Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.



1. Два понимания времени и пространства: естественно-научное и социально-историческое. 2. И.Кант об априорности времени и о видении времени как формы внутреннего чувства. 3. А.Бергсона о времени как длительности. 4. Гуссерль об имманентном времени протекания сознания. 5. Герменевтика о времени как внутренней характеристике жизни субъекта. 6. Хайдеггер о темпоральности человеческой жизни. 7. Бахтин о «хронотопе» как конкретном единстве пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации. 8. Хронотоп в художественном познании.

В гуманитарных науках неявно присутствуют понимаемые в естествено-научном смысле пространство и время. Вместе с тем в них формируются или применяются представления о пространстве и времени, характеризующие социум, культуру, историю, духовный мир человека, которые не имеют физической или биологической природы. Это социально-историческое время и пространство человеческого бытия и бытия человеческой культуры.

Кант. Две идеи: 1. об априорности времени. Она представлена аксиомами: а/ Время имеет одно измерение. б/ Различные времена существуют последовательно.

2. видение времени как формы внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния, как непосредственного условия внутренних явлений нашей души, определяющего отношение представлений в нашем внутреннем состоянии. Это - проблема “субъективного времени”, длительности наших внутренних состояний.

Это не физическая характеристика процессов психики и не субъективное переживание физического времени, а время “внутренних явлений нашей души”, бытийственная (объективная) характеристика нашей экзистенции.

Бергсон: Разработал концепцию времени как длительности. Время – внутреннее чувство. Оно - непосредственный факт сознания, постигаемый внутренним опытом. Время неделимо и целостно, предполагает проникновение прошлого и настоящего, творчество новых форм, их развитие. Время человеческого, духовного и социального существования – это иная реальность, исследуемая и описываемая другими методами, нежели реальность физическая.

Гуссерль: Мы допускаем, конечно, и существующее время. Однако это не есть время мира опыта, но имманентное время протекания сознания.

Сознание внутри себя конституирует время, но не отражает его, не считывает его с объектов и в то же время само раскрывается как временнόе.

Герменевтика: Время – внутренняя характеристика жизни субъекта.

В естествознании время связано с пространством и движением, с понятием причинности. Оно делится на точно ограниченные отрезки, на происходящие в них процессы, что возможно, если время сводится пространственным процессам. В историческом времени ничто не ограничивается и не обособляется, прошлое и будущее одновременно проникнуты друг другом, настоящее всегда включает в себя прошлое и будущее.

Хайдеггер: Время – тот горизонт, внутри которого достигается понимание бытия. Темпоральность человеческой жизни: я есмь пока есть мое время.

Фактор времени в художественных текстах. Обратимость, изменение, скорость протекания и др. Бахтин соединяет сознание и все мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр. Хронотоп как конкретное единство пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации. Хронотоп в художественном познании. “Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем”. Субъективная игра временем пространственно-временными перспективами. Рыцарский роман. Эпистемологическое значение хронотопа. Рим – великий хронотоп.

 

 

 

 


[1] Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Под ред. проф. Миронова В.В. М.: Гардарики, 2006, с. 500.

[2] Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Под ред. проф. Миронова В.В. М.: Гардарики, 2006, с. 524.

[3] Герменевтика – от Гермеса, посредника (толкователя) между богами и людьми.

[4] От греч. ’επιστήμη – знание. Эпистемология – учение о познании.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!