Вопрос. Относительная самостоятельность права.



Многое из того, что сказано об относительной самостоятельности государства, относится и к праву, в особенности если иметь в виду понятие относительной самостоятельности определенного явления, если смотреть на право через призму законодательства, если функции последнего уподоблять функциям государства. Вместе с тем законодательство является специфическим феноменом. Это не тот живой организм, который всякий раз меняется, когда сталкивается с политическими интересами, личными интересами должностных лиц. Законодательство воплощает статическую волю государства, проявленную на момент принятия соответствующего акта.

Прежде всего следует вести речь об относительной самостоятельности права по отношению к государству. В теме о соотношении права и государства, а также в теме о правовом государстве раскрывается определяющая роль права в организации и деятельности государства. Право должно предшествовать государству и выполнять по отношению к нему главенствующую роль.

Следовательно, речь в таком случае должна идти, скорее, об относительной самостоятельности государства по отношению к праву. И в том, что законодательство не всегда соответствует праву, как раз и проявляется обычная относительная самостоятельность, а в том, что иногда в закон возводится произвол, усматривается относительная самостоятельность чрезмерного характера. Только одно пояснение к сказанному: обычная относительная самостоятельность – естественное явление, и, следовательно, там, где государство сознательно, намеренно игнорирует право в ходе законотворчества, будет уже «чрезвычайная» относительная самостоятельность.

Относительная самостоятельность законотворчества по отношению к экономике проявляется естественно, по мере того, как начинают рассогласовываться требования юридических и экономических законов. Законы начинают жить своей жизнью, а экономика своей – теневой. Относительная самостоятельность законодательства по отношению к воле общества или воле правящих классов также проявляется в связи с естественной способностью законов к устареванию. На какой-то момент нарушается гармония воли, выраженной в законе, и воли общества, класса, группы. Но в силу разных причин воля исторического законодателя (воля закона) может входить в противоречие с волей новых законодателей. В условиях рассогласования интересов и воль начинают заявлять о себе собственные закономерности действия законов и закономерностей социальной жизни.

Одной из сторон проявления относительной самостоятельности права является его взаимодействие с иными социальными нормами: обычаями, моралью, нормами общественных организаций. Здесь имеют место и взаимовлияние, и расхождение между нормами, и собственные закономерности развития.

Вопрос. Государство, общество, право.

Под именем Общей Теории Права разумеется наука, ставящая себе задачей изучение самых основных вопросов правоведения. По существу таких вопросов можно выделить два: 1) вопрос о государстве и 2) вопрос о праве. Эти два понятия тесно связаны между собою. И государство, и право, как мы увидим, являются продуктами длинной и сложной культурной эволюции и при этом развитие их взаимно обусловлено. Право и государство возникают в процессе постоянного взаимодействия и в развитом состоянии предполагают друг друга: в настоящее время мы не можем себе представить права без государства и государства без права. Вот почему эти два понятия и являются самыми основными в общей теории права. Взаимное отношение права и государства в развитом их состоянии можно выразить в следующей кратной формуле: государство есть наиболее совершенная и наиболее всеобъемлющая форма человеческого общежития, а право есть тот порядок, по которому должна происходить жизнь государственного общежития. Таким образом, оба эти понятия предполагают понятие человеческого общества или общежития. На этом понятии и приходится остановиться, прежде чем перейти к анализу природы государства и права. Под именем общества, в широком смысле этого слова, мы разумеем группу людей, объединенных каким-либо связующим элементом. Связь, которая объединяет отдельных людей в общество, может иметь различный характер, смотря по степени ее продолжительности и прочности, смотря по большей или меньшей ее полноте и общности[1]. Поэтому при высоком состоянии культуры различаются много видов общественных соединений. Каждый индивидуум принадлежит обыкновенно не к одному только общественному союзу, но сразу состоит членом многих общественных соединений, в которых он и находит удовлетворение своих разнообразных потребностей. Как уже сказано раньше самый всеобъемлющей формой человеческого общежития является в настоящее время государство. Это – наиболее прочно организованный человеческий союз, в котором каждый индивидуум охвачен в наиболее широком круге своих интересов; союз этот является теперь единственным самостоятельным в том смысле, что все другие союзы в той или иной мере стоят от него в зависимости, так что государство в случае нужды могло бы довольствоваться самим собой, тогда как другие общественные союзы опираются на государства и не столько широко охватывают жизнь своих членов, как государство[2]. Однако, несмотря на все это, современный человек не удовлетворяется общением в государстве. Наряду с государством существуют и другие общественные союзы. Некоторые из них выходят даже за пределы государства (напр., церкви). Но их существеннейшее отличие от государства состоит в том, что они не создают между своими членами стой общей связи, как государство; все они преследуют сравнительно специальные цели. Соответственно этому они и не имеют столь сильной и сложной организации, как развитое государство. Нет возможности перечислить все виды общественных соединений. Можно сделать лишь примерный перечень важнейших из них. 1) Целый ряд общественных образований основан на единстве кровного происхождения своих сочленов. Это – так называемые семейные и родовые союзы, значение которых было особенно велико до появления государства. 2) Большое значение в жизни современного государства имеют общественные группы, объединенные общностью экономических интересов. Таковы классы землевладельцев, промышленников, рабочих. Общность экономических условий нередко создает в этих классах и общие политические стремления, иногда несогласные между собою или прямо противоречивые. 3) Весьма важные потребности человека удовлетворяются при помощи союзов, основанных на религиозной связи. Сюда относятся всякого рода религиозные общины и церкви; как уже замечено, эти союзы часто выходят за пределы отдельных государств. 4) Иногда большое значение приобретает чисто культурное деление общества: различие классов образованных и необразованных, разные общественные соединения в целях научных, литературных, художественных. 5) В пределах каждого развитого государства существуют особые союзы политического характера; сюда относятся, помимо политических партий в конституционных государствах[3], разного рода местные общины (городские, сельские), на которые иногда возлагается выполнение части государственных задач. 6) В последнее время, особенно в истории XIX века, большое внимание привлекает к себе понятие нации, как общественного образования. Нация не есть синоним государства; напротив, некоторые государства включают в себя несколько наций, и одна нация может оказаться раздробленною по нескольким государствам. Как доказал Еллинек[4], нация объединяется вообще не какой-либо объективной связью (например, не языком, не религией и т.п.), а только субъективным сознанием образующих ее людей. «группа людей, сознающих себя объединенными множеством общих своеобразных культурных элементов и общим историческим прошлым и потому отличными от других людей, образуем нацию… Субъективное единство нации по своей природе есть продукт высшей культуры и, хотя издавна уже находится в зародышевом состоянии, но с полной силою проявляется лишь в новейшее время». 7) наконец, следует отметить приобретающий все большее и большее значение наиболее широкий вид общественного соединения, а именно: международное общение. Все культурные государство в настоящее время находятся в тесном общении между собою. Помимо политического, культурного и религиозного влияния, которое эти государства оказывают друг на друга в таком общении, следует отметить чисто юридическую его сторону. Оно привело к тому, что государства стараются придать более упорядоченную форму своим взаимным отношениям, подчинить их твердым правилам. Так возникает особая отрасль права – право международное. На почве такого общения государства уже теперь общими силами выполняют некоторые культурные задачи. Возникли постоянные международные союзы и постоянные соглашения, без которых современная культура обойтись не может (всемирный почтовый и телеграфный союзы, международные соглашения о железнодорожных тарифах, о выдаче преступников и т.п.).

 

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!