Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384- 322 до н.э.)
В современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).
Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории монарх является отцом всего народа; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Главным недостатком теории является прямое отождествление и государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
- в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; - монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляющего большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства 4 и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца «неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена ,. церемониалом, осуществляется опосредовано, через чиновников, бывает подкреплена .законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения); вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время.
|
|
Договорная теория возникновения государства
Договорная теория возникновения государства получила распространение в ХУП-ХУШ вв. Ее авторами в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583-1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632-1704), Томас Гоббс (1588-1679) •- английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 1755), Дсни Дидро (1713-1783), Жан-Жак Руссо (1712-1778)
- французские философы-просветители;
|
|
А.Н. Радищев (1749 1802)- русский философ и писатель- революционер.
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно- правовой. Суть договорной (естественно-правовой) теории в том^ что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Смысл идеи «общественного договора» в следующем:
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»;
- в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
- чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной
защиты - государство.
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении
государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения
ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
|
|
- сделан шаг к созданию гражданского общества;
- фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и
принадлежит народу;
- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям ХVП-ХVШ вв;
- согласно теории, государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
- в случае нарушения государством своих обязанностей, народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное Для того времени право народа на восстание. Говоря современным языком, право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- «общественный договор» - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую
государства возникали другими путями - войнами, насилием и.т.д;
|
|
- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и
правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически не способных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое. Хотя как в реальной действительности оно разделено на различные группы- классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.11
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!