на самогосебя и своего наблюдателя. В рассказе Эдгара По про Уильяма Уилсонаи Гетевском "Лесном царе" речь идет о людях, тщетно пытающихся убежать от своего преследователя, которыйявляется частью их самих.Тот же феномен отражен в образе недремлющего Ока Божия, знающего все наши помыслы инамерения. Библейская история Моисея, который пытался скрыться отВсевидящего Ока, стала темой ранней картины Мелани Кляйн[31], где она представила созданный ребенком образ строгого супер-эго, которое является еще более строгим и беспощадным, чем родительскоесупер-эго. Родители могут знать только то, что ребенок разрисовалобои на стене или ущипнул младшего братишку. Ребенок же знает по себя: "Мнехотелось разрисовать стенку" или "Я хотел ущипнуть младшегобратишку". Система "должен", претендующая на то, что лучше самого ребенка знает, что ему нужно, причиняет страдание и сковывает. Боль отосуждения самого себя пронизывает всю его жизнь.

Представьте себе ребенка, который растет в доме, где людиесли и не враждебны, то равнодушны и глухи к его детской жизни.Если он плачет, никто не качает его на коленях. Он лишен ласки изаботы. В конце концов он учится утешать и баюкать себя сам ибольше никого ни о чем не просит. Потом он учится готовить себепищу и делает это с любовью. Он покупает себе прекрасные наряды идорогие автомобили. Он тщательно подбирает для себя окружение. Но при этом у него все равно остается интроективноеубеждение: "Мои родители не будут заботиться обо мне". И он непозволит себе понять, что это вовсе не означает "Никто небудет заботиться обо мне". Сохраняя этуинтроекцию, он неизбежно приходит к выводу : "Тогда я долженделать это сам".

В то же время импульс, который был направлен на другогочеловека, он может повернуть на самого себя. Эта направленностьможет быть либо враждебной, либо нежной. Вспышки, горячность,крики или драки последовательно искореняются. Снова появляетсяинтроекция: "Я не должен злиться на них", – которая позволяетсоздать ретрофлективную оборону. Он поворачивает свою злость насебя самого.

Вот наглядный пример подобного явления. Молодой человек лет тридцати в детстве переболел энцефалитом с осложнениями, что впоследствии привело к задержке умственного развития. Он любилразговаривать с людьми, но не мог долго поддерживать беседу, и когда начинал понимать, что теряет нить, говорил себе в ярости: "Я глупею, я глупею!" Потомон "выгонял" себя на лестницу , садился там, сжавшись в комочек, щипал себя до боли и, раскачиваясь, повторял: "Я глупею, яглупею!"

Ретрофлективная активность в лучшем случае может выполнятьроль гибкой самокоррекции, противодействуя жесткому ограничению и рискусобственных спонтанных реакций. На опасной высоте напряжения чувств человек должен остановить себя, как если бы онотплыл слишком далеко от берега. Слишком сильнововлеченный в ситуацию человек может быть настолько некритичным к себе, чтопонадобится противодействие его порывам. Например, мать сдерживает себя, чтобы неударить своего ребенка, и крепкосжимает кулаки перед собой. Ретрофлексия становится особенностьюхарактера, только тогда, когда постоянно возникает ступор между противоположными стремлениями человека. Тогда естественная задержкаспонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется вотказе от действия. Теряется естественный ритм между спонтаннымповедением и самоконтролем, и его потеря расщепляет человека начасти.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!