Политические и правовые учения классиков немецкой философии



Германия конца XVIII – начала XIX вв. представляла собой довольно отсталую страну по сравнению с передовыми европейскими державами. Назрела необходимость преодоления феодальной раздробленности и крепостничества, демократизации общества. Однако немецкие буржуа, напуганные кровавым террором Великой французской революции, не стремились к радикальным преобразованиям. Недовольство горожан, народные восстания в разных районах не привели к общегерманской революции и объединению страны. Как следствие, такая политическая ситуация наложила отпечаток на идеи классиков немецкой философии. Несмотря на то, что И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель продолжают развивать идеи либерализма и правового государства, их произведения не содержат пламенных призывов к преобразованию общества, которые можно встретить у идеологов французской революции. Зато немецкая классическая философия отличается академической стройностью и строгостью построений в вопросах обоснования правовой государственности, свободы, равенства людей. Немецкая классическая философия создала необходимую базу для дальнейшего развития либерально-правовых идей в Европе.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) – сын ткача, он сам был вынужден рано начать

работать. Взгляды Фихте сформировались под влиянием идей и общения с Кантом.

Однако в отличе от последнего Фихте больше реагировал на злободневные проблемы.

Общетеоретические взгляды на государство и право развиваются в русле естественно-

правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа

этих взглядов. Фихте — убежденный субъективный идеалист, для которого материальный

мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы

человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет

объективной действительности.

По Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют

отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, ибо только

наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако право

базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимного

признания индивидами личной свободы каждого из них. Чтобы гарантировать свободу

отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей.

Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из

взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право

функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и

поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а, следовательно, свобода индивидов, не

застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые

отношения, свободу надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребность

обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства.

Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею может

быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех,

необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданско-

государственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общая

воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния

государства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-

полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую

доктрину, утвердить политические права и свободы личности.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие достижения идеального

строя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную

технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и

имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!