Учение Фомы Аквинского о происхождении государства, его формах, о природе права, видах законов и критериях их классификации



предыдущ. ответ

Политическое учение Марсилия Падуанского. Критика им теологической концепции государства и права

вопрос 14

Общая характеристика политической мысли Возрождения. Становление юридического мировоззрения и светской парадигмы политико-правовых учений

Возрождение и Реформация – самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры античности. Демонстративно обращаясь к античности, они выражали неприятие, отрицание политико-юридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в средние века. В борьбе со средневековой консервативно- охранительной идеологией возникла система качественно иных социальных взглядов, сердцевиной которых являлась мысль о самоценности личности, ее достоинстве и автономии, необходимости обеспечения условий для свободного развития человека. Актуальным стал тезис о том, что важнейший элемент достоинства индивида – гражданственность, служение общему благу. Раннебуржуазные политико-правовые концепции Возрождения и Реформации ускорили возникновение и установление новой эпохи всемирной истории – буржуазного строя. В этот период стала усиливаться государственная власть, ломавшая сопротивление феодальных властителей и обретавшая себе опору. Крупных феодалов, представлявших опасность для королевской власти, лишали былой независимости самыми различными способами, включавшими и насилие, и заговоры. Все более уверенные в себе монархи стали ограничивать власть папства, осуждать богатства церкви. Последовала реформа богослужения и закрытие монастырей. 1. Политико-правовая идеология Реформации Реформация была направлена на восстановление в изначальной чистоте христианской религиозности. Данный признак был свойственен всем направлениям реформационного вероучения; он присутствовал в институциональных механизмах осуществления Реформации; им должен был обладать идеальный, с точки зрения реформаторов, тип устройства посюстороннего мира. Сердцевина желаемого ими устройства заключалась в особой модели соотношения индивида и коллектива. Для Реформации очень показательна обязательность жестокого подчинения человека общине. 1.1. Религиозно-политические идеи в начале Реформации Центром Реформации стала Германия, а теоретиком – немецкий священник Мартин Лютер (1483 - 1546). В произведениях Лютера заложены основные постулаты протестанской этики и протестантского правопонимания. Он провозглашал свободу вероисповедания: 1. Христианин свободен в вере. Право на сомнение, право толковать священное писание, право общаться с богом без посредников. 2. Возрождает равенство христиан. Отвергает деление на служителей церкви и мирян. 3. Отвергает власть папы. «Папская власть – греховное установление». 51 4. Папа не является посредником между богом и человеком. Единственный посредник – священное писание. Исходя из этого Лютер считал необходимым демократизировать церковь, сделав ее национальной и более аскетичной: 1. Упразднение власти папы и епископата. 2. Выборность священников. 3. Упразднение монастырей. 4. Конфискация имущества церкви. 5. Упразднение канонического права и церковных судов. 6. Реформа богослужения. 7. Отмена безбрачия священников. Рассматривая взаимоотношения человека и государства, Лютер обосновывал следующие положения: 1. Свобода христианина касается только вопросов веры. В светской жизни главной обязанностью его является повиновение властям. Цель государства – сдерживание зла, присущего природе человека. Суть власти – насилие. Символ – меч. Реалистическое понимание власти. 2. Отдавал предпочтение монархической форме правления. Церковь должна подчиняться светским законам. Верховенство государства. 3. Утверждал, что государство не должно вмешиваться в вопросы веры, не преследовать инакомыслящих. Более радикальный лагерь возглавлял Томас Мюнцер (1490-1525). Томас Мюнцер выступал за бескомпромиссную борьбу против всякой эксплуатации, неравенства, власти князей, засилья церкви. Его идеология подготавливала крестьянскую войну в Германии 1524-1525. Идеи восставших, угнетенных наиболее полно отражены в 2-х документах: «12 статей», «Статейное письмо». В «12 статьях» необходимость выборности, сменяемости духовных лиц общин, требование отмены крепостного права, уменьшение размера подати, оброка, барщины, требовали устранить произвол, чинимый судами. В «Статейном письме» предъявлялись еще более радикальные требования, призывы к крестьянам объединяться в крестьянские союзы и братства, и сообща всеми средствами, в т.ч. и насильственными, бороться с тяготами, создаваемыми духовными и светскими властями. Необходимо установить справедливый строй, который служил бы общей пользе. Власть должна принадлежать простому народу и это надо осуществить с помощью меча. Такой путь неизбежен, законен. Новый строй должен прибегать к мечу, чтобы защищать общество от посягательств эгоистичных социальных группировок. 1.2. Учение Жана Кальвина В тот момент, когда лютеранство уже теряло свои силы, Жан Кальвин (1509-1564) придал реформации новый импульс жизненной энергии. Его карьера проповедника началась в Париже, когда он впервые приобщился к идеям Лютера. Вынужденный год спустя бежать из Франции, он опубликовал в изгнании свой главный труд «Наставление христианской вере». Основные идеи его учения: 1. Возродил принцип абсолютного божественного предопределения. Все люди избранники или отверженные. Избранник: уверен в себе, имеет жизненный успех. Долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность. 2. Довел до конца учение об организационных основах протестантской церкви, пресвитерианской церкви. Священники избираются, руководство осуществляет коллегиальный выборный орган – Синод, состоящий из выборных пресвитеров. 52 3. Принцип взаимопомощи церкви и государства. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Однако сам Кальвин в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной, требуя от христиан, выполняющих веления государства, думать, прежде всего, о боге. Сравнивая между собой традиционные со времен античности формы государства (монархию, аристократию и демократию), Ж. Кальвин отдает явное предпочтение аристократической организации. Это предпочтение он обосновывает тем, что преимущества аристократии, по его мнению, доказаны всем опытом истории и подтверждены волей бога. Отличительное свойство кальвинистской доктрины – заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая практика Ж. Кальвина, который руководил Женевской консисторией (1541-1564). Эта консистория подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не всеобъемлющей регламентации подвергались самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков. Значение реформации Положительное · Формирование государственного суверенитета. · Ограничение значения церкви. · Конфискация церковного имущества · Упразднение канонического права (во многих странах упразднена церковная юрисдикция). · Принцип веротерпимости Отрицательное · Разжигание религиозной розни · Способствовала территориальной раздробленности государств (Германия раскололась по религиозному принципу). 2. Европейский гуманизм XV в. Западноевропейский гуманизм XV-XVI вв. – центральное и самое влиятельное умственное течение Возрождения – качественно новый феномен, возникший в духовной жизни позднефеодального общества. Это философское духовное движение в среде европейской интеллигенции. Основные идеи гуманизма. 1.Новое учение о человеке. В противовес схоластике, в центре внимания которой были вопросы абсолютной необходимости бога, зависимости мира от воли божьей, структуры бытия, связи души и тела, соотношения веры и знания и другие, гуманизм поставил во главу угла проблему человека. Человеческий индивид мыслился гуманистам исконно свободным существом, наделенным колоссальными творческими потенциями и обладающим правом на самоутверждение. Гуманисты считали человека центром мироздания и доказывали самоценность человеческой личности; они выражали убеждение в том, что человек способен безгранично совершенствоваться и собственными силами добиваться своего счастья. 53 Гуманисты утверждали, что место человека в обществе должно определяться заслугами индивида, приобретаемыми исключительно его собственной деятельностью, и не должно зависеть от каких-либо других факторов. Разработан новый этический идеал человека: ·человек должен вести активный образ жизни, заниматься творчеством; ·человек имеет право на счастье; ·физическое и духовное совершенство человека. 2 Идея возрождения античной культуры в ее первозданном виде. Гуманисты единодушно утверждали, что в античной культуре под покровом поэтического вымысла содержатся непреходящие истины. Это позволяло ощущать античность живым культурным наследием, актуализировать его смысл, находя в нем импульс для собственного творчества и решения насущных проблем. Особое внимание уделяли нераздельности, на античный лад, красноречия и мудрости. 3. Течения в гуманизме. В гуманистической этике сложилось несколько направлений, различавшихся и своей философской основой, и трактовкой главных проблем – пониманием высшего блага, нравственного идеала, отношений личности и общества. Рубеж XIV-XV вв. был отмечен зарождением во Флоренции «гражданского гуманизма», в котором проблемы этики тесно переплетались с социально-политической мыслью. Это направление в гуманизме, наметившееся еще в трудах Салютати, обрело четкие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери и других гуманистов. Выдвинутые ими идеи получали широкий резонанс не только во Флоренции, но и в Милане, Венеции, Риме. Леонардо Бруно Аретино (1374-1444) был учеником Салютати. В молодости он служил в Римской курии, а последние семнадцать лет жизни был канцлером Флорентийской республики. В своей концепции Бруно исходил из тезиса античной философии о человеке как существе общественном, наиболее полно раскрывающем себя во взаимодействии с другими людьми. Отсюда и особое внимание гуманиста к проблеме отношений индивида и общества. Бруни решает ее однозначно: социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу. Наилучшим государственным устройством он считал республику, основанную на принципах свободы, равенства и справедливости. Нравственное поведение индивида и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом – таков лейтмотив этического учения Бруни, а позже и всего направления гражданского гуманизма. Лучшую форму правления, сложившуюся исторически, Бруни видел во Флорентийской республике. Ее законы, как ему представлялось, обеспечивали гражданам свободу от тирании и внешнего порабощения. Понятие равенства Бруни трактовал в духе идей Аристотеля – это равная ответственность всех без исключения граждан перед законом и равенство прав их участия в государственном управлении. Маттео Пальмиери (1406-1475) - видный гуманист и политический деятель. В его творчестве получили широкую разработку идеи Л. Бруно. В сочинении «Гражданская жизнь» Пальмиери излагает развернутую этико-социальную доктрину, основа которой – принципы служения общему благу и пользы для государства. Ради этого «каждый должен быть готов переносить трудности и подвергать себя опасности». Истинная добродетель, по мысли гуманиста, - труд во имя не только личного, но, что особенно важно, и общественного благосостояния. Все способное к труду население должно быть занято полезной деятельностью, причем налоги не должны стать разорительными, ведь частные богатства, как считает Пальмиери, - залог благосостояния всего общества. Подобно многим гуманистам того времени, Пальмиери не осуждает накопительство, лишь бы оно совершалось «чистыми руками». Богатство, на его взгляд, дает возможность широкого проявления гражданских добродетелей – мужества, великодушия, щедрости, патриотизма. Пальмиери восторженно пишет о благах цивилизации, о ценностях материальной и 54 духовной культуры, созидаемых совместными усилиями всех людей. Активная деятельность человека-гражданина, наполненная трудом, творчеством и заботой об общем благе, по Пальмиери, является долгом каждого, живущего в обществе. Что касается наилучшей формы государства, то в гуманистической этике Пальмиери, как и у Бруни, она воплощается в пополанской республике флорентийского образца. Один из страстных приверженцев идей гражданского гуманизма, видный государственный деятель Флоренции - Аламанно Ринуччини (1426-1499). В «Диалоге о свободе» он сделал новый шаг в осмыслении этой светской этики, поставив ее в еще более тесную связь с проблемами устройства политической системы. Одним из центральных понятий в его сочинении стала свобода гражданина. Убежденный республиканец, Ринуччини рассматривал свободу как важнейшее и непременное условие нравственного совершенствования личности и общества. Равенство и справедливость предстают в его этике как норма социальной жизни, невозможная в условиях нарушения демократической системы выборов в магистратуры и отсутствия гласности в обсуждении важных государственных дел. В гражданском гуманизме Флоренции сплелись воедино принципы светской этики и размышления о социально-политических порядках. Он утверждал не только ценность земной жизни, совершенствование которой зависело лишь от усилий самих людей, но и идеал волевой, энергичной, руководящей разумом личности, которая готова сознательно и ответственно участвовать в делах общества и государства. Другое направление этических поисков гуманистов имело совершенно отличную ориентацию – индивидуалистическую. Этот подход был характерен для моральной философии одного из самых ярких представителей гуманизма XV в. – Лоренцо Валлы (1407-1457). Римлянин по происхождению, Валла в молодости преподавал риторику в университете Павии, в 30-40-е гг. был секретарем правителя Неаполитанского королевства, а в последние годы жизни служил апостолическим секретарем в Римской курии. Круг научных интересов Валлы был необычайно широк – филология и ораторское искусство, этика, история, философия. Основой этической концепции Валлы стали идеи Эпикура, его теория наслаждения, получившая у гуманиста резкую антиаскетическую направленность. Наслаждение – это естественное свойство человека и цель его устремлений. Валла – решительный противник традиционного для христианского учения противопоставления души и тела, он, напротив, настаивает на необходимости гармонии двуединой человеческой природы. Поэтому стремление к чувственным наслаждениям вполне оправдано – оно порождено инстинктом самосохранения, присущим человеку. В этике Валлы наслаждение отождествляется с высшим благом, счастьем, а также с пользой. К высшему благу стремятся все, однако благо отдельного человека, по убеждению гуманиста, не должно достигаться в ущерб другим людям: важен разумный выбор пути к счастью. Любовь выступает как основа человеческих взаимоотношений. Заимствованная из христианской морали (у Эпикура не было категории любви), любовь наполняется у Валлы глубоко утилитарным содержанием, ибо в основе любовного отношения людей лежит взаимополезность. Выдвинутое Валлой понимание нравственности с учетом личного интереса человека определялось стремлением гуманиста оправдать его природные свойства, особенно чувства. Оно оказывалось в глубоком противоречии с принципами официальной церковной морали. В сочинении «О монашеском обете» Валла бросил ей прямой вызов, подвергнув сомнению правомерность существования института монашества, ибо истинное благочестие, по его мнению, заключается не в обете, насилующем плоть, а в радостной мирской жизни согласно природе. Еще более смелым был антицерковный памфлет «Рассуждение о подложности…», где Валла неопровержимо доказал фальшивость Дарственной грамоты Константина, дополнив свой вывод нравственными аргументами против права пап на светскую государственную власть. 55 Лоренцо Валла имел немало врагов, но и множество последователей, как в Италии, так и в других странах, особенно в Германии, где уже в первые годы Реформации были опубликованы его антицерковные произведения, получившие большой общественный резонанс. 3. Политика и мораль в трактате Н. Макиавелли «Государь». Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский государственный деятель Николо Макиавелли (1469-1527), оставивший после себя следующие значительные труды: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «Государь» (или «Князь» или «О принцепсе»), «О военном искусстве», «История Флоренции» Н. Макиавелли выступал за сплочение раздробленных итальянских земель в единое государство. Учение Н. Макиавелли свободно от теологии, многое восприняло из античных источников. После написания трактата «Государь» (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, с другой - его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией). В истории правят 3 силы: 1.Бог. 2.Судьба. 3. Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории. Основные черты его учения: · Гуманизм: «Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории». · Антифатализм: стремление изменить свою судьбу. · Реализм. Описывал то, что есть. Суть трактата «Государь» - учение о политике. а) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть. б) Политика – наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть – состояние господства и подчинения. в) Политика – целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна – поддержать и предложить власть. г) Политика – особая аморальная сфера общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку. д) Политика автономна по отношению к религии. е) Политика – сфера, где всякая цель оправдывает средства. ж) Политика – это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации. Основы власти: 1. Материальные основания – сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца. 2. Власть должна иметь социальную опору – народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.) 3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти – ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его 56 малодушие. Политика «золотой середины». Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком (имидж). Религию Макиавелли рассматривает чисто прагматически, главным образом, с точки зрения служению государственным, политическим интересам, сплочения народа. «Религия и бог, - говорит он - были изобретены мудрыми людьми для того, чтобы убедить народ в полезности установленного строя. Важно, как ее используют: для воспитания рабской покорности или высоких гражданских качеств». Макиавелли критикует христианство за проповедование смирения, презрения к делам человеческим. «Религия требует от нас силы, чтобы мы были в состоянии терпеть. Такой образ жизни сделал мир слабым и отдал его во власть негодяям». По-другому он оценивает языческую религию. Она воспитывала величие духа, силу тела, могущество человека, любовь к свободе. Кроме того, писал Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Захватив светскую власть, католическая церковь недостаточно сильна, чтобы объединить Италию, но слишком сильна, чтобы помешать это сделать другим. Поэтому он приходит к выводу, что не политика должна быть на службе у религии, а религия на службе у политики - такой взгляд резко расходился с средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства. С точки зрения политической, государство – состояние борьбы за власть. В основе учения о формах правления лежит способ получения власти (наследование, выбор, насильственный захват). Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки - «государство». Государство рассматривает как некое отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов. Происхождение государства. Сначала люди жили разрозненно, подобно животным: размножившись, они объединились, сделали самого храброго своим главой и стали ему повиноваться. Организованная совместная жизнь привела к сознанию того, что плохо и что хорошо. В соответствии с этим были установлены законы и наказания. Вместе с ними появилось правосудие. Поэтому при последующих выборах государя предпочтение стали отдавать уже не силе, а мудрости и справедливости. Формы государства Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правящих лиц (единовластие, правление немногих и правление всего народа) и цели и качества функционирования данных форм. В этом втором аспекте он выделяет формы правления (монархия, олигархия и «распущенность»), в которых властители заботятся лишь о собственной пользе, попирают законы, игнорируют безопасность граждан и пренебрегают благом отечества. Вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме, как наиболее устойчивой. Именно смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. 4. Учение об абсолютной монархии и государственном суверенитете Ж. Бодена. Тираноборцы С защитой королевского абсолютизма выступил идеолог Французской буржуазии Жан Боден(1530-1596), автор трактатов «Шесть книг о республике», «О государстве». Автор пытается подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена – это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени – идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти. 57 Государство – правовое, справедливое управление множеством семей и тем, что у них есть под единой суверенной властью. Именно наличие права отличает государство от шайки воров или разбойников. Признаки государства: 1.Семья – ячейка государства. 2.Частная собственность. 3.Правовое управление соответствует естественным, божественным законам. 4.Суверенитет государства. Суверенитет – верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии. Признаки и содержание суверенности власти: Постоянство (власть по наследству). Абсолютность суверенной власти. Собственность правителя. Надзаконная власть. Власть сама является источником закона. Содержание суверенитета. 1. Законодательная власть. 2. Распорядительная власть 3. Военная власть 4. Право назначения и смещения чиновников 5. Право судебной власти 6. Право помилования 7. Вопросы войны и мира 8. Чеканка монет Но суверенность власти не означает у Ж. Бодена того, что ею может обладать только единоличный правитель, ибо суверенитет есть и у монархии, и у республики. Власть может быть устроена сложно: она может быть выражена в государе и одной палате, в двух палатах и государе и т.п., но как единое целое эта власть всегда обладает верховенством, постоянством, стоит выше всех других властей. Учение о формах государства. Боден - убежденный сторонник действительной суверенной (в его трактовке – абсолютистской) монархической власти. Однако в условиях монархизма он допускает существование отдельных элементов аристократических и демократических форм правления. Форма правления: · Демократия · Аристократия · Монархия По способу осуществления власти Ж. Боден делит государства на три вида: 1) Законные (подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность) 2) Вотчинные или сеньориальные (в которых суверен силой оружия стал обладателем имущества и людей, и правит ими как отец семейства) 3) Тиранические (где суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей). Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер. Тираноборцы – оппоненты Ж. Бодена, его политические противники, подвергли критике концепцию абсолютной монархии и противопоставили ей идеал государственной демократичности (Ф. Атман, Ф. Дюплесси де Марнэ). Политическая программа тираноборцев: 1. Абсолютная монархия – тирания. 58 2. Источником власти в государстве является народ. Любая форма правления должна предполагать наличие выборных начал. 3. Власть монарха должна быть ограничена сословно-представительным органом. 4. Государственная власть должна осуществляться в интересах народа. 5. Государство не должно вмешиваться в вопросы веры 6. Народ имеет право на сопротивление, если власть противоречит интересам народа В условиях XVI в. идеи тираноборцев имели консервативное значение, выражали интересы аристократии, способствовали территориальному сепаратизму. 5. Политико-правовые идеи раннего утопического социализма 5.1. Политическая утопия Т. Мора. Английский социалист Томас Мор (1478-1535) в своей «Утопии» описал идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания частной собственности. «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел» (Т. Мор). Утопия Мора – укор существовавшему тогда обществу с социальным неравенством. В Утопии все, и земля, и производимая продукция, общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского общества составляет семейно-ремесленная организация труда. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы. Утопийцы живут, не зная нужды, люди в Утопии пребывают в достатке, однако связано это, прежде всего, с сокращением потребностей. Так, например, все ходят в одинаковой одежде, простой и грубой. Однако есть в этом государственно-организованном обществе и рабы, выполняющие неприятные работы (например, чистка сортиров), ими становятся военнопленные и преступники, однако рабство не является наследственным. Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным опытом. В целом в Утопии учреждается «смешанное правление» Как и в любой другой социалистической утопии, у Т. Мора государственная армада нависает над человеческой личностью, фактически уничтожая сферу ее частной жизни. Все должны быть одинаково счастливы и одинаково бедны. Само слово «утопия» стало нарицательным для обозначения подобных неосуществимых проектов. 5.2. Модель идеального коллективистского государства Т. Кампанелла Итальянский социалист Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге «Город Солнца» Город-государство соляриев занимается военным делом (руководит этим правитель Мощь), наукой (под водительством правителя Мудрости), воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием граждан (этим командует правитель Любовь). Во главе управленческой пирамиды города Солнца стоит премудрый Метафизик. В городе Солнца, где нет частной собственности, земледелие, ремесла и прочие занятия являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами по одной из трех областей. Все, в чем солярии (жители города Солнца) нуждаются, «они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует» Государство вмешивается буквально во все (даже в творчество поэтов), делая это, разумеется, в интересах общего блага, чтобы все были одинаково счастливы. Господствуют здесь установки на аскетизм, авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается (так, хоть граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль статистов), даже имена детей подбираются «не случайно, но 59 подбираются Метафизиком» Над городом Солнца царит дух однообразия: у всех одинаковые жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, строй мысли, обыкновения и пр. Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц существуют постольку, поскольку все они являются частичками единого государственно-общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной жизни, скрытых от всевидящего ока государства и лично Метафизика.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!