Амплитудная модуляция гармоническим сигналом
Рассмотрим случай тональной модуляции, когда . Запишем модулированное по амплитуде колебание с учетом выражений (1) и (2), выбирая , в следующем виде:
. (3)
Здесь – относительное изменение амплитуды, которое называется коэффициентом (глубиной) модуляции.
Графики модулирующего (первичного) сообщения или сигнала и модулированного колебания показаны на рис. 1,а и 1,б соответственно. Коэффициент m можно определить как
. (4)
где u0 – амплитуда немодулированного гармонического переносчика;
uмакс и uмин – соответственно максимальная и минимальная амплитуда модулированного гармонического переносчика.
От значения m глубины модуляции зависит амплитуда огибающей сигнала-переносчика.
а б
а – модулирующий сигнал; б – модулированный по амплитуде сигнал
Рис. 1. Графики сигналов
Как следует из этого же рисунка и выражения (4), чтобы исключить модуляционные искажения (перемодуляцию), необходимо выполнить условие . При модуляция будет стопроцентной (m= 100 %).
Раскроем скобки и, заменяя произведение косинусов суммой в выражении (3), получим
|
|
. (5)
Отсюда следует, что при тональной модуляции спектр модулированного по амплитуде сигнала состоит из трех гармонических составляющих: несущей с частотой и двух боковых – нижней с частотой и верхней . Ширина полосы частот, занимаемая таким колебанием, равна .
Спектры модулирующего и модулированного сигналов показаны соответственно на рис. 2,а и рис. 2,б.
а б
Рис. 2. Спектры модулирующего и модулированного сигналов
Амплитудная модуляция сложным сигналом
Рассмотрим случай, когда модулирующий сигнал является сложным и содержит не одну гармонику, а n гармонических составляющих.
На основе выражения (1), (2), (3) можно получить
, (6)
где - глубина модуляции, вызываемая -ой гармонической составляющей модулирующего сигнала с частотой Fi.
Спектры модулирующего сигнала и АМ-колебания показаны на рис. 3,а и рис. 3,б. соответственно
а б
Рис. 3. Спектры сигналов при модуляции сложным сигналом
Каждое гармоническое колебание с частотой , входящее в состав модулирующего сигнала (рис. 3,а), обуславливает появление в спектре модулированного колебания, представленного выражением (6), двух боковых частот и (рис. 3,б).
|
|
Ширина полосы частот, занимаемая АМ-колебанием в рассмотренном случае, равна 2FМ, где FМ – максимальная частота гармонического колебания, входящего в модулирующий сигнал (максимальная частота в спектре последнего).
Амплитудная манипуляция последовательностью
Прямоугольных импульсов
Пусть модулирующий сигнал представляет последовательность прямоугольных импульсов (рис. 4, а). В общем случае при амплитудной манипуляции с учетом выражений (2) и (3) амплитуда модулируемого сигнала (рис. 4, б) будет иметь два значения: максимальное и минимальное
а б
а – модулирующий сигнал; б – амплитудно-манипулированное колебание
Рис. 4. Амплитудная манипуляция:
Часто при амплитудной манипуляции выбирают . Тогда , , т.е. для сообщений закодированных, например, двоичным кодом, при передаче символа «1» несущая излучаться будет, при передаче символа «0» излучение отсутствует. Если импульсы последовательности имеют большую скважность, например при фазово-импульсной модуляции, то при импульсная мощность несущей соответственно возрастает, что позволяет в каналах связи увеличить дальность передачи или снизить действие помех.
|
|
Последовательность прямоугольных импульсов можно рассматривать как сложный сигнал, состоящий из отдельных гармонических составляющих. Эти составляющие можно получить из разложения исходного сигнала в ряд Фурье [2]:
,
где - частота следования импульсов;
Е0 – амплитуда прямоугольных импульсов.
Как уже отмечалось, каждая составляющая с частотой , входящая в спектр прямоугольных импульсов, обусловит появление в спектре манипулированного сигнала двух боковых полос с частотными составляющими и . Спектр прямоугольных импульсов приведен на рис. 5,а, а спектр манипулированного сигнала – на рис. 5,б.
а б
Рис. 5. Спектры сигналов при амплитудной манипуляции
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 533; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!