Зарождение, особенности и основные линии борьбы политико-правовой мысли в Древней Греции



Государственность в Древней Греции возникла в I тыс. до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств. Переход от первообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом классовой дифференциации населения, усилением социально-политических антагонизмов, обострением борьбы между различными слоями общества - родовой знатью и обнищавшими общинниками, между богатыми и бедными, свободными и рабами. В этих условиях повсеместно развертывается ожесточенная борьба за власть, которая находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из форм правления-аристократии (власти «лучших»), олигархии (власти «богатых») и демократии (власти народа, т.е. всех взрослых свободных уроженцев одного полиса). Борьба разных слоев общества за власть, за установление соответствующих форм и норм социальной и политической жизни нашла свое отражение в борьбе различных течений политической и правовой мысли Древней Греции. 6.1. Периодизация политико-правовой мысли Древней Греции. I. Мифологический период (IX - VIII вв. до н.э.) связан со временем становления древнегреческой государственности. В этот период господствовали мифологические 24 представления о государстве и праве. Они существовали в форме образов (например, олицетворением правосудия считалась богиня Фемида, справедливости – Дике, закона – Евномия и т.д.). В этот период начинает формироваться философский подход к проблемам государства и права. II. Классический (полисный) период (VII - середина IV вв. до н.э.). Время расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли. В это время возникали и развивались учения таких мыслителей как Солон, Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др. Особенности этого периода: 1. На смену мифам приходит философия. 2. Государство - это полис 3. Главная проблема: какая форма правления является идеальной? 4. Отсутствие монархической традиции. 5. Господствовал принцип неравенства, т.к. широко использовался рабский труд. 6. Пацифизм: отрицательное отношение к завоевательным войнам. 7. Антииндивидуализм: интересы государства и общества ставились превыше всего. 8. Приверженность к высоконравственным началам; связь этики и политики. 9. Интерес к социальным проблемам общества. Государство должно заниматься распределением благ, обеспечивать всем средний достаток. Собственность должна быть средних размеров. 10. Разрабатывался принцип верховенства закона. III. Период эллинизма (вторая половина IV - II вв. до н.э.). Период начавшегося упадка древнегреческой государственности. Греческие полисы попадают под власть сначала Македонии, а затем Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, Полибия и стоиков. Особенности этого периода: 1. В этот период разработана договорная концепция происхождения государства. 2. Предприняты первые шаги к осуждению рабства. 3. Разрабатывается принцип равенства людей по природе и естественному праву. 4. Разрабатывается учение о семи основных видах форм правления (монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия (власть толпы), смешанная форма правления). 6.3. Особенности учения софистов Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н. э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Наименование «софист» происходит от слова «софос» (мудрый). Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права. Софисты отвергали мифологические представления о «золотом веке» в прошлом, о возврате к старине, обосновывали идею восходящего развития культуры и совершенствования общественной жизни по мере накопления знаний. Законы относятся к произведениям искусства, и, подобно любому другому ремеслу, справедливости в общественных делах можно научиться, законы можно совершенствовать. Представления людей, по мнению софистов, имеют изменчивый характер. Об одном и том же предмете может быть высказано два противоположных мнения, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое. Общепризнанной истины и единого блага 25 просто не бывает: носителем знаний и справедливости является не только мудрец, но и каждый отдельный человек. Развивая представления об относительности и условности морали, софисты выделяли добродетель для мужчины и женщины, свободного и раба, для каждого возраста, рода занятий и конкретного дела. Софисты предложили оценивать справедливость поступков в зависимости от места и времени, состояния человека и т.д. Отрицание абсолютного единого блага получило позднее название этического релятивизма. Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании). Славой много знающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора пользовался Протагор (481—411 гг. до н. э.). Основное положение Протагора, разделявшееся многими софистами, звучит так: «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Из этого положения Протагор делал выводы о правомерности и справедливости демократического строя. В этой связи показательна его интерпретация мифа о появлении человека и возникновении человеческого сообщества. По версии Протагора, дары Прометея (умение обращаться с огнем, приобщение к знанию и т. д.) и Зевса («стыд и правда», умение жить сообща) достались всем людям. Тем самым Протагор в принципе признавал равенство всех людей — по их одинаковой причастности к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Горгий (ок. 483—375 гг. до н. э.) был наряду с Протагором одним из наиболее знаменитых софистов. Высоко оценивая достижения человеческой культуры, Горгий относит к их числу и «писаные законы, этих стражей справедливости». Писаный закон — искусное человеческое изобретение, т. е. нечто «искусственное». От «писаного закона» Горгий отличал неписаную «справедливость», которая характеризуется им как «сущность дел», «божественный и всеобщий закон». Это не означает, однако, наличия между ними резкого расхождения и противоположности. Будучи приверженцем писаных законов, Горгий, вместе с тем, саму справедливость ставит по ценности выше их. Высоко оценивал Горгий благо мира, который, по его выражению, является «другом всего прекрасного и хорошего». В своей «Олимпийской речи», произнесенной в Олимпии примерно в 408 г. до н. э., когда шла внутригреческая Пелопоннесская война, Горгий призвал всех эллинов к единению и миру. Советуя грекам прекратить свою внутреннюю вражду, он убеждал их сражаться не между собой, а совместно против «варваров». Гиппий из Элиды (460—400 гг. до н. э.) первым среди софистов в духе естественно-правового учения резко противопоставил природу (фюсис) и полисный закон (номос). Природа (природа вещей) предстает в трактовке Гиппия в качестве того истинного, естественного права, которое противостоит ошибочному, искусственному, полисному закону. Обращаясь к своим собеседникам-эллинам, гражданам различных полисов, Гиппий говорит: «Люди, собравшиеся здесь! Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане — по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». 26 Естественно-правовые представления развивал (ок. 400 г. до н. э.) и софист Антифонт. Обосновывая положение о равенстве всех людей по природе, он ссылается на то что у всех людей — эллинов и варваров, благородных и простых— одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей проистекает из человеческих законов, а не из природы. «По природе, — говорит Антифонт, — мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины. Здесь уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы». Различая «законы полиса» и «законы природы» (естественное право), Антифонт отдает явное предпочтение вторым. Он отмечал, что «многие предписания, признаваемые справедливыми по закону, враждебны природе (человека)». Даже полезные установления закона — суть оковы для человеческой природы, веления же природы приносят человеку свободу. Воспитание людей в духе требований природы Антифонт расценивал в качестве необходимого условия достижения единства граждан в вопросе о государственных порядках и законах. Фрасимах из Халкедона был одним из самых ярких и знаменитых софистов младшего поколения. Политика, по Фрасимаху, область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования. Реальный критерий практической политики и принцип властвования Фрасимах видел в выгоде сильнейшего. Ему принадлежат такие слова: «Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему». В каждом государстве, пояснял Фрасимах свою мысль, власть устанавливает законы в свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические и т. д. Установив подобные законы, власти объявляют их справедливыми. Обладание властью дает большие преимущества. Несправедливость в политических отношениях оказывается целесообразнее и выгоднее справедливости. Высмеивая наивный, с его точки зрения, подход Сократа к практической политике с нравственными мерками, Фрасимах говорил: «Справедливость и справедливое — в сущности это чужое благо, это нечто, устраивающее сильнейшего, правителя, а для подневольного исполнителя это чистый вред, тогда как несправедливость — наоборот: она правит, честно говоря, простоватыми, а потому и справедливыми людьми» Нравственные основы политики отвергал и софист Пол Агригентский, ученик Горгия. Его интересовали, прежде всего, опыт практической политики, эмпирическая реальность государственной жизни Поскольку в отношениях между людьми все равно нет справедливости, то лучше, говорил Пол, самому творить несправедливость, реализуя свои желания и цели, чем претерпевать несправедливость от других Лучше быть тираном, чем его жертвой И с этих позиций он в принципе оправдывал произвол тирана — «свободу делать в городе, что сочтешь нужным, — убивать, отправлять в изгнание — одним словом, поступать, как тебе вздумается» Сторонником аристократического правления был, согласно сообщению Платона, молодой афинский аристократ и софист Калликл. Он резко противопоставил естественное право полисным законам и общепринятым обычаям «По-моему, — говорил он, — законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы, расточая и похвалы, и порицания» По природе же, утверждал Калликл, справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого. Повсюду (среди животных, людей, государств и народов) природный признак справедливости, по его мнению, таков: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. С позиций такого закона природы и естественного права силы Калликл критиковал демократические законы и обычаи и лежащий в их основе принцип равноправия граждан 27 Софист Ликофрон характеризовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. Также и закон в его трактовке оказывается простым договором, «просто гарантиею личных прав». Другой софист младшего поколения Алкидам Элейский (I половина IV в. до н.э.), ученик Горгия, развивал мысль о равенстве всех людей, включая и рабов Ему приписываются следующие знаменательные слова «Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом». 6.3. Политико-правовая концепция Сократа Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н.э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ оказал огромное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли. Так как Сократ не написал ни строчки за всю свою жизнь, сведениям о его биографии и политико-правовым взглядам мы обязаны его ученикам. Политико-правовые взгляды Сократа можно свести к следующим положениям: 1. Сократ стремился к рациональному обоснованию природы государства и права. Там самым он заложил начало теоретического исследования в этой области. 2. Сократ различал естественное право и позитивный закон. Он пытался обосновать разумную природу политических и правовых явлений: а) Разумное начало б) Естественное право в) Позитивный закон 3. Сократ развивает принцип верховенства законов над всеми сферами государственной и общественной жизни. 4. Тождество законного и справедливого («Что справедливо, то и законно»). 5. Мораль и истина тождественны. Сократ утверждал, что моральные качества (добродетели) имеют объективную природу и не зависят от субъективной оценки человека. 6. Истина (мораль) – это знание. Зло люди совершают по незнанию. 7. Оптимальной формой правления Сократ считал аристократию (правление «знающих», интеллектуальной элиты общества). 8. Отрицательно относился к крайней демократии (т.к. люди склонны к стяжательству, демократическое правление он считал не компетентным). Худшей формой правления Сократ считал тиранию. 9. Верховенство интересов государства по отношению к личности. Придерживаясь аристократической точки зрения, Сократ неоднократно сталкивался с властями, которые пытались пресечь его довольно влиятельную оппозицию и достаточно популярную критику. В 399 году до н. э. видные государственные деятели выдвигают против Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остается верен своим принципам и отказывается от подготовленного побега. Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико- правовой мысли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля. 6.4. Учение Платона о государстве и праве Платон (427 - 347 гг. до н.э.) родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу - Академию. Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали: 1. Сократ. Так как Сократ считал, что истина рождается в споре. Он ничего не писал. Все произведения Платона написаны в форме диалога. Сократ выступает одним из героев в диалоге Платона. Устами Сократа Платон выражает свои мысли. 28 2. Пифагор (Пифагор считал, что истина выражается числом). Платон так же считал, что истина вычисляется (например, в идеальном государстве должно быть 5040 граждан). Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину. Его взгляды на протяжении всего творческого пути изменились. В его ранних диалогах господствовал метод и подход Сократа. Собственно платоновское учение появляется в поздних его диалогах. Основные положения политико-правовых взглядов Платона: 1. Лучшая форма правления – аристократия. 2. Худшая – тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии). 3. Стремление к сохранению полиса. 4. Отрицание завоевательных войн. 5. Верховенство интересов государства над интересами личности. 6. Отрицание частной собственности. 7. Оправдание рабства (люди не равны по природе). Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления Платон раскрывает в диалоге «Государство». В «Государстве» Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое существует между космосом, государством и отдельным человеком. «По самой идее справедливости, - говорит Платон,- справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним». В человеке существуют три начала: 1. Разумное. 2. Яростное. 3. Вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает. В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала. 1. Совещательное – правители (философы) 2. Защитное – воины (стражи) 3. Деловое – производители (ремесленники, земледельцы) Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На этом основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей (миф о том, что при рождении одним людям подмешивается золото, другим – серебро и т.д.; в мифе говорится, что государство погибнет, если им будет управлять железный или медный страж). Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого: 1. Правители (философы) – интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы, т.к. они не могут совершать плохих поступков. Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть - это обязанность. 29 В сословие правителей отбираются дети, наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам, и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями. 2. Стражи (воины). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стражей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и иметь какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими). 3. Производители (торговцы и ремесленники) не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.). Исходя из вышеизложенного Платон выводит функции государства: 1. Социальная функция (удовлетворение потребностей) 2. Защитная функция. 3. Воспитательная функция (человеку внушается, что интересы государства выше интересов личности). 4. Духовная функция (развитие философии и науки) Платон считал, что превыше всего - благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом). Идеальное государство, в понимании Платона, - это полис, т. е. небольшой город- государство. Территория полиса не должна быть особо обширной, поэтому завоевательные войны им осуждаются. Войны могли вестись только в целях защиты государства. Война, по Платону, - главный источник частных и общественных бед. Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть «лучших», управлять государством должны знающие). Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов сословия стражей). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать. Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит, в результате скопления значительного богатства у частных лиц, к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в управлении. У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания (т.е. власть одного человека). Чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа. То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним. Таким образом, Платон выделяет пять форм правления: 1. Аристократия – наилучшая. 2. Тимократия. 3. Олигархия. 4. Демократия. 5. Тирания – наихудшая. 30 Особенностью учения Платона является отсутствие монархии как формы правления. Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Частной собственности в идеальном государстве не должно быть («Никто не может обладать частной собственностью, если в том нет крайней необходимости»). Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Необходимые припасы все получают от третьего сословия. Особое отношение к собственности должно быть у стражей. Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Живут и питаются они сообща, как во время походов. Семьи, в обычном смысле, для двух первых сословий не существует. Решающее значение для идеального государственного устройства, по Платону, имеет введение для стражей общности жен и детей. Детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. К позднему творчеству Платона относится диалог «Законы». В нем отсутствует Сократ в качестве героя. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом. Основные отличия второго государства от первого, изображенного в «Государстве», состоят в следующем: 1. Во втором по достоинству государстве допускается, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов». А в первом государстве рабов как таковых не было (люди третьего сословия были свободными). 2. Различия в системе органов государственного управления. 3. В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей. В остальных вопросах первое и второе государства сходны. Сходство состоит в том, что: 1. Остается отрицательное отношение к частной собственности. 2. Во втором, как и в первом государстве не должно быть крайностей бедности и богатства. 3. Стремление к коллективизму и единомыслию. 4. Внушение гражданам представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов. Основное отличие второго государства от первого, изображенного в «Государстве» состоит в следующем: 5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не частой собственности. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь. Выступая за потребительское равенство, Платон подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества». Политическими правами обладают только граждане. Граждане равноправны, но сам принцип равенства трактуется Платоном аристократически – в виде требования 31 «геометрического», а не простого «арифметического» равенства. «Ибо для не равных, - замечает Платон, - равное стало бы не равным, если бы не соблюдалась надлежащая мера». Быт второго государства как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективизм. Хотя индивидуальная семья существует, однако весь процесс воспитания регламентирован законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя не входят в число высших правителей. Во главе идеального государства Платона стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они, прежде всего, «стражи законов». Значительная власть находится в руках выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц. Все кандидаты на должности проходят докимасию – своеобразную проверку правомерности их претензий. Кроме перечисленных высших органов государства, Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган – особое « ночное собрание» из 10 самых мудрых и престарелых стражей закона, которым вручается судьба государства: а) «Ночное собрание» б) 37 правителей в) «Стражи законов» г) Совет 360 д) Государственные и военные должностные лица е) Народное собрание Лучшей формой правления Платон считает смешанную форму правления, которая включает элементы аристократии, олигархии и демократии. Анализируя правовую сферу государства, Платон выделяет требования к законам: 1. Законы имеют божественное происхождение. 2. Законы должны быть вечными и неизменными. 3. Законы должны быть справедливыми. 4. Законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни). 5. Не допускаются пробелы в законодательстве. 6. О чем закон молчит, то он запрещает. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых. При составлении законов учету подлежат также география местности, климат, почва и т.п. «Не возможно, - подчеркивает Платон, - устанавливать законы в разрез с местными условиями». Придавая большое значение разработке теории закона, Платон пишет: « Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах». На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной функцией. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства. 32 6.5. Аристотель о государстве и праве Развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля, которому принадлежит фраза «Платон мне друг, но больший друг истина». Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его нередко именуют Стагиритом. В 367 г. до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где учился, а затем преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 г. до н.э.), Аристотель в течение ряда лет живет в других греческих государствах, а в 342 – 340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимается воспитанием его сына Александра. С 335 г. до н.э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основывает свою философскую школу – ликей (лицей) и руководит ею почти до конца жизни. Среди трудов Аристотеля: «Политика», «Этика», «Никомахова этика» («К Никомаху»), «Афинская полития». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях). Аристотель выделяет три вида наук: 1. Теоретические (философия) 2. Созидательные (искусства и ремесла) 3. Практические (этика и политика). Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности. В трактате «Политика» Аристотель дает четкое определение политики. Политика для него - это наука об управлении государством; наука о высшем благе человека и государства. Исходя из этого, цель политической науки - воспитать в людях высокие нравственные качества. Наибольшее внимание в трактате «Политика» уделено рассмотрению таких проблем как: Аристотель придерживался органической теории происхождения государства. По Аристотелю, государство есть продукт естественного развития. Это следует из природы человека. Аристотель, как и Платон, воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении, ведь человек всегда нуждается в общении. Семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством. Государство является высшей формой общения. Государство – это политическое общение между свободными и равными. Человек, по Аристотелю, - «животное политическое», т.е. не может жить вне государства, вне общества. Для начала человек создает себе семью, но лучше всего политическая природа человека реализовывается именно в государстве, т.е. союзе свободных и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной власти. Элементы государства. 1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру). 2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти). 3. Единый культ. 4. Армия. 5. Общий запас. 6. Единые представления о справедливости. 33 Отношения господина и раба – элемент семьи, а не государства. Политическая власть исходит из отношений свободы и равенства, отличаясь от отцовской власти над детьми и рабами. С позиций защиты частной собственности, семьи, прав индивида Аристотель критиковал проекты платоновского государства с общностью имущества, жен, детей. Частная собственность коренится в природе человека, его любви к себе. Государство – организация, объединяющая совокупность граждан. Гражданин – тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Каждой форме государства соответствует свое понятие гражданина, свои основания наделения круга лиц совокупностью гражданских прав. С изменением этого понятия изменяется форма государства, само государство. Форма государства – политическая система, которая олицетворяется верховной властью в государстве. Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Различаются правильные и неправильные формы государства. В правильных правители имеют в виду общую пользу, в неправильных – личную. Три правильные формы – монархическое правление, аристократия, полития, неправильные – тирания, олигархия, демократия. Демократия – верховная власть принадлежит демосу, а не закону. Тирания – наихудшая. Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.е. вообще характерен для государства как политического общения. Из неправильных форм правления тирания – наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний класс. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший государственный строй» (принцип эголитаризма). Эгалитаризм – это установление среднего размера дохода. Признаки политии: 1. Правит большинство. 2. Умеренный имущественный ценз на правящие должности. 3. Избрание путем голосования. 4. Торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав. 5. Преобладание среднего класса. Основная причина возмущений и переворотов в государстве – отсутствие подлежащего равенства. Перевороты – следствие нарушения относительного характера равенства, и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным, в других- равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том, что относительное равенство влечет абсолютное, а олигархия – относительное неравенство обуславливает неравенство абсолютное. Население государства должно быть легко обозримым, иметь выход к морю и материк, территория достаточна для удовлетворения умеренных потребностей. В лучшем государстве много рабов, гражданских прав лишены ремесленники, торговцы, матросы. Земля делится на 2 части – одна в общем пользовании, другая – в частном владении. 34 Военное дело не для порабощения других, а для того, чтобы самим не стать рабами. Рабство – не на праве войны, а в природе вещей, война – лишь средство приобретения тех, кто уже является рабом. Сам принцип войн противен идее права. Аристотель оправдывает частную собственность. «Частная собственность, - говорит Аристотель, - коренится в природе человека, в его собственной любви к себе». Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной. «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота». Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им. Аристотель различает два вида справедливости: 1. Уравнивающую, 2. Распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сфера применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказание и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества. Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию). Учение о праве столь же тщательно разработано как учение о государстве. В своем понимании Аристотель разделяет положения Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Политическое право делится на естественное и условное. Условное право (волеустановленное) - то, которое, первоначально могло быть без существования различия таким или иным, но раз оно определено, это безразлично прекращается (подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву Аристотель относит установление закона и всеобщих соглашений. Естественное право - право, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или не признания его. Составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Право находит свое выражение, воплощение, соблюдение в законе. Отступление закона от права - отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Аристотель выделяет писаный и неписаный закон. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, понимаются правовые обычаи (обычное право). Аристотель придерживается принципа верховенства законов. Существенной чертой закона является его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон в основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию. Политическое правление – это, по Аристотелю, правление законов, а не людей. Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 562; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!