Классические принципы европейской культуры и их эволюция в               неклассический и постнеклассический периоды европейской науки.



Классическая матрица европейской культуры покоилась на таких принципах, как гуманизм, рационализм, историзм и объективность познания (единственность истины). Гуманизм ориентировал на высшие проявления творческого духа человека. Рационализм – на способность разума к овладению условиями познания и существования. Историзм – на признание развития, преемственности и разумности истории, прогресса, разума, свободы. Объективность – на познаваемость мира, на соответствие нашего знания изучаемому предмету.

Оптимизм этой концепции не выдержал испытания временем. Вместо гуманизма – личная ответственность и трудовая этика. Вместо рационализма – позитивистская вера в науку и в достижимость целей взамен прежней универсальной веры в разум. Историзм сменился верой в материальный прогресс. Истина стала пониматься как результат выполнения определенных научных процедур и правил.

Новые настроения внес постмодернистский подход. Он отразил разочарование и в неклассическом видении мира. Сказалось разочарование в личной ответственности и трудовой этике, включающих личность в непрерывную социальную гонку в индустриальном обществе. Обострился кризис веры в разум. В развитых и неразвитых странах в силу разных причин (благополучия и неблагополучия) исчезла готовность к жертвам во имя прогресса, тем более материального. На смену всем прежним символам европейской веры пришла вера в свободу, в многообразие, в единственную реальность языка. Объективность была полностью заменена идеей рефлексии языковых средств (софистика, неопозитивизм). Стремительно стала исчезать вера в единственность истины, сменяемая идеей плюрализма во всех областях: в этике, эстетике познании и т.д.

Справедливая критика злоупотребления единством не должна вести к отрицанию единства. См. учебник[2]: Пример Америки. Дж. Тобин (госрегулирование) и М. Фридман (сведение до минимума гос. вмешательства в экономику). (В России Фридман не применим).

1. Нельзя принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними.

2. Плюрализм концепций необходим как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности.

Сложная опосредованная связь теории и практики. По мнению В.Леонтьева, плюралистический характер какого-либо подхода заключается не в одновременном применении существенно различных типов анализа, а в готовности переходить от одного типа к другому, ибо любой тип объяснения обладает определенной ограниченностью.  

Истина в постнеклассическом понимании может быть истолкована не только как воспроизводство объекта, но и как характеристика способа деятельности с ним. Поскольку таких способов может быть много, допускается плюрализм истин. Экспертное знание.

В нем обнаруживается связь истины с интересами. Объективность знания состоит в нахождении наиболее адекватных интересам способов деятельности.

Роль ненаучных идей. У.Эко. З.Бауман: «социологи должны развивать не постмодернистскую социологию, соответствующую климату постмодернизма, а социологию, способную понимать постмодернистский мир». Классика в наше время: понятие «объективная истина» сохраняет свое регулятивное значение (подобное категорическому императиву в морали), но практически истинность (как и моральность) выявляется в контексте всех типов мышления и деятельности.

Выявляется значение повседневности как граничного условия познания и практики, указывающего на опасные пределы деятельности за этой границей.

Ученый не может избежать ситуаций риска и вовсе не в силах гарантировать положительный социальный результат применения своих концепций.

В неустойчивых системах задуманный проект может вызвать совершенно далекие от ожидаемых следствия; в устойчивых же системах разные проекты могут привести к близким следствиям

1. Классика нужна в регулятивной роли, но нужна и постмодернистская научная идеология.

2. Происходящие в науке изменения свидетельствуют о том, что не только этика, но и наука становятся сферами практического разума.

3. В разные исторические периоды науке предписывались различные социальные роли. Сейчас эти роли перестали быть привилегией науки.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!