Библейские основания для развода



Прежде чем перейти к рассмотрению оснований для развода, мы должны определить разницу между теми, кто руководствуется внешней стороной закона Бога и теми, кто понимает его суть. Первые используют его в качестве проверочного листа. «Ага, вот оно. Мне нужно развестись с ним». Вторые, понимающие природу завета в браке, видят, почему Бог установил определённые требования. Они будут также готовы к возможному примирению.

       Тем не менее, существуют три основные категории, которые в нашем случае пересекаются.

       Во-первых, в Евангелии от Матфея Иисус говорит: ««Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует».

       Выражение, переведённое здесь как «прелюбодеяние», - porneias. Оно означает сексуальную нечистоту или блуд. Оно не является определителем к понятию «неверность», использующемуся в данном отрывке, хотя неверность, безусловно, относится к porneias. Подобное поведение включает в себя и блуд до вступления в брак, о котором противоположной половине было не известно. «Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её» (Матфей 1:19). И хотя Иосиф заблуждался по поводу происходящего, и его брак с Марией ещё не состоялся, этот отрывок поучителен. Если мужчина полагает, что женится на девственнице, а три месяца спустя после свадьбы выясняется, что она уже шесть месяцев как беременна от другого человека, факт совершения porneias неоспорим.

       Porneias – общий термин. Он говорит о блуде до и после вступления в брак. В греческом языке Ветхого Завета этот термин тесно связан с идолопоклонством. Вспоминая практику идолопоклонства, можно утверждать, что это больше чем образ, поскольку поклонение идолам нередко использовало ритуальное совокупление.

       Поскольку брак – это завет, освящающий сексуальные отношения, прелюбодеяние бьёт прямо в цель. В таком случае, потерпевшая сторона может развестись, не согрешив. Тем не менее, необходимо поощрять любую возможность благочестивого примирения.

       Второе основание для развода приводится в 1 Коринфянам 7:12-16. Апостол Павел говорит:

 

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

           

       Тема этого отрывка – измена завету. Если не христианин пожелает оставаться в браке, понимая суть завета, он освящается. Это подразумевает, что он получает внешнее благословение в результате внешнего подчинения Божьим установлениям. Это не означает, что он спасается без веры во Христа. Но если он решит покинуть супругу, христианка более не связана узами брака. Более того, христианке запрещено противостоять разводу. Она свободна – вторично выйти замуж, остаться одна или примириться с бывшим мужем (если, конечно, он сам не успел жениться вновь [Второзаконие 24: 1-4]). Не связана, значит, не связана.

       Третья категория включает в себя нарушение библейских заповедей, карающихся смертью. Например, в обществе справедливости, серийного убийцу приговорят к смерти. В нашем обществе такое происходит не всегда. Что же делать жене убийцы?

       Если гражданский закон выполнил бы Божье повеление (т.е. наказало бы виновного мечём [Римлянам 13:4], то брак был бы расторгнут посредством казни. В противном случае решение останется за другой властью (семьёй и церковью).

       Тот факт, что казнь не имеет места в нашем обществе, не должен останавливать власть, не имеющей меча. Церкви следует отлучать беззаконников, а супругам разводится с ними. Оба действия не исключают виновного из завета, они признают на законных основаниях, что человек исключил себя сам.

       Это не просто теория. Библия приводит пример семьи и церкви, действующей таким образом. Ездра 9:1 говорит: «По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев...»

       Ездра пребывает в смятении, но в следующей главе он требует от согрешивших израильтян отлучиться от жён иноплеменных. Важно отметить, что здесь речь идёт не о расовой принадлежности жён (вспомним Руфь и Раав). Суть – в мерзостях или отвратительных обычаях. Поскольку израильтяне, вернувшиеся из плена, находились властью Персии, наказание, установленное в ветхозаветном законе за подобное деяние, не применялось. Однако ничто не должно удерживать священников и народ от исполнения закона, и в книге Ездры мы находим наглядный тому пример.

        И хотя верно то, что христианам не следует разводиться с неверующими супругами, это применимо только в том случае, если не христиане согласны на освящённый Богом союз. Но если не христианин виновен в беззаконии (грехах, требующих смертной кары в свете библейского закона), тогда христианам просто следует признать свершившийся факт.

       До тех пор, пока церковь не осознает это, наше отношение к разводу будет по-прежнему жалко с богословской точки зрения. При теперешнем положении вещей многие признают развод как результат измены, но запрещают его в случае, если муж – убийца. Такая этическая близорукость возникла вследствие изучения данной темы в отрыве от остального Писания (кроме книги Ездры). Нам же следует рассматривать эту тему в контексте всей Библии.

       Брак не является абсолютом. Он освящён по Слову Божьему, следовательно, его нельзя отделять от Слова Божьего. Многие христиане мирились со злом лишь потому, что полагали, что брачный обет требует этого. Отнюдь. Брачные обязательства требуют от нас смирения. Мужья должны любить своих жён, а жёны уважать своих мужей. Мы должны отринуть свой эгоизм, а не Слово Божье.

 

 

Не я повелеваю, а Господь

В 1 Коринфянам 7:10-11 апостол Павел говорит: «... вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведётся, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей]».

       Ключ к пониманию данного отрывка заключается во вводной фразе – «не я повелеваю, а Господь». Это не означает, как полагают многие, что Павел делает оговорку для 12-того стиха («не я, а Господь») как не богодухновенного, в то время как остальное учение Павла богодухновенно.

       Это означает, что Иисус (во время земного служения) учил о разводе, а Павел применяет Его учение. Развод запрещён, в противном случае, кто-либо из супругов согрешает. То, что соединил Бог, человек не в праве разлучить, т.е. невозможно оправдать развод чем угодно. Слово Божье должно регулировать наше поведение во всех отношениях.

       Но учение Иисуса Христа, заложив основы, не могло рассмотреть все возможные ситуации. Это стало особенно очевидно, когда христианская церковь стала расширяться и проникать в языческий мир. «Я не хотела развода, но он оставил меня...» Итак, Павел продолжает рассуждать и учит нас, как поступать в такой ситуации.

       Нарушение брачного завета причиняет не только сердечную боль, но и является причиной многочисленных богословских споров. Проблема ставится так: законен ли повторный брак? Большинство христианских проповедников не настаивает на сохранении семьи вследствие греха, но утверждает, что пострадавшая сторона всё же не имеет право на повторный брак. Это всё равно, что сказать, что воровство – грех, но если кто-то украдёт у вас магнитофон, ни в коем случае не покупайте новый. Такая позиция игнорирует тот факт, что именно вор совершает грех. Нарушители брачного завета всегда грешат. Но вина должна падать на них, а не на потерпевшую сторону.

       Итак, мы видим, что грех, ведущий к разводу, запрещён в не всяких исключений. Нарушители завета всегда согрешают, и именно они становятся причиной развода. Библия учит, что мы в праве официально признать то, что совершил нарушитель завета. Потерпевшая сторона также может признать статус нарушителя.

       Итак, если бракоразводный процесс – благочестивое признание противостояния виновника Богу, то тогда сам развод не идёт в разрез с волей Бога. Но если кто-то из супругов подаёт на развод, пренебрегая Словом Божьим, то тогда он или она совершает грех. Сохранение праведности при разводе зависит от нашего отклика на Слово Божье, а не от Божьего суждения относительно греха супруга или супруги.

       Тот факт, что консервативные проповедники расходятся во взглядах на этот предмет, не означает, что я представляю либеральную точку зрения. Существуют два метода обращения с Писанием. Один добавляет что-то своё к библейскому учению, другой убирает что-то из него. Многие христиане с добрыми намерениями устанавливают требования более строгие, чем в Библии. А истинный консерватизм не может быть строже, чем Сам Бог.

       А что делать тем, кто к моменту ознакомления с этой книгой уже поступили неправедно? Они уже состоят в третьем браке, и их снедает чувство вины. Благая весть заключается в том, что Бог находит нас там, где мы есть, а не там, где нам следовало быть. Прощение во Христе можно найти всегда. Тем, кто находится в подобной ситуации, необходимо исповедовать грех, принять Божье прощение по вере и начать жить, повинуясь Слову Божьему.

 

 

Эпилог

 

Наша культура характеризуется мужчинами, которые стыдятся быть ими. Мы, по нашему безрассудству, отошли от библейского учения о мужественности, играющей первостепенную роль в христианских семьях. Мы пытались, со всей нашей мудростью глупцов, заменить мужскую твёрдость женской мягкостью. Результаты, сказавшиеся на наших браках и семьях, а, следовательно, и всей культуре, поистине катастрофичны.

       Мужчины сбиты с толку современной жизнью и той ответственностью, которую на них возложил Бог в этом мире. Одни кротко смиряются с бунтом против мужественности в современном обществе; другие молча раздражаются, не зная, что делать дальше; третьи оказывают медвежью услугу концепции равенства как средству нечестивого подавления женщин; четвёртые довольствуются объедками с барского стола. Они и не думают, что поставили крест на своей мужественности, лишь потому, что отводят достаточно времени спорту, машинам и технике. Но мужественность должна быть истинной и предназначенной для дома.

       Выхолащивание христиан, и как следствие феминизация семьи, церкви и общества, началось в прошлом столетии, когда сила действенной благодати Божьей была забыта, и на смену ей пришло религиозное чувство. Наше неповиновение доктрине привело к тому, что мужское начало Бога в евангелии подменили женским откликом веры. Мужьям, которых Писание призывает подражать любви Христовой, ошибочно внушали, что любовь Бога к Его народу бессильна. Общество отказалось от действенной любви и возвело на трон чувство любви. Мужчины оказались бессильны подражать бессильному Господу.

       На кресте Христос одолел грех и смерть и искупил людей, которые будут называться Его именем. Кратко говоря, крест оказал действие, и евангельская церковь долгие годы свидетельствовала об этом. Когда евангелие понимается правильно, мужей увещевают подражать Христу и Его любви к церкви в их любви к жёнам, а также любить их действенной любовью. Но в прошлом веке церковь постепенно отошла от библейского понимания креста. Сила спасающего креста начала отрицаться, но для евангельских христиан крест всё ещё что-то должен был значить. В результате церковь проповедовать чувство Христовой любви взамен действенной любви Христовой. Мягко и нежно Христос начал призывать, а евангельские христиане, en masse, покидать свои дома.

       В конечном итоге, мужчинам не осталось ничего, как подражать ошибочному учению о любви Христа. Исход оказался плачевным. Тот, у кого застряла кость в горле, возможно и не ощущает силы Божьей, но он всё же чувствует, что что-то происходит вокруг. Вероятно, пройдут годы, прежде чем он распознает обман. Нашему обществу потребовались годы, чтобы познать истинную горечь плода – неверность, непочтительность жён, суровость мужей, развод, бунт детей, аборты и разврат. И всё же, мы ещё не осознали до конца, что горький плод вырос на дереве, посаженном нами.

       Мы должны признать, что современный мятеж против Всевышнего начался с нас, с тех, кто исповедовал имя Господа. Соль, утратившая свои качества, не годна в употребление. Мужья, не подражающие действенной любви Христа, увидят, как будут растоптаны их семьи. На протяжении последнего столетия мы наблюдали именно эту картину.

       Наша молитва о преобразовании брака должна вспоминать мужей, которым необходимо обновить или принять обязательства перед Господом.

       Он должен сначала принять решение ознакомиться с библейским учением о браке, главенстве и семье, принять его и воплощать его на практике в своём доме. Он, наконец, сможет, в первый раз, осознанно сказать: «а я и дом мой будем служить Господу».

       Он будет любить свою жену, как Христос возлюбил церковь, жертвуя собой ради неё. Он примет на себя ответственность за её привлекательность.

       Он не будет перекладывать ответственность за духовное, эмоциональное, физическое и финансовое положение в доме на родителей, жену, детей, церковь или общество. Он возьмёт ответственность пред Господом за свою семью и будет просить о благодати, дающей ему силы выстоять.

       Он не допустит, чтобы его дети учились и воспитывались теми, кто презирает Бога. Он заберёт своих детей из государственных школ и будет обучать их дома или в христианской школе.

       Он не будет отнимать у жены её долг матери и хранительницы очага. Он вернёт её детям на место, определённое ей Богом, и будет поддерживать её в труде. Он утвердит её на этом месте, где она сможет превзойти многих, и тогда он «встанет и похвалит её».

       Он не подменит любовь, которую требует от него Бог, «порядочностью» хорошего парня, что слагает с себя полномочия главы семьи.

       Он будет наставлять жену в Слове Божьем, и они вместе будут учить детей.

       Он будет усердно трудиться, чтобы его жена смогла одеть и накормить всю семью.

       Он будет наслаждаться близостью с женой, обращаясь с ней с пониманием и мудростью.

       Он создаст атмосферу в доме благодаря терпению, почтению, достоинству, доброте и обходительности.

       И он будет благодарить Бога за Его милость в Господе Иисусе Христе.

 

 

____________________

 

 

Дуглас Уилсон – пастор Общины Евангельского Братства в г. Москва, штат Айдахо, США. Он занимает пост редактора журнала Credenda/Agenda иявляется автором нескольких книг, таких как «Возвращение утерянных средств обучения» и «Убеждения: сон разума в плену неверия».

 

Как бы вы описали духовное благоухание вашего дома? Источник этого благоухания – отношения между мужем и женой. Многие могут имитировать благочестие путём неких внешних проявлений. Но мы не можем подделать результат, ясно различимое благоухание приятное Богу. Большинство книг на тему семьи и брака обращаются к внешней стороне семейной жизни, не пытаясь заглянуть в корень проблемы. Благочестивый брак начинается с послушного Богу сердца, и именно слава Божья, а не счастье домашнего очага, является величайшим желанием послушного сердца.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!