Художественная культура Ренессанса.



Возрождение, или Ренессанс (фр) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин (также это было «возрождение человеческого духа»).

Возрождение произвело подлинную революцию в искусстве. Оно приобрело подчеркнуто светский характер, хотя большинство образов и сюжетов живописи и скульптуры библейские. В искусстве набирали силу реалистические тенденции, воплотился новый идеал красоты, были открыты законы перспективы.

 

Проторенессанс — конец XIII—первая половина XIV в. ("треченто"). С конца XIII в. начинается Предвозрождение, открывающее блистательную эпоху развития художественной культуры в Италии. Великий флорентийский художник Джотто, чья гениальность в области живо-писи сравнима с поэтическим гением его современника Данте, выразил в своем творчестве нарождающееся новое отношение к человеку и миру. Его называли изобретателем и открывателем нового стиля живописи. Особая цветовая гамма произведений Джотто восхищала художников. Он ввел в живопись изображение трехмерного пространства, стал моделировать объемы фигур светотенью.

Раннее Возрождение — вторая половина XIV—XV в. ("кватроченто"). Обогатил традиции Джотто первый художник раннего Возрождения Мазаччо — зачинатель флорентийской художественной школы. Он был одним из основоположников реалистического искусства Возрождения. Мазаччо заложил основы той художественной системы, которую затем развили живописцы Ренессанса.

Одним из создателей архитектуры Возрождения считают Брунеллески. Своим ярким творчеством он определил новое общее направление развития архитектуры. В эпоху Высокого Возрождения это вылилось в создание гармо­нич­ных купольных зданий .Он увенчал гигантским куполом собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В этой конструкции в полной мере проявились математический ум, технический гений и художественная одаренность. С него начинается воз-Донателло (1386—1466).

Среди основоположников искусства Возрождения — флорентийский скульптор Донателло. Его современники полагали, что произведения скульптора были очень похожи на создания античных мастеров. Донателло во многом определил развитие европейских пластических искусств, работая почти во всех жанрах скульптуры (Бронзовый монумент кондотьера Гаттамелаты. Конная статуя).

Завершает раннее Возрождение творчество Боттичелли, тоже уроженца Флоренции. В нем соединились высокая одухотворенность и новая гуманистическая образность. Его Мадонны и языческие богини оставляют впечатление удивительной хрупкости, незащищенности и «вечной женственности»(«Рождение Венеры»).

В конце XV в. грандиозные катастрофы потрясли Флоренцию: нашествие французов, изгнание Медичи, эпидемии, восстание горожан, увлечение проповедью доминиканского монаха Савонаролы, призывавшего всех покаяться, отказаться от мирских благ, осудить греховное искусство и сжечь дьявольские произведения живописи. Несколько лет еще недавно цветущая

Флоренция предавалась самобичеванию. Однако очнувшись, она предала казни Савонаролу и снова возродила свое прекрасное искусство.

Высокое Возрождение — конец XV—первые три десятилетия XVI в. ("чинквеченто"). Высокое Возрождение охватывает немногим более трех десятков лет. Однако столь краткий исторический миг породил художественные достижения такого масштаба и такой гениальности, что этому феномену невозможно найти аналога в истории. На этот период пришлось творчество трех величайших художников мира: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Однако и кроме них было много художников, творчество которых сочли бы гениальным в менее плодотворную в творческом отношении эпоху.

Леонардо да Винчи, воплотивший, по мнению современников, все божественные дары и казавшийся им почти сверхъестественным существом, создатель одного из знаменитейших произведений мировой живописи портрета Моны Лизы («Джоконды»)(полный обаяния таинственной женственности, с неуловимой изменчивой улыбкой, на фоне тонущего в дымке пейзажа, поданного через выработанное Леонардо да Винчи сфумато - тонкая игра светотени), фрески «Тайная вечеря», утверждавшей идеалы Высокого Возрождения.

Поэтичный, удивительно искусный живописец Рафаэль творец «Сикстинской мадонны», «Преображения», фресок Ватикана. Слава Рафаэля была великой при жизни, а после смерти потомки неизменно числили его среди величайших художественных гениев.

Микеланджело, скульптор, живописец, архитектор, обладавший сверхчеловеческой способностью творчества, был истинным «создателем людей», освобождавшим их прекрасные и выразительные тела из глыб мрамора. Его резец воззвал к жизни юного, прекрасного Давида и грозного пророка Моисея, а росписи Сикстинской капеллы заставили воочию прозреть великое таинство Страшного суда. Титаническим напряжением сил он в одиночку в течение 26 месяцев расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане площадью около 600 кв. м. Все в этой росписи наполнено торжеством гуманизма и жизни. Это гимн человеческой красоте и мужеству.

Микеланджело, Рафаэль, архитектор Браманте стали создателями шедевра архитектуры Возрождения — собора Святого Петра в Риме.

Замечательными художниками были представители венецианской школы живописи Джорджоне и Тициан. Тициан прожил долгую жизнь. Расцвет его творчества пришелся на поздний Ренессанс. Он был удивительным мастером портрета, а его многочисленные живописные произведения отличаются исключительным цветовым богатством, полны могучего чувства жизни, столь характерного для венецианского общества.

Позднее Возрождение — вторая половина XVI в. Позднее Возрождение отмечено появлением маньеризма, несколько манерного, вычурного направления в искусстве. Влияние маньеризма заметно в творчестве позднего Микеланджело. Наиболее ярким представителем этого стиля в Италии был венецианец Тинторетто, а в Испании — Эль Греко.

К XV в. относится начало Северного Возрождения. У его истоков — творчество замечательного нидерландского Яна Ван Эйка, современника Мазаччо. Традиционно ему и его брату Хуберу Ван Эйку приписывается изобретение техники масляной живописи.

Загадочно творчество Босха. В эпоху Высокого Возрождения Босх в Нидерландах создает мрачные мистические аллегории, фантастические видения, заставляющие вспомнить об искусстве поздней готики. Вершиной нидерландской ренессансной живописи является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким за любовь к изображению простонародной жизни. С его именем также связано оформление пейзажа как жанра Нидерландской живописи.

Конец XV — первая треть XVI в. в Германии — время огромной социальной и духовной напряженности. Происходит борьба двух миров — средневекового и нового, нарождающегося. Из хаоса этой эпохи как си-вол поднимается фигура крупнейшего немецкого художника Альбрехта Дюрера. Он был не только великолепным живописцем, но и гениальным мастером гравюры. В сериях гравюр художник переосмыслил сюжеты, популярные в Средние века, в соответствии с новыми идеями и религиозными настроениями своего времени, придав им особый драматизм и художественную выразительность.

В конце XVI в. Возрождение уступает место искусству новой художественной эпохи — барокко. Искусство наиболее полно воплотило в художественных образах идеалы и ценности Возрождения, постигая мир сквозь призму идеала высшей красоты и гармонии.

 

Литературные жанры, в которых ранее всего выразило себя ренессансное сознание – новелла и сонет. Боккачо в «Декамероне» свободен в трактовке любовной темы, сохраняя своеобразие устной речи, юмор, авантюризм. Джеффри Чосер в «Кентерберийских рассказах» развил речевое многообразие при композиционном единстве – это был шаг к будущему роману. Ф.Петрарка воспевает неземную любовь к земной женщине. Это первые письменные жанры, отделенные от музыки. Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии — Л. Пульчи, Ф. Берни, в Испании Л. Камоэнса. Высмеивая прошлые героические сказания Рабле создал самобытный философско-комический сказочный эпос «Гаргантюа и Пантагрюэль» с описанием всех сторон общества. В кризис позднего Возрождения развивались пасторальные жанры: драмы (Шекспир) и романы (Сервантес). Принц в «Гамлете», созданном в год сожжения Бруно сомневается, стоит ли действовать вообще, метафора финального разочарования – сражение Дон Кихота с ветряными мельницами. Разочарование не лишает гуманистов надежды, последний жанр эпохи – эссе. Монтень положил начало интеллектуальной прозе. Гуманистическая утопия осталась движущей силой европейской культуры, отстаивающей права и достоинство личности.

В эпоху Возрождения музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки. Появляются жанры светской музыки — фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии. Повсеместно распространился итальянский мадригал, тесно связав стихи и мелодию. В инструментальной музыке складываются новые жанры национальных школ исполнения на лютне, органе. Завершается эпоха появлением новых музыкальных жанров - сольных песен, ораторий, оперы.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!