Логика развертывания содержания, структура и задачи курса в системе высшего юридического образования



История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина

Взаимосвязь истории политических и правовых учений и современных теорий политики, государства и права. Система курса, историко-предметное начало в ее построении. Методологические вопросы Истории политических и правовых учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений. Принцип единства исторического и логического в раскрытии содержания политических и правовых учений. Преемственность и «скачки» в истории политической и правовой мысли. Многоаспектность политических и правовых учений: гносеологический, онтологический, аксиологический, функциональный, онтологический, конкретно- исторический, социологический, теоретический, системный.

 

2.Объект и предмет истории политических и правовых учений, изменение их объема и содержания в историческом времени

Структура политико-правового учения, ее теоретического содержания, политико-правовой аксиологии и идеологии

Периодизация истории политических и правовых учений как важнейшая методологическая проблема, соотношение в ней историко-хронологического и общественно-формационного подходов

В своем развитии мировая политико-правовая мысль прошла следующие этапы:

1. Политические и правовые учения Древнего мира (2 тыс. до н.э – конец V в. н.э.)

а) политическая и правовая мысль Древнего Востока

б) политическая и правовая мысль античных государств

Основное различие: на востоке политико-правовая мысль носила монархический

характер, преобладали патриархальные представления о власти, в Европе – политическая

мысль изначально развивалась на демократической основе.

2. Политическая и правовая мысль Эпохи средних веков (V – XV вв.)

Главный фактор в развитии политико-правовой мысли – религия.

3. Эпоха Возрождения и Реформации (XVI – середина XVII вв.)

Начинается отделение политико-правовой мысли от религии, она приобретает

светский характер (пример: трактат Никколо Макиавелли).

4. Политические и правовые учения нового времени. Эпоха буржуазных революций

(вторая половина XVII – XVIII вв.)

Особенность политико-правовой мысли, господство школы естественного права,

что проявляется в разработке теории общественного договора; делении права на

естественное и позитивное.

5. Политические и правовые учения XIX в.

Дифференциация политических и правовых теорий:

1. Консерватизм (основная ценность: порядок, культура, традиция)

2. Либерализм (с позиции: превыше всего свобода и личность)

3. Социализм (социальное равенство)

В XIX в. на смену естественно-правовому методу пришли:

а) Философия права - направление юриспруденции, которое изучает сущность

права, идеальное право, принципы права, осуществляет критику законодательства с

позиции идеального права.

б) Юридический позитивизм – направление в юриспруденции, которое

рассматривает право, как совокупность юридических норм, закрепленных в современном

праве.

в) Историческая школа права - изучает историю государственных и юридических

учреждений.

г) Психологическая школа права рассматривает право как совокупность

психологических эмоций; она выявляет психические причины правомерности или

неправомерности поведения.

6. Политико-правовая мысль XX в.

В конституционной сфере продолжалось утверждение политического либерализма.

Но вера в социальный прогресс на основе капитализма была подорвана кризисами

перепроизводства и двумя мировыми войнами. Теории конвергенции мировых систем,

политического плюрализма, прав человека, социального государства приблизили кризис и

капитализма, и социализма. Усиление государственного регулирования общественных

процессов обусловило сближение политико-правовых идеологий. Либералы признали

роль государства, а консерваторы – прогресса. Социалисты пришли к реформизму,

восприняв некоторые либеральные идеи. Жесткий юридический позитивизм сменился

социологическим позитивизмом. Сторонники естественно-правовой теории придают

больше значения государственным установлениям. Национально-освободительная борьба

заставила признать права народов, значение традиций, что активизировало юридическую

антропологию.

Логика развертывания содержания, структура и задачи курса в системе высшего юридического образования


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!