Физическая культура в эпоху Средневековья



На огромной территории бывшей Римской империи начинаются преобразования рабовладельческой формации, которые сопровождались значительными изменениями, обусловленными влиянием стран завоевателей и стран, стоящих выше в своем культурном развитии.

Значительную роль в создании феодальных форм физической культурысыграли различные мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые были тесно связаны с государствами, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или сами приспосабливались к ним.

Разница во взглядах на физическое совершенство человека в Древней Греции и в период Средневековья ярко просматривается через изменение понятия «аскетизм». Греческим словом «аскет» (упражняющийся в чем-нибудь) в период Средневековья стали называть человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Идеалом тела становится тело распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человечества. Это, конечно, не символ физической силы и гармонично развитого человека, а святой образ аскетичного монаха, отшельника, отказавшего себе в каких-либо жизненных удовольствиях.

Следует заметить, что в период Средневековья государства вынуждены были заботиться о военно-физической подготовке феодалов. Яркий пример этому – рыцарская система военно-физического воспитания. Рыцарь становится к тому же идеалом аскета, поскольку ценились не только физические кондиции, боевой дух, но и то, что эти качества были подчинены Богу и церкви. Однако церковный церемониал не проникал, например, в рыцарские турниры, они были чисто светскими играми, и церковь отвергала их.

Система военно-физической подготовки рыцарей сложилась в эпоху
классического феодализма и представляла из себя следующую систему:

· До 12 лет мальчик воспитывался дома. С раннего детства мальчиков закаливали, а в возрасте 7 летначиналось их систематическое обучение. В домашних условиях они получали знание языков, представление о придворных играх, музыкальное образование. Кроме того, они должны были уметь бегать, прыгать, лазать, бросать тяжелые камни, плавать, бороться, стрелять из лука, охотиться. Мальчики должны были научиться управлять конем, сжимая ему бока ногами, щитом в левой руке защищаться от ударов противника, а копьем в правой руке наносить удары. Для этого использовался своеобразный тренажер – кентэн.

· Овладев основами физической подготовки, 12–14-летниеюноши
покидали свой дом и отдавались на попечение старшему опытному рыцарю, у которого они выполняли обязанности оруженосца. В этом статусе они продолжали осваивать семь рыцарских доблестей:

1. Уметь ездить верхом, быстро седлать коня, ездить рысью, скакать
галопом, на скаку поднимать предметы с земли;

2. Уметь плавать и нырять;

3. Уметь стрелять из арбалета, ружья и лука;

4. Уметь взбираться по шесту и канату;

5. Сражаться на турнирах и вести поединок в тьосте;

6. Уметь бороться и фехтовать;

7. Уметь танцевать, галантно вести себя и играть в шахматы.

· Промежуточным этапом подготовки оруженосцев служили тироцинии
(учебные турниры).

· В возрасте 18 – 20 леторуженосцев посвящали в рыцари.

С развитием огнестрельного оружия рыцари перестали представлять собой основу войска и венцом их подготовки стали рыцарские турниры. В
содержание рыцарских турниров входили бухурт(групповая схватка верхом),
тьост и игры, наиболее известной из которых была игра в кольцо (рис. 4). В своей классической форме они сложились к XII в. В парных турнирах рыцари стремились с помощью копья выбить друг друга из седла. Если эта часть турнира или поединок на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание завершалось борьбой. Использование боевых копий часто приводило к трагическому исходу, поэтому к XIV в. соперников стали разделять барьером и применять специально изготовленные виды турнирного оружия.

 

Рис. 4. Рыцарская схватка – бухурт

 

Устраивались три разновидности турниров: турниры для разрешения юридических споров, турниры за честь, турниры в честь прекрасных дам. Разложение феодального строя и совершенствование огнестрельного оружия стали причиной упадка рыцарских традиций.

С появление городов начинают возникать зачатки физической культуры среди населения. В начале преобладало пассивное наблюдение за рыцарскими турнирами, с одной стороны, и использование праздников и торжеств для демонстрации физических качеств – с другой. На этом этапе в основном городское население занималось бегом, прыжками (с места, с разбега, тройной), метанием (камня, палки, подковы, железного шара, бревна), борьбой. В XIII в. появляются первые беговые дорожки и цехи по производству коньков.

В XIV – XVI в.в. происходит разграничение игр и видов развлечений городского и сельского населения. Особенности городского образа жизни в значительной степени отразились, например, на танцевальных
движениях – у горожан, принадлежавших к разным профессиям, складывались собственные танцы. Сложность танцевальных движений была настолько высока, что в городах вводили должность танцмейстера, который во время празднества демонстрировал на помосте танцевальные фигуры.
Появляются и новые виды игр, ставшие традиционными в разных странах,
такие как: футбол, теннис, гандбол, файвз, бендибол, стулбол, боулинг,
хёрлинг, кальчио(флорентийский футбол). Также получили
распространение имитации рыцарских турниров (в том числе на воде) и боевые игры, призванные готовить горожан к защите городских укреплений.
Историки констатируют снижение оценки двигательных качеств у
городского населения, что определялось условиями жизни горожан (например, поединок был исключен из легитимных способов решения споров, а для обороны городов стало использоваться наемное войско). Следует отметить, что в Англии вводились запреты на игры в 1313, 1331 и 1348 гг., в результате чего реализация запрещенных игр стала осуществляться в сельской местности, где контроль за исполнением запретов был менее строгим.

Контрольные вопросы и задания по главе 4

 

1. Назовите идеал личности в Средневековье?

2. Раскройте физическое воспитание в Средневековье.

3. Какие виды рыцарских турниров вы знаете?

4. Расскажите о физической культуре городского населения в период Средневековья.

5. Почему рыцарская система пришла в упадок?

6. Перечислите 7 рыцарских доблестей.

7. Что сыграло значительную роль в созданий форм физической культуры в Средневековья?

 

5. Взгляды мыслителей эпохи Возрождения на элементы
физической культуры и спорта

Возрождение— период в истории западноевропейской культуры с XIV до XVI в., который характеризовался бурным развитием искусства, литературы, философии, естественных наук, педагогической мысли, в том числе и в области физической культуры. В это время усиливается антифеодальное мировоззрение, начинает зарождаться новый класс — буржуазия, идеалом которой становится всесторонне, гармонично развитый человек.

В эпоху Возрождения появляются теоретические трактаты, в которых предлагается организованная система физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Рассмотрим некоторых из них:

1. Витторино да Фелътре (1378 - 1466) — итальянский педагог - гуманист. В 1423 году основал школу, «Дом радости». Занимался физическим воспитанием учеников: обучал верховой езде, гимнастике, плаванию и фехтованию. Главной задачей было стремление заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом их индивидуальных особенностей. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

2. Иероним Меркуриалис(1530-1606) — итальянский врач, в сочинении «Об искусстве гимнастики» описал возникновение и развитие физических упражнений и классифицировал их по трем группам: лечебные («истинные»), военные («жизненно необходимые»), атлетические («ложные»). Он осуждал излишества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имитацию боя с тенью. Меркуриалис призывал воспитывать у молодежи средствами физической культуры изящные манеры и нравственные качества.

3. Томаззо Кампанелла (1568-1639)-итальянский утопист, написал ряд трактатов, «Город солнца». В нем он нарисовал образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании книжности, возврате к природе, в энциклопедизме и универсализме образования. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику), историю, обучают ремеслам, дети занимаются гимнастикой, бегом, играми. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения.

4. Томас  Мор (1478-1535)-английский гуманист и писатель, создал утопический проект общественного устройства. Он автор труда «Утопия», в котором он описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. Центральное место в этой утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания социальных учреждений в таком обществе – дать каждому возможность развивать свои духовные силы, В человеке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта ор отвергал жестокость и грубость средневекового образования. Особое внимание уделил проблеме женского образования. Был заключен в Тауэр, а затем казнен.

5. Уильям Гарвей (1578-1657)-английский врач, анатом, физиолог и эмбриолог, создавший учение о системе кровообращения. Гарвей описал большой и малый круги кровообращения, доказал, что сердце является активным началом и центром кровообращения, и что заключающаяся в организме масса крови должна возвращаться обратно в сердце.

6. Андрей Везалий (1514-1564)-бельгийский профессор медицины, полностью осознал, что анатомия Галена основывается на наблюдениях, производившимися над животными, в особенности над обезьянами. Он начал систематически производить вскрытия человеческих трупов и издал первый полный учебник анатомии человека «О строении тела человека»

7. Франсуа Рабле (1483-1553)-французский гуманист, один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и пе­дагогической мысли эпохи Возрождения. Священник, врач и профессор анатомии, он получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрю­эль», представляющего собой сатиру на феодальный строй и весь образ жизни того времени. В своем романе ряд страниц Рабле посвятил во­просам воспитания и образования. Подвергнув острой сатирической критике схоластическую ученость, Раб­ле выступил провозвестником нового, гуманистическо­го воспитания, защитником реальных, практически полезных знаний, активных и наглядных методов обу­чения. Он сторонник гармонического развития детей, которое может, быть, достигнуто путем вооружения их научными знаниями и практическими умениями в со­четании с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.

8. Ян Амос Каменский (1592-1670)-чешский педагог-гуманист (рис. 5). Основатель современной педагогики как науки. В работе «Великая дидактика» он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня.

Рис. 5. Ян Амос Коменский

 

Помимо поисков возможности занять учеников полезной деятельностью, Коменский ищет пути к более рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: «...Сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни». В педагогике Коменского роль физических упражнений не ограничивается собственно двигательной подготовкой, он предполагает их влияние на духовное и этическое воспитание, указывает на те достоинства, которыми обладают детские состязания: «...Побеждай в игре храбростью, а не обманом... с кем бы и в каком возбужденном состоянии ты ни боролся, старайся, чтобы игра до конца не превращалась в издевательство или в драку». Положение о соблюдении правильного чередования труда и отдыха в школе, о воспитывающем принципе занятий физическими упражнениями способствовало созданию современного физического воспитания в школе. В одном из наиболее известных трудов «Мир чувственных вещей в картинках» есть такие разделы, как «Плавание», «Фехтование», «Игры с мячом», «Бег наперегонки», «Детские игры».

Л. Кун отмечает следующие общие черты их идей:

· Они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;

· В их теории и практике воспитания наряду с бегом, фехтованием,
верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли и др.) и танцам;

· Они воскресили и распространяли опыт методик физического
воспитания древности;

· Под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;

· Они пришли к пониманию необходимости использования в физической подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;

· Они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;

· Они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также … на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий».

Также Л. Кун определяет общие недостатки их идей:

· Они подразделяли игры на достойные и недостойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций;

· Они пренебрежительно относились к физической культуре женщин;

· Большинство из них считали грехом состязания между детьми.

В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики.

Контрольные вопросы и задания по главе 5

 

1. Перечислите основных деятелей эпохи Возрождения.

2. Перечислите общие черты идей просветителей эпохи Возрождения.

3. Расскажите о деятеле, который написал книгу «Великая дидактика».

4. Кто является автором романа «Гаргантюа и Пантагрю­эль»?

5. Расскажите об основных открытиях в области медицины.

6. Назовите утопистов эпохи Возрождения.

7. Кто написал произведение «Дом радости»?

8. Дайте краткую характеристику эпохи Возрождения.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2699; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!