Учение Р.Иеринга об истории развития права, этапах борьбы за него и об условиях завершения этого процесса



иологическими, психологическими и иными концепциями.

Одним из первых применить некоторые идеи социологии к учению о праве и

государстве предпринял известный немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818-1892),

разработавший «юриспруденцию интересов». Он считает, что для юриста-теоретика

важна не собственно логика, а реальные, жизненные интересы людей, т.е. главное не

логическое и психологическое аспекты права, а социолого-прагматические.

Первое место в методологии познания права Иеринг отводит описанию,

классификации, анализу фактов. Эмпирическое должно идти впереди, философское -

сзади. Эмпирический материал им рассматривается в историческом и структурно-

функциональном измерениях, как организм исследуется в анатомическом (составные

130

части) и физиологическом (функции) разрезе. Реализуя эту задачу, Иеринг делает упор на

раскрытии функций права, т.к. функции – носители целей. Цель – правообразующий

фактор. Такое рассуждение приводит его к постановке вопроса о субъекте целепологания,

т.е. о создателе права. Право, по его мнению, выходит из общества – сферы совместного

действия людей, объединенных общими целями. В этой сфере каждый, действуя для

других, действует для себя, а действуя для себя, действует для других. Создателем права

выступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество, которое венчает

аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть. Этим аппаратом

государства и порождается право – «государство - единственный источник права». Право

характеризуется со стороны:

- содержания – интересы субъектов социального взаимодействия, которые

общи всем участникам, т.е. общества в целом. Они составляют содержание права при

одном непременном условии – гарантировании государством (отличается от волевой

теории права)

- формы – сумма норм, общеобязательных правил поведения. Их

принудительность, сообщаемая государством, служит главным, решающим признаком

того, что, в сущности, есть право и что к нему относится. Природа не присуща ему

самому, а превозносится в него государством. Право обязано государству не только

происхождением, но и способом существования.

Право и закон Иеринг считает явлениями однопорядковыми.

Государство – организация социального принуждения не только порождает право,

обеспечивает его существование, но и управляет им. Право не противостоит государству,

а является его придатком. Он выступает за независимость и несменяемость судей, за их

ответственность только перед законом, твердую дисциплину и порядок в обществе.

Первоначально право имеет односторонне-принудительную силу, направленную на

подданных с целью пресечения чрезмерных притязаний частных интересов. Постепенно

оно приобретает двусторонне-обязательную силу, становится обязывающим и для самой

государственной власти. Властвующие осознают, что законопослушание ничем так не

укрепляется, как соблюдением норм права представителями власти и государством.

Иеринг не ожидает, что государство будет во всем действовать закону – там, где

обстоятельства заставляют государственную власть делать выбор между обществом и

правом и спасти общество. Скептически относится к правовому государству, отказывает

ему в жизнеспособности. Иеринг переносит на почву правоведения концепцию борьбы как универсального принципа бытия органического мира. «Жизнь права есть борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов», «всякое право должно быть добыто борьбой».

Основные направления и школы политико-правовой мысли XX века: традиции и новации

Основные черты и тенденции развития современной политико-правовой идеологии определялись в ходе глубоких социальных изменений, положивших начало новейшей истории. На рубеже XIX — XX вв. ведущие индустриальные державы — Англия, США, Германия и Франция вступили в период зрелого капитализма (позднее аналогичный путь прошли Япония, Канада, Италия и некоторые другие страны). Как общественно- экономический строй зрелый капитализм характеризуется концентрацией собственности, господством крупного капитала и гигантских корпораций над массой мелких предпринимателей, а также преобладанием интенсивных способов ведения хозяйства. С переходом к зрелому капитализму расширяются масштабы деятельности государственной власти. Рост крупной индустрии при многообразии форм собственности приводит к образованию особой системы управления обществом, в которой механизмы рынка сочетаются с государственным регулированием экономики (исследователи называют такую систему по-разному — организованным капитализмом, управляемой рыночной экономикой и т.п.). Составной частью этих процессов явился кризис классического либерализма, исключавшего вмешательство государства в экономическую жизнь. Для обновления социально-политической теории важное значение имела демократизация общественной жизни в наиболее развитых странах конца XIX — начала XX в. Само понятие политики в связи с этим приобретало новый смысл: если раньше, примерно до середины XIX в., оно охватывало лишь сферу деятельности государственной власти, то теперь его начинают использовать для обозначения гораздо более широкого круга общественных отношений, включая отношения между социальными группами, политическими партиями, их фракциями. Появление на европейском континенте первых фашистских режимов заставило теоретиков политико-правовой мысли внести существенные коррективы в классификацию форм государства и обоснование демократии. В ходе дискуссий, развернувшихся в обществоведении на рубеже столетий, были пересмотрены философские и методологические основания общественных наук, появилось немало новаторских учений о государстве и праве. Теоретическое содержание современных политических учений сложилось под влиянием научно-технической революции и распространения в общественном сознании своеобразной идейной позиции, получившей наименование сциентизма (от латинского scientia — наука). Создавая новые доктрины, западные политологи и правоведы ориентируются на господствующие представления о науке. Особое внимание они уделяют методологическому обеспечению своих концепций. Проблемы методологии занимают сегодня центральное место в трудах наиболее видных теоретиков права и государства. Для современного этапа развития политических и правовых исследований характерна тенденция к углублению их специализации. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась после окончания второй мировой войны, когда политическая наука обособилась от правоведения и обрела статус автономной отрасли знаний (в подавляющем большинстве западных университетов политологию и право теперь изучают на разных факультетах). Специализация исследований, в свою очередь, привела к изменению структуры как политической, так и правовой науки. Одним из проявлений этой тенденции выступает дифференциация политической теории, т.е. формирование внутри нее частных концепций, посвященных одной или нескольким проблемам, — таковы концепции тоталитаризма, плюралистической демократии, правящих элит. 150 Идеологическое содержание современных западных политико-правовых учений отражает противоборство социальных групп высокоразвитого индустриального общества. Наиболее влиятельными течениями в буржуазной социально-политической мысли XX в. являются неолиберализм и консерватизм. Сторонники неолиберальной и консервативной идеологии в целом придерживаются довольно умеренных политических позиций, которые можно рассматривать как центр современного спектра общественной мысли. Левая часть этого спектра представлена различными доктринами социализма, коммунизма и так называемым левым радикализмом (концепции «новых левых», левацкий экстремизм и т.п.). Противоположный полюс образуют теории, получившие обобщенное название правого радикализма (фашизм и неофашизм, «новые правые», расизм). 1. Современный юридический позитивизм Хотя что юридические нормативы в XX веке были существенно потеснены социологическим и естественным правыми теориями, все же они продолжают занимать значительное место в праве, особенно в отраслевых дисциплинах, и оказывают большое влияние на практику применения законов. Влиятельными направлениями современного юридического позитивизма стали аналитическая юриспруденция (Г. Харт), наследующая положения римской и средневековой догматики (глоссаторы Ирнерий, Бальд и др.), нормативизм Г. Кельзена, прагматический позитивизм (Дж. Фрэнк). Социологическая теория права базируется на понимании права как фактического уклада жизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория - социологическая теория права - «живое право», то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теории права требуют отдавать приоритет «живому праву», а не системе официальных норм. Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Это качество права обнаруживает себя на самых первых стадиях правотворчества (обычное право, судейское право), а также на всех других стадиях правоприменяющей деятельности. В этой области анализа и обобщений наибольшую известность получили концепции солидаризма (О. Кант, Э. Дюркгейм, Л. Дюги), свободного судейского усмотрения (Е. Эрлиха), социальной инженерии в праве (социологическая юриспруденция Р. Паунда ).


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!