Возникновение и становление политико-правовых идей как специфической формы общественного сознания



Представления людей о государстве и праве возникают тогда, когда возникают сами государство и право. Первые, ранние представления людей о государстве и праве носили мифологическую окраску, для них характерны следующие черты: а) Характерно обожествление власти ее носителей. б) Идея божественного происхождения власти. в) Патриархальная концепция государства, Правитель – отец, государство – семья г) Характерна идея неравенства. д) Почитание закона, обычаев. Законы имеют божественное происхождение. Отсутствие критической оценки государства и законов е) Традиционализм. Мифологическое сознание оказалось консервативным, ориентировалось на прошлое, как «золотой век» человечества.

Причины появления и особенности политической мысли на Древнем Востоке

 

Основные течения политико-правовой мысли в Древнем Китае и их борьба

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI – III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий. Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране – затяжной политический кризис. В поисках выхода из кризиса в общественно-политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм. Среди особенностей политико-правовой мысли Древнего Китая можно отметить: 1. светский характер, слабая связь с религией. 2. слабая философская оснастка. 3. патриархальная концепция государства, государство отождествляется с семьей, отождествление власти отца и правителя. 4. монархический характер политико-правовой культуры. 5.обожествление не только самой власти, но и личности императора, т.к. император – посланник неба на земле, культ императора. 6. основная проблема философии: каким должен быть идеальный правитель? От того, каким будет правитель, зависит каким будет государство. 7. важный вопрос: каковы задачи (функции) государства? Китайские философы полагали, что основные функции – воспитательная и социальная (благо народа). 8. антииндивидуализм, человек – часть государства. 9. проблема: каким должен быть чиновник? здесь – принцип эффективной администрации, т. е управлять должны лучшие. 10. уважение к физическому труду. 11. отсутствие интереса к проблеме рабства. 12. особенности правовой проблематики: а) слабость естественно – правовой традиции; б) понятие «право» и «закон» здесь совпадают; в) противопоставление морали и закона. 13. оригинальность и самобытность культуры объясняются изолированностью Китая. 14. традиционализм культуры. 5.1 Конфуцианство Родоначальник школы – Конфуций (551 – 479 г. г. до н.э.). Взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал – это глубокая древность Китая, его «золотое прошлое», к которому и необходимо стремиться. Основные положения и проблемы конфуцианства: 1. Проблема государства. Конфуций развивал патриархально – патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, т.к. народ отстранялся от участия в управлении государством. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем – «сыном неба». 2. Проблема этики. 21 Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Сын должен был: а) почитать своего отца; б) кормить своего отца; в) устроить отцу пышные похороны, и после смерти отца в течение 3 лет не переставлять в доме вещи. Порядок в семье является основой порядка в государстве. 3. Проблема идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) любить людей; б) исполнять свой долг – трудиться (политический труд); в) заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Добродетель – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, куда входят: а) правила ритуала; б) человеколюбие; в) забота о людях; г) почтительное отношение к родителям; д) преданность правителю; е) долг. Отношения между правителем и народом должны быть основаны на доверии и любви. Основная добродетель подданных заключается в: а) преданности правителю; б) послушании; в) почтении. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть. 4. Важнейшими функциями государства конфуцианство считает социальную, нравственную, защитную. 5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы: а) забота о земледелии; б) умеренность в налогах; в) скромность государственных расходов (содержание двора); г) воспитание народа; д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером. 6. Проблема войны. Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов. 7. Правовые взгляды Конфуция: а) главным средством воздействия на людей должна быть мораль; б) против правления законов. (Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно-наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями); в) законодательство должно играть вспомогательную роль. Во II в. до н.э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. 5.2. Даосизм Основатель даосизма – китайский философ Лао-цзы (VI в. до н.э.). Основные идеи даосизма изложены в его книге «Дао дэ дзин» («Книга о дао и дэ»): 1. Понятие «дао». Дао – это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой все вышло и куда все вернется. Дао – бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это - высшая добродетель и справедливость. По отношению к дао все равны. 2. Противопоставление культуры (цивилизации) и природы. Дао и цивилизация несовместимы. Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей – это результат отклонения от подлинного дао. 3. Принцип политического искусства. Правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) – лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. 4. Отношение к войне. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии. 5. Осуждение роскоши и богатства. 22 6. Представление об идеальном правителе. а) Он должен быть умным. б) Править с помощью метода недеяния, т. е воздержания от активного вмешательства в дела членов общества. в) Понимать дао. 7. Восстановление порядков древности. Возврат к естественным основам жизни, к патриархальной простоте. 8. Против правления законов. 5.3. Моизм В V в. до н.э. возникает радикально-демократическая традиция в политико- правовой мысли Китая, основоположником которой является ученик Конфуция философ Мо-цзы (479 – 400 г.г. до н.э.). Он развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства. Основные положения моистской концепции: 1. Договорная концепция происхождения государства. В древности не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но, поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем. 2. Идея единой для всех справедливости и власти. 3. Идеальная организация власти – мудрый правитель во главе и отлаженная система исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо: а) насаждение единомыслия; б) искоренение вредных учений; в) поощрение доносов; г) поддержание социального равенства. 4. Осуждалось замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от происхождения. 5. Вред законов. Огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви. 6. Государство должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так – все должны заниматься физическим трудом. 8. Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти. В целом, это учение занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом. 5.4. Легизм Наиболее разработанным политико-правовым учением Древнего Китая является легизм. Основатель легизма – Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, являлся инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Еще один теоретик легизма – Хань Фэй (III в. до н.э.), идеи которого изложены в трактате «Об искусстве управления». Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти. В целом вся концепция пронизана: а) враждебностью по отношению к людям; б) уверенностью, что посредством насильственных мер людей можно подчинить желательному порядку. Основные положения: 1. Невозможность возврата к старине. 2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего. 3. Основное назначение государства – противостоять злому началу (природе) человека. Человек – это источник социального зла. 23 4. Понятие идеального государства включает в себя: а) сильную верховную власть; б) вооруженную на высшем уровне армию; в) централизованность государства; г) ограничение произвола чиновников и местных правителей; д) единый порядок и законы; в государстве должны править законы, а не люди. 5. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон – это наказание. Главный метод государственного управления – метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким: широкое применение объективного вменения и смертной казни (в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни). 6. Осуждение милосердия и гуманизма. 7. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон. 8. Поощрение земледелия, и вообще – трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий, таких как искусство и торговля. 9. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя – создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн. 10. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) внушать страх своему народу; б) быть таинственным; в) контролировать чиновников и никому не доверять; г) принимать политические решения, исходя из того, что никому нельзя доверять. Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект этого – образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный – установление в стране деспотического правления. В II – I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!