Физическая культура в рабовладельческом обществе



 

Физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития в Древней Греции и Риме (рис 1).

В своем рассвете древнегреческая культура представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. Примером в этом плане, разумеется, был образ Ахилла — одного из храбрейших древнегреческих героев-воинов. У Ахилла было два учителя: Хирон, который обучал его охоте, верховой езде, метанию копья, а также игре на лире, хирургии и медицине, и Феникс, который учил его красноречию, чтобы он мог быть хорошим оратором на заседаниях совета, и искусству военной стратегии. Такое всестороннее воспитание Ахилла выступало как универсальная модель на протяжении всего античного периода.

 

Рис. 1. Карта Древней Греции

 

В Древней Греции элемент соревнования не ограничивается лишь сферой культуры физической. Он присутствовал также в сфере духовной и интеллектуальной культуры. Дух агона – соревнования, проникал всюду, пронизывая наиболее важные, основные и доминирующие сферы деятельности человеческого общества: духовную, интеллектуальную, художественную и даже простую крестьянскую и ремесленническую.

Во многом благодаря агонам сформировалось представление о гармонично развитой личности (калокагатия). Она состояла из: арэте и сафросине. Арэте – идеал аристократа, умение побеждать во всем, в том числе и в состязаниях. Сафросине – «золотая середина», умеренность во всем. Понятие «сафросине» означало также идеальные пропорции тела (учителя по физической подготовке называли – сафронист).

В агонистику входили различные состязания. Самыми известными из них были Панэллинские игры — общенациональные празднества, устраивавшиеся в честь богов. Они возникли как спортивные состязания, к которым впоследствии добавились и другие дисциплины. Они состояли из следующих этапов, так называемых «периодов»:

· Олимпийские игры (с 776 г. до н.э.) — наиболее значимые соревнования, проводившиеся один раз в четыре года в Олимпии в честь бога Зевса. Победитель, олимпионик награждался венками из веток оливкового дерева. Каждый полис награждал его по своему, например: пожизненное питание, бесплатное посещение театра, парадный въезд в город. Олимпийские игры были запрещены христианами в 1-м году 293-й Олимпиады (394 г.) императором Феодосием как языческие и были заново возрождены лишь в 1896 г.

· Пифийские игры (с 589 г. до н.э.) — проводились один раз в четыре года в Дельфах в честь бога Аполлона. Победители награждались яблоком и лавровыми венками, так как лавр считался священным деревом Аполлона. Виды соревнований: музыка, гимнастика, ристания колесниц.

· Истмийские игры (с 572 г. до н.э.) — проводились один раз в два года вблизи Коринфа и посвящались богу Посейдону. Состязания были гимнастические, конные и музические. Победителям вру-чали пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее и в императорское время плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху — из сельдерея.

· Немейские игры (с 573 г. до н.э.) — проводились один раз в два года близ Немеи в честь бога Зевса. По одной легенде Немейские игры стали проводится после победы Геракла над Немейским львом. В программу игр входили следующие спортивные дисциплины: стадионный бег (180 м), бокс, стрельба из лука, борьба, метание диска, метание копья и гонки на повозках. Наградой для победителей служили венки из веток оливы или из сельдерея.

Атлеты, победившие во всех четырёх панэллинских играх, получали почётный титул периодоника. Периодониками удалось стать 46 атлетам, среди которых известный борец шестикратный периодоник Милон Кротонский, боксёр Диагор Родосский и его сын панкратиаст Дорий, ставший периодоником трижды.

Также существовали иПанафинейские игры (с 566 г. до н.э.), которые проводились в Афинах в честь богини Афины. Наградой для победителей  были венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины — амфоры, наполненные святым маслом.

Помимо атлетических соревнований у древних греков были также Панэллинские игры, посвященные поэзии, пению, музыке и театру, где выступали поэты, писатели и философы.

Женщин было запрещено принимать участие в Панэллинских играх. У них были свои соревнования, которые проходили в городе Герея в честь богини Геры. Женщины соревновались в беге, но их беговая дорожка была на 1/6 меньше мужской в виду того, что женский шаг на 1/6 меньше мужского. Победители соревнований у женщин получали не только оливковый венок, но еще и мясо.

В IV в. до н. э. начинает проявляться и все более углубляться разрыв между духом и телом. Одни молодые люди перестали посещать палестры, а более интересуются философией, а другие наоборот. К этому следует добавить, что древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Этопостоянное состояние войны определило приоритетную направленность физической подготовки — большинство состязаний было направлено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всеми возможными способами, часто в ущерб гуманным принципам. Таким образом, идеализировать древнегреческую физическую культуру было бы неправомерно.

В период расцвета эллинской культуры в Греции оформились два города-
государства с отличающимися системами физического воспитания, которые
стали образцом для других городов Древней Греции: это Спарта и Афины.

Характер физического воспитания в Спарте был обусловлен
тем, что 30000 свободных спартиатов (полноправный гражданин) контролировали около 300 000 рабов, что наряду с непрекращающимися боевыми действиями требовало от них определенной военно-физической подготовки. Идеалом человека в Спарте был воин. Воспитание детей проходило в несколько этапов:

1. С 7 лет детей отдавали в отряды, которые самостоятельно занимались своим жизнеобеспечением. В обучении могли принимать участие все мужчины Спарты или юноши из старших отрядов (от 14 до 20 лет).
Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапанье друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Физическое воспитание было основано на таких упражнениях, как бег, борьба, метание диска и копья, и являлось обязательным для обоих полов.

2. В возрасте 14 лет дети проходили испытание, получившее название «криптии» (криптос – скрытный). Отряды подростков ночью врывались в деревни рабов и истязали наиболее сильных и непокорных. После криптий подростки переходили в разряд эйренов (эйрены– возрастная категория от 14 до 20 лет). Здесь в основе обучения были строевые занятия, овладение оружием (щитом, мечом), пентантлон (пятиборье), кулачный бой, рукопашная схватка, танцы. В танце требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

3. В возрасте 20 лет обучение девушек прекращалось, а юноши становились
эфебами (эфебы –мужчины в возрасте с 20 лет, служащие в армии).
Вначале упражнения и состязания подростков проходили на открытой
площадке за городом, получившей название «дромос» (бег). Позже для этих целей стали строить палестры(пале борьба, палестра помещение для борьбы). В VII – VI вв. до н.э. государственная система физического
воспитания была дополнена физической подготовкой взрослых мужчин. Воспитание продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин.

Противоположной спартанской системе физического воспитания можно считать афинскую.

В Афинах идеалом служил— гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий красноречием. В полисе существовала целая система воспитания:

1. Мусические школы (7—15 лет) - частных учебных заведениях, которыми руководили педотрибы (учителя, отвечающие за умственную подготовку). Обучали чтению, письму, счету, музыке и пению.

2. Палестры (12–16 лет) - частных учебные заведения, которыми руководили педотрибы (учителя, отвечающие за физическую подготовку). Они обучали бегу, борьбе, прыжкам, метанию копья и диска, гимнастическим упражнениям, плаванию. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями. Физическое воспитание осуществлялось на основе пентатлона (пентатлон – пятиборье, включавшее бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьбу). Также составляющей физического воспитания была орхестрика – выполняемые под музыку упражнения в танцах и беге, прыжках, приседания и различные виды игры в мяч.

3. Гимнасии (16—18 лет) - государственное учебно-воспитательное учреждение. В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16—18 лет. Продолжая заниматься в гимнасии гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными гимнасиями были:

- Киносарг –располагался за стенами Афин вблизи ворот Диомеда на южном берегу реки Илиссос. Он был известен, главным образом, как святилище Геракла. Здесь исключительно занимались спортом. Киносарг был самым престижным из всех гимнасий. Здесь вел свои беседы философ Антисфен;

- Академии – располагалась в афинском пригороде Академия, известном своей священной рощей мифического героя Гекамеда и Академа. Последователей этой школы назывались академическими философами и академиками, здесь свои беседы вел Платон;

-  Ликей располагался в восточном пригороде Афин за городскими стенами, а именно, за воротами Диохара между реками Эридан и Илиссос у подножия холма Ликавит, где стояли храмы Геракла Панграта и Аполлона Ликейского – убийцы волков, очень древнего доэллинистического божества. Здесь читал свои лекции Аристотель.

4. Эфебия (18-20 лет) – военно-физическая подготовка. Юноши из семей наиболее богатых горожан помимо философии, науки управления государством изучали в группах эфебов тактику, строевую подготовку, верховую езду, плавание, греблю, стрельбу из лука, фехтование.

В отличие от Спарты физическое воспитание в Афинах не имело
всеобщего характера, т.е. было доступно наиболее богатым, девушки были
лишены возможности заниматься физической культурой.

Педагогические идеи и естественнонаучные вопросы физического воспитания в Древней Греции базировались исключительно на эмпирическом принципе. Однако методы воздействия на физические возможности человека достигли для того времени высокого уровня. Так, различались типы телосложения, пригодные для того или иного вида палестрики, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза при различных положениях туловища, бег в воде на различной глубине, применение упражнений с отягощениями и др.), разучивание упражнений целостным и расчлененным методом. Процесс физической подготовки включал в себя большие периоды (по сегодняшней терминологии - макроциклы) - 4 года и малые (микроциклы) - 4 дня. В первый день проводились подготовительные занятия, во второй нагрузка возрастала, в третий - снижалась, в четвертый выполнялась «поддерживающая» физическая нагрузка.

Огромный след в развитии медицины и описании влияния физических упражнении на здоровье человека оставил величайший врач древности Гиппократ (460-375 гг. до н.э.). В проявлении болезни он видел естественную причину, а не воздействие незримого бога. Он начинает лечить переломы костей, вывихи, растяжения. Приемы его лечения базировались на знании анатомии человека Гиппократ большое значение придавал закаливанию, представлял физическое воспитание как разностороннее занятие различными упражнениями, которые по его мнению должны более эффективно способствовать развитию человека. Он утверждал: «Тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом — мало бороться и совсем не бегать, но можно гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть».

Физическое воспитание в Древнем Римепреследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское. До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16-17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию.

Имеется следующая периодизация истории Древнего Рима:

1. Царский период (VIII по VI вв. до н.э.) физической культуры
определялся заимствованием традиций этрусков. Проводились состязания в беге, метании диска и копья, прыжках, плавании, прыжках в воду, борьбе, кулачном бою. Также римляне взяли идею проведения боев гладиаторов из исконно этрусских зрелищ, которые представляли собой схватки человека с животными.

2. Республиканский период (V по I вв. до н.э.) Выделяется военно-физическая подготовка римской армии. Пехотинцы, составлявшие основную часть армии, могли преодолеть не только обычный дневной марш в 15 – 20 км, но и более длинные переходы, имевшие название «великий поход» (рис. 2).

 

Рис. 2. Римские пехотинцы

 

Также проходили систематические тренировки в борьбе и учебные поединки на деревянных палках. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении. Для подготовки верховых отрядов проводились упражнения на деревянных конях. В 264 г. до н.э. в Риме впервые состоялся бой трех пар гладиаторов, но только с 105 г. до н.э. подобные состязания начали включаться в программу публичных празднеств. После взятия Коринфа в 146 г. до н.э., ознаменовавшего завоевание Греции, усилилось влияние эллинской физической культуры на времяпровождение свободных римлян. В Древнем Риме распространился культ пассивного ухода за телом. Греческие традиции массажа и водных процедур, проводившихся в гимнасиях, например, нашли продолжение в римских банях. Римские бани (термы) представляли собой комплекс зданий, в которых размещались аудитории, библиотеки, клубы, залы для физических упражнений и игр. Помещения для купания состояли из трех залов с бассейнами: фригидарий– с холодной водой; кальдарий– с горячей водой; тепидарий– с теплой водой.

3. Императорский период (I в. до н.э. по V в. н. э.) Отношение к греческой атлетике в это времябыло двояким. С одной стороны, атлетика считалась не только бесполезной, но и вредной. Значительное развитие получили различные зрелища, которые проходили в процессе регулярно устраиваемых празднеств. Следует отметить, что если в I в. до н.э. их продолжительность в году составляла 65 дней, в I в. н.э. – 88 дней, то во II в. н.э. она возросла до 135 дней, а в IV в. н.э. достигла 176 дней. В рамках этих празднеств проходили состязания колесниц, устраивавшиеся в цирке, вмещавшем до 250 000 зрителей. Участники состязаний были разделены в зависимости от принадлежности к тому или иному обществу –
факции. Главными были две факции – «зеленые» и «голубые». Стартовали двуколки, запряженные парой или четверкой, шестеркой, семеркой, восьмеркой, десяткой лошадей. Разыгрывались значительные суммы денег Большой популярностью пользовались игры, проводимые в амфитеатрах Прежде всего, в амфитеатрах проводились бои гладиаторов(рабов, проходивших подготовку в специальных школах). Гладиаторские бои обычно заканчивались гибелью. Продолжительность жизни у сражавшихся была короткой, но профессия считалась престижной. Большинство гладиаторов относились к сословию рабов, свободных граждан или являлись заключенными. Кровавые бои часто заменяли смертную казнь. Устраивались схватки гладиаторов, использовавших различное вооружение. Различались следующие виды гладиаторов:

- Фракийцыприменяли короткий меч и маленький круглый щит;

- Самниты- длинный прямой меч и большой прямоугольный щит;

- Ретиарии -сеть и трезубец;

- Бестиарии – гладиаторы, которые принимали участие в схватках с животными.

Наиболее крупными были празднества при императоре Траяне в 107 г. н.э. Они длились 4 месяца, в них участвовали 10 000 гладиаторов. По некоторым данным, устройство амфитеатров позволяло демонстрировать крупных морских животных и инсценировки морских сражений – наумахии (рис. 3).

 

Рис. 3. Бой гладиаторов

 

Педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом в его сочинении «О воспитании оратора». Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового метода обучения. Он был противником телесного наказания детей.

Врач Древнего Рима К. Гален(ок. 200  ок. 130 г. до н.э.) одним из первых в производит вскрытие животных. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух. В вопросах анатомии человека он оставался непререкаемым авторитетом вплоть до XV— XVI вв.

С III в. н.э. Римская империя вступила в период кризиса, а в IV в. н.э.
произошло ее разделение на Восточную и Западную. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., а Западная Римская империя распалась в 476 г.

 

Контрольные вопросы и задания по главе 3

 

1. Как проходило воспитание в Спарте?

2. Как проходило физическое воспитание в Афинах?

3. Назовите игры, которые входили в Панэллинские игры.

4. Что такое криптий?

5. Кто такие Эйрены?

6. Кто такие Эфебы?

7. Перечислите и раскройте название школ в Афинах?

8. Кто такой Гиппократ?

9. Назовите виды гимнасии.

10.  Как проходило физическое воспитание в Риме?

11.  Назовите виды боев гладиаторов.

12.  Какие физические упражнения выполняли в римской армии?

13.  Кто такой К. Гален?

14.  Назовите идеал личности в Спарте.

15. Назовите идеал личности в Афинах.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!