Раздел 5. Классики психологии о психологической защите



В. МЕНИНЖЕР, М. ЛИФ

Психические механизмы

Эго должно заботиться о нас изо дня в день, поддерживая наше равновесие и позволяя нам жить в согласии с внешним миром. Оно контролирует и направляет толчки и пинки Ид, пытаясь удовлетворять требованиям разборчивого и тиранического Суперэго, которое может растоптать нас, если посчитает, что Эго совершило ошибку. Когда Эго не может поддерживать равновесие - мы в беде. Мы или конфликтуем с внешним миром, или внутренне так или иначе страдаем, и иногда такое напряжение совсем разрушает нас. В любом случае у нас, вероятно, развивается чувство тревоги - ощущение неудобства и напряжения, вызванное конфликтом или незащищенностью.

Если мы представим Эго как своеобразного вахтера и одновременно руководителя любительского театра, то сможем понять некоторые его проблемы.

Представьте напирающую, плотную толпу детей, с бьющей через край энергией, которые больше всего на свете желают выйти на сцену и делать то, что им хочется. Это - все желания, побуждения и импульсы Ид.

Публика, и причем такая, которой очень трудно угодить, -это весь внешний мир.

За кулисами наготове наш старый приятель - критик (Суперэго), и, если ему не понравится то, что с позволения Эго происходит на сцене, он может заставить его так пожалеть об этом, что оно захочет закончить весь этот шоу-бизнес. Несчастное Эго одних детей должно переодеть в маскарадные костюмы и следить за их игрой, чтобы все было в порядке. В то время Другим, как оно знает, будет достаточно позволить спеть хорошую безобидную песенку или станцевать простой танец, который всем нравится, и тогда они смогут выпустить свою энергию и  удовлетворятся. То же самое произойдет со зрителями и с критиком.

В этой толпе нетерпеливых юнцов обязательно найдутся переростки, силой пытающиеся выйти на сцену, чтобы начать показывать стриптиз или ужасно непристойные жесты, которые потрясли бы аудиторию и критика настолько, что это шоу сразу же бы закончилось, а его исполнители оказались бы за решеткой или с позором изгнаны из города.

Если Эго действительно знает свое дело, то оно может взять кого-нибудь из этой компании молоденьких попрыгунчиков и привлекательных девочек и придумать для них действие, в котором они могли бы так реализовать свои таланты, что зрители; были бы в восторге.

Но некоторые из этих молодых людей будут доставлять ужасные хлопоты, и Эго придется запретить им вообще выходить на сцену. Слабаки будут болтаться поблизости и выклянчивать еще один шанс. Но сильные пойдут другим путем. Они попытаются проскочить мимо Эго и все-таки попасть на сцену. Они будут маскироваться, пойдут напролом или попробуют зайти с черного хода.

У Эго всегда полно работы. Но иногда, как бы оно ни старалось, ребятам все же удается обойти его, и тогда Суперэго его наказывает. И если проскользнувших окажется слишком много, зрители будут недовольны, и Эго, и труппу Ид, и даже старого критика отлучат от общества.

Все эти передвижения, замыслы, действия, которые использует Эго, чтобы поддержать спектакль и успокоить волнение, приводятся в действие без нашего ведома. Это то, что мы называем "механизмами", - автоматические, движущие силы.

Эго запускает эти силы по трем причинам: 1. Оно должно как-то удовлетворить потребности Ид; в нем заключено слишком много побуждений, которые нужно осадить навсегда; и кроме того, вся энергия, необходимая для функционирования личности, поступает от Ид.

2. Если Эго хочет продолжать свое дело, оно должно защитить себя от двух опасностей, исходящих от публики (объективной реальности):

А. Эго боится потерять свои источники одобрения или "любви". Его всегда пугает возможность того, что люди, а особенно некоторые личности, отвернутся от него.

Б. Эго боится, что объективная реальность повредит или уничтожит его. Оно испытывает здоровый страх перед реальной опасностью и другой, менее очевидный, - страх нанести себе вред.

3. Эго старается защитить себя от опасности потерять одобрение Суперэго, или совести.

Эти защитные механизмы могут работать как в случае приспособления к окружающей среде, так и в случае нарушения приспособления. Степень или уровень, на котором они используются, и составляет действительную разницу между здоровьем и болезнью. Причем это дело исключительно количества, а не качества. Например, кто-то может быть довольно мнительным (механизм, о котором мы говорили как о проекции), и все же не обязательно больным. Но если его мнительность перерастает в навязчивую идею о том, что весь мир его преследует, причем довольно активно, тогда этот человек болен.

Одной из характерных особенностей этих механизмов является тот факт, что даже будучи здоровыми, мы очень редко осознаем, что применяем их. Однако же мы часто можем распознать их у других, особенно у родственников и друзей с нарушением приспособления к окружающей обстановке.

Душевное здоровье - это приспособление, или равновесие между конфликтующими факторами как внутри личности, так и между личностью и окружающей средой. В случаях тяжелых душевных расстройств психологическое равновесие нарушается. Остановимся подробнее на этом аспекте и попробуем объяснить, как оно нарушается.

Хотелось бы сделать это как можно проще. Но, к сожалению, мы не можем. Опять-таки, частично проблема заключена в словах. Непрофессионалы, используя некоторые слова, подразумевают сразу много значений, в то время как психиатры употребляют те же самые слова в очень узком и особом смысле. Возьмем, например, два слова - ''страх" и "тревога". И в каком бы смысле мы их ни употребили - в профессиональном пли бытовом, - эти эмоции являются очень важными факторами в жизни каждого. Независимо от того, что вы имеете в виду, произнося эти слова, психиатры определяют cтpax, как чувство, которое возникает в результате какой-нибудь реальной внешней опасности, на ранней стадии оно проявляется как "дурное предчувствие". Тревога же - это чувство, возникающее из-за угрозы, исходящей от внутренних конфликтов.

На самом деле мы не всегда можем их разделить. Иногда они смешиваются. Проявление реальной опасности может породить страх, но потом, после того как опасность уже пройдет, даже мысль о ней может вызвать беспокойство - это реакция, тревоги.

Иногда мы говорим или слышим о "страхе перед высотой» или "страхе перед большим количеством людей". Все это различные виды "страхов", которые психиатры называют фобиями. Они представляют собой тревогу, связанную с неосознанными конфликтами, и стимулируются только особыми внешними ситуациями или факторами.

И конечно, страх в ситуациях реальной опасности - здоровое явление. Каждый солдат, участвовавший в сражениях, боялся - даже самые храбрые охотно признают это. Бояться было! полезно - до определенного предела. Страх заставлял мышцы напрягаться, освобождал дополнительный сахар из печени, чтобы быстро обеспечить энергией организм, сжимал кровеносные сосуды и учащал сердцебиение, боец становился более восприимчивым. Но - только до какого-то предела! Беспредельный страх мог вызвать деморализацию. Если испуг длился слишком долго, он порождал реакцию, которая продолжалась и продолжалась, даже когда стрельба уже закончилась. И человек подпрыгивал от любого неожиданного, даже не обязательно сильного, шума. Он продолжал нервничать еще долго после того, как действительная угроза уже прошла. За страхом последовало чувство тревоги.

Тревога возникает тогда, когда нарушается равновесие Эго и его контроль оказывается под угрозой. Это своего рода красный флажок - он означает: что-то в трио Эго, Суперэго и Ид не в порядке. Тревога - обычный фактор всех нездоровых психических реакций. Некоторым образом это можно сравнить болью - она указывает на какое-то нарушение.

Следовательно, по внешним проявлениям можно сказать, что страх и тревога - близнецы-двойняшки. И будь то мужчина, женщина или ребенок, - если мы рано попадаем под власть одного из этих двух факторов, с телом происходят одни и те же изменения. Мы дрожим и суетимся, нас бросает то в жар, то в холод, наше дыхание учащается, сердце бьется быстрее, мы потеем, теряем аппетит, часто страдаем от тошноты или поноса, и наш сон - это судорожные обрывки между ночными кошмарами.

Но здесь сходство и кончается - как раз тогда, когда тот и другой начинают действовать.

Когда Эго узнает о надвигающемся поезде, машине, наводнении или хотя бы о просроченном счетe за газ, оно тут же принимает решительные меры, чтобы всего этого избежать. Наше тело действует, и мы сворачиваем с пути поезда, машины или бежим от наводнения - если можем, конечно. Большинство из нас предпринимают какие-то действия, чтобы найти деньги для просроченного счета, хотя некоторые, как известно, уклоняются от этого так же, как и в случае с наводнением.

Но, как бы то ни было, любое решение снимает напряжение, потому что Эго сохранило равновесие (мы говорим, что "сохранили рассудок"), и Ид, и Суперэго, и Действительность были удовлетворены. Действительность может остаться недовольной в связи с неоплаченным счетом, но с нами - все в порядке. Опасности, угрозы, с которыми справляется Эго таким образом, -это реальные опасности и угрозы. Страх, возникающий из угроз окружающей обстановки, вызывает беспокойство, от которого Эго избавляется с помощью действия. Принятое решение препятствует нарушению равновесия между Эго, Ид и Суперэго.

А что происходит, когда нашему равновесию угрожает нарушение, которое мы называем тревогой? Напряжение, связанное с тревогой, идет изнутри самого человека и является результатом того, что наше Эго испытывает неудобство, вызванное требованиями со стороны Ид и Суперэго. Тревога появляется независимо от угрозы со стороны текущей окружающей обстановки.

Бессознательная часть Эго начинает ясно ощущать давление импульса, который угрожает со стороны Ид. Один из подавленных (репрессированных) конфликтов вот-вот снова разгорится. Эго чувствует, что его контроль находится под угрозой. Это чувство и есть тревога. Эго вынуждено действовать быстро - ему необходимо защитить себя, - оно должно постараться сохранить свой контроль. 'Гут-то оно и начинает пускать в ход разные уловки - автоматические бессознательные защитные механизмы, призванные нейтрализовать этот импульс.

Мы не хотим создать впечатление, что Эго и его защитные механизмы похожи на карточного трока с колодой карт. Эго не может произвольно избирать тот или иной механизм, чтобы сыграть в той или иной ситуации. Оно использует модели реакции, выработанные еще в детстве. Выбираются те из них, которые зарекомендовали себя лучше всего в удовлетворении наших потребностей. Каждый из нас имеет свой собственный набор проверенных способов получения удовлетворения, свои особые методы самозащиты. И в течение всей жизни каждый отдельный индивидуум продолжает использовать главным образом те реакции, которые, по его мнению, подходят ему больше всего. Так, некоторые используют только надежные защитные механизмы. Выбор используемых механизмов определяется прежде всего детским опытом. Во-вторых, он зависит от той конкретной ситуации или проблемы, от которой Эго должно защитить себя.

Некоторые защитные механизмы используются достаточно широко большинством людей почти каждый день. Они дают нам возможность сохранять дееспособность и оставаться более или менее довольными жизнью. Другими словами, мы сохраняем относительное здоровье, - по крайней мере, в пределах нормы - благодаря тому, что направляем наши импульсы в такое русло, которое удовлетворяет сознательную часть нашей личности и окружающих нас людей.

Эти защитные механизмы, чьи проявления можно считать относительно здоровыми, на профессиональном языке называются компенсация, рационализация, идеализация, реактивная формация и перенос. С любым из них можно зайти слишком далеко, то есть использовать в такой чрезмерной степени, что они будут слишком беспокоить окружающих и, таким образом, лишать нас дееспособности или удовлетворения жизнью. Но чаще всего они защищают Эго от чувства тревоги, предлагая внешнее решение внутренних конфликтов.

Но, с другой стороны, есть по меньшей мере еще три защитных механизма - проекция, уничтожение сделанного и конверсия, - которые почти всегда представляют собой психопатологию, то есть симптомы. Их иррациональность уловить проще. Их наиболее отчетливые проявления почти всегда легко узнаются по признакам нарушения приспособления к окружающей обстановке. На начальных стадиях многие индивидуумы продолжают свою деятельность и сохраняют взаимоотношения без особого труда для себя и не причиняя больших неудобств другим людям. Но даже в этом случае использование этих механизмов всегда является свидетельством заболевания. Они могут стать отчетливыми признаками серьезного нарушения приспособления к окружающей обстановке.

Использование защитных механизмов всегда является попыткой найти компромисс между конфликтующими силами. Эго гнет одну линию, а Ид - другую. Поведение, появляющееся в результате использования механизма, будь то подозрительность, одержимость навязчивой идеей или физический признак, представляет собой компромисс, дающий некоторое удовлетворение как Эго, так и Ид.

Как мы уже объясняли, защитные механизмы - это способы, с помощью которых Эго пытается защитить себя от тревоги. Когда импульс, который вот-вот вырвется от Ид (причина тревоги Эго), пропускается через один из этих механизмов, то тревога, пли острое чувство напряжения или беспокойства в какой-то степени смягчается. Проявление механизма, то есть его выражение, — это своего рода "разрешение" конфликта между Ид н Эго.

Например, солдат во время боя доходит до сильнейшего страха из-за постоянной опасности, которой он подвергается. Но он знает, что бежать или прятаться - против военных правил, и подавляет и отвергает подобные импульсы, хотя сильное чувство тревоги остается. Во многих случаях страх раздувает бессознательные конфликты и таким образом вызывает тревогу. При особо сильном конфликте он может внезапно вызвать паралич руки без попадания пули. Развиваясь, такой "истерический" паралич уменьшает тревогу солдата.

Поскольку Эго не потерпело бы его дезертирства из страха, то, когда тот принял форму недееспособности стреляющей руки, солдат смог удовлетворить как Эго, так и Ид. Конфликт, возникший в Ид в связи с требованием специфической обстановки, был, по крайней мере временно, решен. И это, не будем забывать, целиком и полностью произошло на бессознательном уровне.

Часто бывает, что решение пли разрешенное проявление конфликта (или скрытого побуждения) посредством этого механизма - недостаточное средство, чтобы погасить тревогу. В этих случаях Эго может выработать и начать применять механизм защиты более интенсивно: например, легкая подозрительность перерастает в манию преследования. В других случаях, даже если защитный механизм используется широко, человек все равно может по-прежнему чувствовать тревогу, напряжение и беспокойство. Такое использование защитных механизмов определенно указывает на психическое заболевание.

Защитным механизмам, из-за их особенности пли степени их использования, могут сопутствовать физические или психические недомогания. Так, например, расстройство желудка, возникающее вследствие эмоционального расстройства, может вызвать такое же физическое недомогание, как и приступ гастрита. Личность с фобией может чувствовать себя хорошо только в том случае, если со стороны непосредственного окружения нет никакой угрозы. Человек, который боится высоты, чувствует себя уютно только на земле. В то время как в одних случаях эти защитные механизмы сохраняют наше здоровье, в других они заставляют нас страдать.

Обсудим сначала те защитные механизмы, обычные проявления которых приемлемы, поскольку лежат в рамках нормального поведения. У всех них общая цель - они позволяют Эго "продолжать спектакль", не доставляя слишком много огорчений Ид, Суперэго и всему окружающему миру. Личность использует их без нашего ведома, чтобы помочь нам сохранить равновесие. Наше душевное спокойствие поддерживается с помощью этих механизмов, которые называются компенсация, рационализация, идеализация, реактивная формация и перенос.

Компенсация

Компенсация - это механизм, который Эго использует для защиты от тревоги, возникающей из-за чувства незащищенности, прилагая дополнительные усилия в зоне мнимой или действительной слабости. Некоторые великие люди представляют собой очень хорошие примеры механизма компенсации в действии.

Мильтон, будучи слепым, писал замечательные произведения; Бетховен создавал свои великие симфонии, борясь с прогрессирующей глухотой. Мы видим проявления компенсации повсюду, где физические или психические, действительные или мнимые недостатки заставляют людей прилагать усилия, чтобы хоть как-то их восполнить.

Кто не встречал человека невысокого роста, мужчину или женщину, который в прямом смысле "задирает нос", чтобы компенсировать свою "неполноценность". Некоторые постоянно спорят, чтобы всегда производить впечатление очень значимых и умных людей. То же самое происходит и с очень высокими людьми, которые болезненно воспринимают свои габариты. При этом заметим, что уравновешенные /поди маленького или большого роста совершенно нам не мешают и в действительности очень часто приносят ощутимую пользу с помощью своей компенсации.

Люди с плохими зубами, неправильными чертами лица, деформированными конечностями развивают методы компенсации своих недостатков, о чем сами они не догадываются, хотя все остальные замечают это довольно отчетливо. Есть и другие люди, настолько честные, трудолюбивые или терпимые, что даже их друзья удивляются, зачем они доходят до таких крайностей.

Существует такая форма компенсации, которую мы намного чаще замечаем в других, чем в себе. Она называется замещение.

Отец и мать, не дающие своему ребенку любви, заботы и внимания, но бессознательно ощущающие, что должны проявлять эти чувства, вероятно, заменят их большим плюшевым медвежонком или другим подарком, чтобы компенсировать свое пренебрежение. А чуть позднее будут выдавать наличные. Все мы знаем таких отцов, которые настолько заняты своими делами, что единственное, что они дают своим сыновьям или дочерям, - это слишком большую свободу.

Иногда виновные стороны понимают, что именно они делают, но на одного такого человека найдется сотня других, не понимающих смысла своих поступков.

Мистер Джонс, например, не осознавая почему, решил, что должен принести домой коробку конфет в день, когда он пристально взглянул в глаза своей новой секретарши. А миссис Джонс, прочтя новый детектив, вместо того, чтобы зашить рубашку своему мужу, решила, что должна испечь его любимый торг. Оба они играют в одну из личностных игр, маскируя с помощью компенсации непринятое поведение.

Чтобы закончить нашу мысль, добавим, что всем нам нужны и всем нам помогают некоторые типы компенсации. Они заставляют нас прилагать больше усилий, подобно не слишком способному студенту, который очень упорно работает ради своих отличных оценок. Достижение мастерства в одной области из-за отсутствия способностей к другой может принести человеку уверенность в себе, которой бы не было в противном случае. Усилия, связанные с компенсацией,могут привести человека к развитию скрытых способностей, как, например, слепота

Рационализация

С помощью этой уловки у Эго появляется простой способ защитить себя от тревоги.

Кто из нас не старался провести рационализацию соз«я-1 шелъно? Рационализация - это инструмент, который мы нсполъ-^ зуем, чтобы защитить определенные чувства, идеи или поведе-1 иле, очень убедительно и на первый взгляд логично объясняя,] что они появляются в результате чего угодно, но только не тре-1 бований какого-то иррационального Ид. Когда мы сознательноv выдумываем оправдания, чтобы выставить свои поступки в выгодном свете перед другими людьми, то это не что иное, как рационализация. Она происходит тогда, когда мы дурачим самих себя, искренне веря, что только "судьба", "рок", "тяжелые периоды" и т. д. ответственны за наши неудачи.

Когда мы не мним чего-то делать, то можем придумать на удивление много "логичных" причин, чтобы не делать этого.) Но если что-то действительно доставляет нам удовольствие, мы. думаем только о том, как бы найти этому оправдание. Самое удивительное во всем этом то, что, рационализируя, мы нисколько не сомневаемся в мудрости, правильности или честности наших размышлений.

Один из ярких примеров рационализации в действии — двенадцатилетний парень, столкнувшийся с поручением выкосить лужайку и в то же время испытывающий сильное желание поиграть в футбол с друзьями.

Выслушайте его аргументы в пользу игры в мяч, а затем приготовьтесь к взрыву, когда вы обвините его в рационализации. Причем он искренне верит в то, что говорит. И в подобных обстоятельствах мы все поступаем так же.

Мы не часто утруждаем себя объяснениями наших мыслей или поведения, но когда мы все же пытаемся их объяснить, то замечаем, что очень трудно честно ответить, почему мы любим голубое или розовое; предпочитаем блондинок или брюнеток; влюбляемся в своего мужа или жену; думаем, что мытье посуды -"женская работа"; уверены, что дети с тем же удовольствием съедят сегодня сэндвич, что и горячую пищу, и. т. д., п. т.д. У нас много ответов, но только насколько они верны?

Очень часто маленькая невинная ложь, которую мы рассказываем сами себе и в которую верим, очень помогает нашему Эго, но иногда с этим механизмом можно промахнуться. Если мы убеждены, что никогда не совершаем ошибок и во всех неприятностях, происходящих с нами, виноват кто-то или что-то еще, тогда наша рационализация опасна и наше внутреннее равновесие сильно нарушается. Человек, искренне верящий в то, что наилучший способ избежать неприятностей или печалей - это залиться алкоголем, рационализирует что есть сил.

Идеализация

Особой модификацией рационализации является защитный механизм, именуемый идеализацией. В своей мягкой форме она забавляет нас, но нежелательно доводить ее до крайности.

Юный влюбленный, который действительно верит, что его обожаемая - "самое красивое, прелестное, самое чудесное существо, какое когда-либо ступало по земле", идеализирует как только может до того предела, пока мы не возражаем.

Но человек, точно так же уверенный в своей собственной безупречности, очень редко, если вообще когда-нибудь, может вызывать к себе симпатию.

Все мы склонны не замечать свои собственные недостатки, но сразу же распознаем их в других. И когда мы перестаем замечать даже самые крупные и неприятные из них, пора проверить, в какой степени мы предаемся этой самоидеализации. Идеализация по отношению к самому себе - это своего рода нарциссизм. Она может существовать и, к счастью, существует в здоровой форме почти у каждого. Вероятно, лишь немногие люди полностью отвергают себя и совсем чужды эгоизма. Но Для большинства самым важным человеком является он сам. Мы не можем быть абсолютно беспристрастны к самим себе, не можем быть безучастными зрителями и наблюдать за собой со стороны. Мы никогда не сможем "посмотреть на себя чужими глазами". Но в большинстве своем люди хотят неплохо выглядеть, производить благоприятное впечатление на других, хотят, чтобы друзья и знакомые думали о них хорошо. Для этого нужно иметь самоуважение, уверенность в себе и разумную веру в свои интеллект. Все это складывается в необходимую - и здоровую -идеализацию себя.

 

 

Реактивная формация

Реверсирование (механизм поворота) - это другое название, иногда используемое для метода или механизма реактив»' ной формации.

Иногда бессознательное имеет такой сильный позыв выразить себя в определенном направлении, что сознательное может проконтролировать его (а Эго - избежать тревоги) только одним способом - сделав противоположное. Например, чтобы не упасть вперед, нужно откинуться назад. Поэтому, когда у нас глубокий, сильный бессознательный внутренний конфликт, мы можем сделать противоположное нашему первоначальному желанию. Мы формируем "реакцию" против побуждения.

Некоторые оговорки выдают нас в этом смысле, особенно когда мы очень стараемся быть любезными с людьми, которые нам совсем не нравятся. Для многих из нас одно из наиболее сложных переживаний - это "проговаривание" своих бессознательных чувств в тот момент, когда мы пытаемся быть вежливыми. При расставании с кем-нибудь, кто нам сильно неприятен, очень легко сделать оговорку и сказать: "Не приходите к нам еще", вместо "Приходите к нам еще", как, нам казалось, мы намеревались.

Как мы уже видели, многие из наиболее значимых черт характера взрослого человека имеют истоки в раннем детстве, в периоде приучения к туалету. Мы пришли в мир с желаниями, противоположными стремлениям быть чистыми, опрятными, пунктуальными. Как отрицание изначально запретных интересов к получению удовольствия, у некоторых людей защита Эго проявляется в том, что они доходят до крайностей, делая противоположное.

Одно из наиболее распространенных явлений нашей повседневной жизни - это так называемая вынужденная защита. Под этим мы подразумеваем необъяснимые требования, которые человек сам предъявляет к своему поведению. Некоторые, например, перегружают себя на работе. Иногда эта защита выражается в том, что мы вынуждены делать что-то определенным образом. Порой это относится к аккуратности, пунктуальности, чистоте. Случается, мы начинаем придавать большое значение деталям, диаграммам, графикам, организации и составлению таблиц- Все это иллюстрирует тот удобный способ выражения побуждений, который использует Это, чтобы помешать развитию тревоги.

Во многих случаях такие способы выражения полезны. Они могут быть весьма ценными. Но бывает, что они истощают наши силы: случается, мы не можем усидеть или чувствуем себя очень неуютно и не понимаем почему, когда видим криво повешенную картину или беспорядок на столе. И нам очень неприятно, когда мы заходим в гости к другу и видим разбросанные вещи. И вряд ли мы сможем удержаться от замечания, что посуда уже давно не мыта. Нам захочется попросить Джима Смита научиться хорошим манерам, когда он будет беззаботно стряхивать на коврик пепел, своей сигареты. Мы просто не можем выносить всего того, что, по нашим нормам жизни, является нарушением порядка.

Когда мы отклоняемся в другую сторону и становимся настолько аккуратными, что раздражаемся, если горничная передвинет на дюйм чернильницу, для нас мучение видеть пыль на пианино и мы ежесекундно выносим пепельницу, наше поведение становится реактивной формацией.

Все мы знаем людей, чье стремление к чистоте еще остается в пределах "нормы", но явно доходит до грани. Их дома содержатся в таком порядке, что мы задаем себе вопрос: "А живет ли здесь кто-нибудь на самом деле?" И нам неуютно даже находиться там. Встречаются женщины, для которых единственная цель в жизни - это постоянная охота за грязью, и тщательность и энергия, с которой они эту грязь преследуют, почти симптоматична. И есть такие мужчины, глядя на которых, можно подумать, что крохотное пятнышко на их рубашке будет для них гораздо большим ударом, чем клякса на их репутации. Нет никакого сомнения: подобное поведение относится к реактивной формации.

Это поведение можно рассматривать как реверсирование (поворот в противоположную сторону) сильного бессознательного желания быть беззаботным и неряшливым, как бродяга, живущий в городских трущобах. Мы редко понимаем, что наши бессознательные желания, владеющие нами в данный момент, часто противоположны нашим сознательным желаниям, что связано с воспитанием и формированием наших взглядов, происшедшим много лет назад. Эти бессознательные желания, однако, могут проявиться, когда Эго теряет контроль над ситуацией! например, в бреду, при психозе или опьянении. В таких случай ях люди, обычно до крайности вежливые, вдруг становятся гpyбыми и крикливыми, а чрезмерно чистоплотные и пунктуальные - неряшливыми и небрежными.

Перенос

Перенос - это механизм, посредством которого эмоциональное значение, придаваемое одной идее или личности, переносится на другую идею или личность. И часто поэтому эмоциональное отношение, выражаемое к тому или иному объекту, является или неадекватным, или даже вовсе с ним не связанным. Это] еще один из защитных механизмов Эго.

Когда мы переносим наше положительное чувство любви - это "хороший" механизм; а когда мы переносим на других людей отрицательное чувство ненависти, то это "плохой" механизм.

Жена, которая бьет посуду или придирается к своему ребенку из-за того, что муж не берет ее с собой на танцы, старается перенести свои чувства. Стоит только тому же мужу прийти домой и пригласить жену на танцы, она, возможно, даст кошке лишнее блюдечко молока и на следующий день будет приветлива даже с кредитором, пришедшим за оплатой. Этот механизм действует всякий раз, когда чувства, испытываемые к тому или иному человеку или вещи, частично или целиком изливаются на другие объекты. Он присутствует всякий раз, когда мы, не осознавая того, приписываем другому вину или заслугу наших собственных мыслей или поступков.

Как часто в школе или в колледже после тяжелого дня мы выплескивали свои чувства на товарищей или соседей по комнате. Спросите мужа или жену человека, работающего в одном из универмагов, могут ли они надеяться, что придет конец постоянному переносу. Поскольку "покупатель всегда прав", даже когда этот покупатель раздражителен, придирчив, неразумен и • д., несчастному служащему все время приходится говорить не то, что ему хотелось бы, и он вынужден где-то выпускать пар И чаще всего именно домашние становятся его жертвами.

Хорошее правило для спокойной жизни - это ловить себя всякий раз, когда мы чересчур эмоционально ругаем кого-нибудь, чтобы убедиться, что мы не переносим на него свои чувства.

Если какая-то мелочь вдруг вызывает внезапный прилив крови, то мы, по всей вероятности, переносим на нее свои чувства к чему-то другому, на самом деле не имеющему никакого отношения к тому, что сводит нас с ума. Когда нас что-то беспокоит и пугает, мы часто вспыхиваем и цепляемся к людям, которые в данный момент нас окружают. Они, к своему несчастью, становятся удобной мишенью для чувств, выплескиваемых нами.

Человек, который зол, поскольку только что проигрался в покер, вряд ли был бы нам очень признателен, если бы мы посоветовали ему пойти домой и постричь газон или срубить дерево. Но он бы мог оказать большую услугу жене и детям, если бы на самом деле это сделал.

. Все мы хорошо знакомы с людьми, страдающими дурным пищеварением, которые постоянно брюзжат и всем недовольны. Они не перестают раздражаться. Их может вывести из себя все, что угодно - от насекомых до цирковых представлений.

Хорошо бы матери и учителя, тесно общающиеся с детьми во время формирования их моделей поведения, оценили проявление своих эмоций, чтобы убедиться, что они не делают неправильных переносов. Что касается учителей, то требования, которые мы к ним предъявляем, и жалованье, которое мы им за это платим, почти оправдывают их жестокое обращение с нашими Детьми каждое утро после школьного звонка. Можно гарантировать, что они будут переносить на них свои чувства к нам!

А сейчас поговорим еще об одном защитном механизме Эго против тревоги, который чаще представляет собой более серьезное нарушение приспособления и признак болезни.

Проекция

Если бы мы знали, что используем этот механизм, то не стали бы этим кичиться.

Проекция - одна из тех уловок, с помощью которых взваливаем свои низкие желания и недостатки на кого-то другого. Эго использует эту защиту, чтобы отречься от тех неприемлемых мыслей, которые выталкивает Ид, и таким образом, всегда делает человека, выполняющего проекцию, предметом особого восхищения или неуважения, благосклонности или немилости. И в том, и в ином случае он пытается стать центром внимания.

Хронически невезучие артисты постоянно так поступают. Как часто нам приходилось слышать, как люди обвиняют во всех своих бедах босса, жену или мужа, знакомых, собаку, детей, кошку, погоду, всех и вся в мире, за исключением самих себя.

Более сильная форма применения этого средства - необоснованные подозрения жены, мужа, босса, кого угодно. В этих случаях человек полагает, что всегда является центром особого внимания. Чаще всего при этих симптомах внимание воспринимается как угрожающее, враждебное, разрушающее. Гораздо реже особое "мнимое" внимание выражается в переоценке своей личности, причем некие особые полномочия, умения, возможности и определенные "события", "замечания" или "знаки" всегда описываются этим человеком как доказательства обоснованности его притязаний.

Мы не можем привести действительно "здоровых" примеров проекции, хотя некоторые используют ее в такой легкой форме, что их друзья с этим мирятся.

Игрок в бридж, действительно считающий, что всегда виноват партнер, - довольно распространенный пример, с которым мы миримся, хотя и не особо приветствуем.

Одной из наиболее общих форм проекции является выискивание козла отпущения. И мы, как отдельные люди, так и нации, избираем другого человека, группу людей или расу, чтобы спроецировать на них свои неприятности или страхи. Как будто у каждого внутри сидит дьявол, которого мы отказываемся признать или принять, и находим выход в том, что считаем этим дьяволом другого человека пли группу людей. Предрассудок -это рационализированная проекция, которая, как и любая проекция, представляет собой метод защиты Эго от тревоги. Это легкий (и непростительный) способ избавиться от некоторых собственных ошибок и страхов.

Проекция очень часто встречается у людей, которые настолько плохо приспособлены к окружающей обстановке, что их следует поместить в клинику для их же собственной безопасности. Это люди, которые "знают", что определенные личности, а иногда и весь мир, составляют против них заговор. Страх перед собственными бессознательными желаниями требует, чтобы виновным был кто-то другой, а не они сами. Они страдают так называемой параноидальной манией - необоснованной, но очень навязчивой идеей преследования.

Уничтожение сделанного

Второй защитный механизм этого типа, к которому Эго часто прибегает, чтобы уберечься от тревоги, известен как уничтожение сделанного. Как и в случае с другими механизмами, "нормальный" человек может демонстрировать безвредные примеры уничтожения, которое использует Эго, чтобы поддерживать наше душевное спокойствие. В большинстве своем эти примеры связаны с суевериями. Это бессознательные попытки вычеркнуть или уничтожить через какой-то символический акт болезненные для Эго переживания или впечатления.

В качестве иллюстрации приведем несколько примеров распространенных сознательных действий, связанных с этим механизмом. Многие имеют привычку "постучать по дереву" или "коснуться дерева". Если мы похвастались чем-нибудь или высказали такое сильное желание, что боимся быть наказанными, то многие из нас избавляются от этого чувства, совершая церемонию касания дерева.

Когда мы скрещиваем пальцы для удачи, избегаем проходить под приставной лестницей, поворачиваемся вокруг себя три раза, если нам переходит дорогу черная кошка, говорим "ни пуха ни пера" своим друзьям, то у нас возникает чувство, что мы исправляем или уничтожаем определенное действие или ситуацию. Но все это осознаваемые чувства, и, вероятно, они связаны с младенческим ощущением всемогущества.

Существуют определенные ритуалы, которые иногда нам крайне необходимы. Они успокаивают нашу совесть; одни дают нам веру и надежду; другие подкупают тираническое Суперэго, чтобы помочь нам обрести веру в себя и «окружающий мир»Однако, доведенная до крайности, эта защита чрезвычайно усложняет нам жизнь. Такое простое занятие, как мытье рук,1 может стать принудительным, бессмысленным и бесконечным ритуалом для человека, который, пока не совершит его, не может избавиться от чувства тревоги. В таких случаях проявление этого механизма является серьезным признаком нарушения приспособления и болезни, поскольку препятствует "нормальной " жизнедеятельности

Конверсия

Используя этот метод, Эго защищает себя от тревоги, переводя вытесненные желания в физические проявления. Душевный конфликт таким образом непосредственно влияет на состояние и функционирование тела. Это тот механизм, которым часто пользовались во время тяжелейших условий второй мировой войны как солдаты, так и генералы, и который запечатлен в бессмертной фразе: "Ох, моя больная спина!".

Иногда импульс, вызывающий эмоциональный конфликт, "конверсируется" (превращается) в ошибочное представление об окружающей обстановке, такое, как боязнь грязи или какой-нибудь болезни. Но гораздо чаще конверсия проходит внутри нашего тела и выражается в физических признаках. Но прежде чем перейти к подробному обсуждению конверсии, остановимся на связи между сознанием (эмоциями) и нашим телом.

Psyche versus1 soma

Человечество с давних пор знало, что состоящие psyche (разума - эмоций) связано каким-то образом с состоянием soma (тела). Древнегреческий идеал здорового духа в здоровом теле подтверждает эту тесную взаимосвязь. Но даже сегодня некоторым людям очень трудно признаться, хотя бы самому себе, в' том, что это так.

И в самом деле, их лица становятся либо пунцовыми от гнева, либо пепельно-серыми от холодной ярости, когда мы говорим, что их мысли и эмоции сильно влияют на тело и (очень часто) являются причиной многих их недомоганий и недугов.

И трудно понять, как, взглянув на себя в зеркало в таком состоянии и посчитав свой пульс, они еще могут отрицать связь между тем, что они чувствуют, и тем, как ведет себя их тело.

Напряжение и стрессы, которым подвергалось Эго каждого человека во время войны, дали многим из нас новое, глубокое понимание тесной взаимосвязи между нашими мыслями, чувствами и функционированием тела.

Многие матери и жены пришли к выводу, что им просто необходимо найти способ "расслабиться" или "выпустить" напряжение, связанное с беспокойством за безопасность и здоровье их сыновей и мужей. Миллионы этих мужей и сыновей, служивших в армии, на торговых судах или выполнявших другую военную деятельность, связанную с большим нервным напряжением, открыли для себя много нового о своих эмоциях и об их влиянии на тело, о чем они раньше и не подозревали.

Почти каждый из них столкнулся с тем фактом, что если жизнь страшно тяжела на протяжении очень долгого периода, то начинают появляться различные физические симптомы -сердце, глаза, желудок или другие органы перестают нормально работать. И они не могли проконтролировать эти симптомы или избежать их появлений, равно как молодой человек, выступающий с речью, не может сделать так, чтобы его руки не потели, а колени не тряслись.

В последнем случае, так же как и при любой другой сильной эмоциональной реакции - страхе, любви, ненависти, волнении, гневе, - различные органы начинают реагировать автоматически. Трясущиеся колени и потеющие руки - это такая же неотъемлемая часть временной эмоциональной реакции, как и испытываемый оратором страх.

Физической стороне эмоциональной реакции на временную ситуацию противостоят физические симптомы, которые вызываются глубокими психологическими конфликтами. В первом случае обычно нет никакой физической боли и, как правило, неприятные ощущения сведены к минимуму Из-за этого не идут к врачу. В последнем же - при конверсии - физическая боль и недомогание присутствуют почти всегда, и рано или поздно человеку, возможно, придется обратиться за помощью к врачу.

При механизме конверсии Эго переводит запретные импульсы из глубоких слоев бессознательного в определенные физические симптомы. Импульс конверсируется в физическую реакцию, отсюда термин – конверсивный симптом.

Первоначально психиатры использовали этот термин применительно только к тем случаям, когда эмоция, возникающая из внутреннего конфликта, начинала проявляться в одной из контролируемых сознанием частей тела. Такие симптомы можно но наблюдать и демонстрировать: например, "истерический паралич руки, потеря чувствительности кожи (анестезия) или потеря голоса. Они определялись как "истерические", когда никаких физических оснований для этих симптомов обнаружить не удавалось. Некоторые врачи все еще ограничивают применение термина "конверсивная реакция" только этими случаями. Однако большинство психиатров сегодня считают, что любые нарушения функции того или иного органа, связанные с бессознательными психическими конфликтами, являются конверснвными симптомами. Таким образом, они могут проявляться в усиленном сердцебиении, болях в желудке, кишечных; коликах, а также в функциональном параличе или потере голоса.,

Конверсивный симптом - такой же реальный факт, как и лихорадка. И очень немногое могло бы разозлить больного человека сильнее, чем добрый совет "забыть об этом" или замечай ние, что все его жалобы - "плод воображения". Боль, которая! возникает при конверсии, сама по себе так же реальна, как и< боль при сломанной ноге. Наши физические неприятности, идущие "из головы", зарождаются в бессознательном, и поэтому человек не понимает ни их причины, ни их истинного значения. Такие конверсии психологических конфликтов - весьма обыденные явления. Военные доктора обнаружили - и терапевты-продолжают подтверждать это каждый день, - что многие недомогания и болезни не имеют никакой органической основы: не было микробов или десятитонных грузовиков, которые бы возникли извне, чтобы вызвать внутренние повреждения. Начало физическому недомоганию давали внутренние конфликты пациента.

Физические проявления, являющиеся составной частью временной эмоциональной реакции, обычно проходят, когда исчезает первичный возбудитель этой реакции. Исключением является тот сл)'чай, когда возбудитель действует в течение долгого периода. Наилучший пример — опыт солдата в бою, который на протяжении многих дней постоянно находился под угрозой смерти. И неудивительно, что это продолжительное состояние страха повлияло на него как психологически, так и физически. Его "нормальная" реакция на страх часто еще долго продолжалась по окончании стрельбы. Она стала патологической, и физиологические и физические компоненты его реакции оказались конверсивными реакциями.

Некоторые конверсивные симптомы, проявляющиеся на протяжении долгого времени, вызывают перемены в организме, функциональный паралич приводит к ослаблению мышц. "Желудочные колики", при которых происходит длительное нарушение секреции и мышечные спазмы, в конце концов могут привести к язве желудка. В результате длительных бессознательных эмоциональных конфликтов могут происходить и происходят и другие физические расстройства.

Вплоть до этого момента мы обсуждали главным образом взаимосвязь psyche и soma в том виде, в каком она проявляется в психическом механизме конверсии. .Эта взаимосвязь очень важна, поскольку определяет высокий процент болезней, наблюдаемых почти у половины всех пациентов общей практики. Медики действительно все больше и больше убеждаются в существовании связи между psyche и soma, нашими эмоциями и нашим физическим состоянием. Недавно был введен термин "психосоматическая медицина", в которой все болезни и даже здоровые состояния рассматриваются как имеющие одновременно психологические и физические причины и проявления.

Для нас даже не очень важно пытаться определить здесь различия между физическими проявлениями временных реакций и истинными конверсивными симптомами. То, что для нас действительно важно, - это подчеркнуть тесную, неразделимую взаимосвязь psyche и soma. Проявления, которые мы замечаем у наших друзей, знакомых, врагов (и у нас самих), встречаются главным образом в четырех различных областях soma, или тела. Переживания, связанные с нашими действиями, могут вызвать нарушение в работе сердечно-сосудистой системы (сердце и кровеносные сосуды), желудочно-кишечного тракта, в мышцах и связках, в функциях мочеполовой системы, которая несет ответственность как за воспроизводство рода, так и за мочеиспускание.

Начнем с сердца, которое, о чем свидетельствует праздник Св. Валентина, является нашим наиболее важным органом. Исключительное значение этого органа всегда настолько подчеркивается, что практически любой человек предпочел бы Услышать от доктора о том, что его почки износились в клочья, нежели о том, что у ни о пошаливает сердце. Если сердце вдруг

начинает колотиться или, наоборот, его биение без видимой при-:? чины замедляется, то мы, вероятно, почувствуем это и задумаемся над тем, что это означает. Некоторые из нас склонны тут же мчаться к ближайшему доктору. Большинство участвовавших в сражениях солдат замечали изменения в работе сердца., В медицинских книгах эти нарушения, наблюдаемые у многих солдат и не связанные с какими-либо органическими изменениями, назывались "солдатское сердце" - состояние, при котором даже небольшое усилие вызывает слишком сильное сердцебиение. Гражданские врачи определяют его как "синдром усилий", наблюдаемый у сыщиков, но это остается тем же самым учащенным сердцебиением, независимо от того, у кого оно возникает и как называется.

Если мы на самом деле считаем, что наши мысли и чувства не имеют ничего общего с нашим телом, то на праздничном фестивале и на стрельбище наше сердце должно биться одинаково быстро или медленно. Но все-таки эта связь существует, и слишком высоко число физически здоровых мужчин и женщин, которые каждый год испытывают сердечные приступы из-за реакции сердца на их взгляды и отношение к жизни.

Не только сердце, но и вся сеть кровеносных сосудов, включая маленькую коронарную артерию на поверхности сердца, может зависеть от наших эмоций. И неудивительно, что иногда сильнейшие приступы гнева или очень серьезные огорчения связаны с сердечными заболеваниями. Также не должно нас удивлять, что у людей, год от года испытывающих сильное нервное напряжение, появляется различной степени гипертония. И то, что мы постоянно напряжены или изо дня в день бурно реагируем на то, что нам не нравится, не может остаться без последствий. Если мы всегда и ко всему относимся с предубеждением, то можем повредить свои кровеносные сосуды не меньше, чем это делают пули или атмосферное давление.

Наш желудочно-кишечный тракт (обычно мы называем его пищеварительной системой) сильно зависит от наших эмоции. Может, это объясняется тем, что частично мы можем сознательно контролировать его работу (мы вправе выбирать, есть или не есть, идти или не идти в туалет). По той или иной причине наши эмоции, по-видимому, влияют на эту часть тела гораздо больше, чем на другие.

Вслед за кожей, желудочно-кишечная система в большей степени соприкасается с окружающим миром, чем любая другая часть тела. Она должна приспосабливаться к требованиям, предъявляемым ей непосредственно, на нее обрушивается больше наказаний, но зато она имеет более разнообразные возможности получения удовлетворения, чем любая другая система. Мы морим ее голодом, перекармливаем, сажаем на диету и залечиваем до такой степени, что удивительно, как она вообще еще работает.

Стоит только нашим эмоциям вывести нас из равновесия, как обычно всякий раз страдает ни в чем не повинная пищеварительная система: теряется аппетит, появляется тошнота, несварение, запор и. т.д., и. т.д. Желудок маленького мальчика, когда умирает его собачка, вероятно, так же сильно "расстраивается", как и желудок его отца после тяжелого рабочего дня.

Эта система не только отражает наши эмоциональные конфликты, но и ярко иллюстрирует множество других психосоматических связей в здоровом человеке, а также незначительные и временные эмоциональные волнения. Наш младенческий опыт, относящийся к этой системе, в значительной мере повлиял на модели выражения наших позиций, связанных с получением, вбиранием в себя, удержанием в себе и, наконец, с выделением или отдачей.

Мы часто ассоциируем пищу с любовью. "Чай вдвоем", пикник на четвертое июля или два солдата, под огнем разделяющие свою пайку, - все это примеры укрепления наших общественных связей через прием пищи. Существует бесспорное свидетельство встречающейся взаимосвязи переедания с бессознательным чувством незащищенности или с потребностью в любви. Также иногда мы используем эту связь, чтобы символически обозначить отвержение: ребенка может вырвать, если он не хочет чего-то делать. Понос как символ отвержения может быть связан со страхом. Запор может вызываться длительным нервным напряжением.

Личность часто ярко проявляет себя с помощью этой системы через связанные с приемом пищи привычки - как через выбор и количество съедаемого, так и через привычки, связанные с туалетом. Все мы знаем людей, годами предающихся гастрономическим чудачествам, которые нередко являются отражением их неуверенности в себе и чувства незащищенности. Гурманы имеют свою особую отличительную черту: для них изысканная и редкая пища - компенсирующее удовлетворение. То, как человек ест, и его манеры за столом могут раскрыть неожиданные черты его характера. Есть люди, для которых хождение в туалет приобретает особую значимость: в их личной жизни мочеиспускание является самым важным, по крайнем мере, самым существенным событием дня. Страх перед запором становится для них постоянным пугалом, а слабительное перед сном - нормой жизни.

Взаимосвязь psyche и soma иллюстрируется и нашим разговорным языком. Когда мы используем такие выражения, как "грызть гранит науки", "мне это не по зубам", "кишка тонка", "сыт по горло", то бессознательно связываем деятельность пищеварительной системы с нашим эмоциональным отношением к жизни.

Нарушения в работе органов в обычной жизни происходят ничуть не реже, чем у солдат и матросов. Жалобы на скрипящие суставы, ноющие мышцы, на раздражения и боли в спине 3 можно услышать в любом доме точно так же, как в любой казарме.

Импотенция у мужчин и фригидность у женщин - эти два разрушителя романов и счастливых браков - настолько тесно связаны с нашими чувствами любви и ненависти, нашими тревогами и страхами, что никакой здравомыслящий человек не может отрицать эту взаимосвязь, невзирая на отсутствие лабораторных доказательств.

Убеждение человека в первичности сознания или материи может быть очень важно для "понимания смысла жизни". Но осознание того, что в этой жизни наши psyche и soma слиты воедино, важно для понимания причины наших чувств и образа наших действий.

 

Заключение


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!