Вопрос. Функции теории государства и права.



Значение теории государства и права легче выявить через ее функции: в данном случае
- это основные направления в различных областях жизни, где применяются знания по теории
государства и права.                                                              

Основными функциями теории государства и права являются:

• гносеологическая;

• онтологическая;

• интерпретационная;

• мировоззренческая;

• интергративная функция;

• методологическая;

• эвристическая;

• идеологическая;                                                                        

• политико-управленческая;

• практически-организаторская;

• прогностическая;7                                                                  

• воспитательная.

Гносеологическая функция теории государства и права заключается в изучении природы познания государства и права, выработке определенных теоретических конструкций для совершенствования данного вида познания.

Онтологическая функция выражается в изучении вопросов о бытии, его принципах, структуре. Применительно к государству и праву, это вопросы генезиса государства и права (то есть происхождения и становления), взаимовлияния (роль государства в развитии права), а также их настоящего и будущего.

Интерпретационная функция представляет собой объяснение природы государства и
права, их содержания и форм, функции, место и роли в системе общества.          

Мировоззренческая функция заключается в том, что основные ее идеи органично входят в систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение индивида к окружающей его действительности и самому себе.

Интергративная функция связана с обобщением материалов юридической и иной социальной практики конкретной практической деятельности правоохранительных органов, а также в систематизации теоретических знаний, выводов, положений, вырабатываемых как юридическими, так и другими гуманитарными и естественными науками.

Суть методологической - в выработке приемов, способов, с помощью которых изучаются государственно-правовые явления.

Эвристическая функция подразумевает открытие новых явлений, закономерностей в сфере государства и права например: постсоветская теория государства и права по-новому смотрит на государственно-правовые проблемы; научно-техническая революция заставила теорию государства и права объяснять новые явления государственно-правовой действительности).

Идеологическая функция реализуется путем, обобщения идей касающихся государства и права, и приведения их в систему, которая влияет на правосознание общества и тем самым косвенно регулирует общественные отношения.

Практически-организаторская функция связана с оформлением практических рекомендаций, которые используются в государственном строительстве и при разработке правовых норм.

Политико-управленческая функция реализуется при использовании достижений теории государства и права в государственном управлении.

Прогностическая функция выражается в том, что на основе накопленного теоретического материала можно прогнозировать тенденции развития, будущее государства и права в будущем.

Воспитательная функция заключается в разработке правовой политики.

 

 

6 вопрос.    Теологическая теория возникновения государства.

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли Аврелий Августин (Блаженный) (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) - христианские философы и богословы.

В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др.

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

- вечны;

- незыблемы;

- святы;

- их возникновение (а значит и управление) не зависит от воли человека;

-  являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

- принять государство и власть как данность, полученную свыше;

- признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский- представитель Бога на Земле, монархи- представители Папы и через него Бога в своих государствах);

- полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и

земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и

государству;

- не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства данной теории:

- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Главный недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть не научна.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!