Византийская цивилизация: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.



Выделяются три этапа развития Византийской цивилизации.

· Ранний период (IV первая половина VII вв.), когда формируется византийская государственность и христианство превращается в главенствующую религию.

· Средний период (вторая половина VII XII вв.) расцвет византийской цивилизации, когда оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершилась кодификация права, греческий язык стал официальным в государстве.

· Поздний период (XIII-XV вв.), когда обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.

Византия почти постоянно находилась в состоянии войны. На столетие ее истории в среднем можно насчитать не больше 20-25 мирных лет. Империя формировалась в условиях варварских вторжений, пережив две волны Великого переселения народов натиск готов и гуннов, а также вторжения славян. Врагом Византии надолго стало Первое Болгарской царство, образовавшееся в VII в. Император Юстиниан (482-565 гг., вступил на престол в 527 г.) предпринял попытку восстановить Римскую империю в ее прежних границах. Ему удалось захватить королевство вандалов в Африке, затем королевство остроготов в Италии. При нем в состав Византии вошли Северная Африка, Италия, Сицилия, часть Испании. Территория империи увеличилась почти вдвое. Был предпринят также ряд мер по укреплению Византийской государственности, в частности кодифицировано римское право (Кодекс Юстиниана). Развернулось масштабное строительство - храм. Св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе.

Опасным врагом Византии на востоке оставалась Новоперсидское царство с династией Сасанидов. В начале V в. в него входило все Иранское нагорье с Прикаспийской низменностью (нын. Иран и Афганистан), Нижняя Месопотамия (нын. Ирак), Кавказская Албания в нижнем течении Аракса и Куры, большая часть Армении и Грузии. В политическом отношении Новоперсидское царство в VI в. было единственным государством, которое по своему могуществу могло сравниться с Византией. С VII в. серьезным врагом Византии становятся арабы, которые к этому времени создали государство, сплоченное исламом. Они завоевали Сирию и Палестину.

В IX веке начинается длительная борьба Византии с болгарами.

В X-XI вв. походы на Константинополь неоднократно предпринимали князья Киевской Руси Олег, Игорь, Святослав, Ярослав Мудрый. В конце XI в. пришедшие из Приаралья турки-сельджуки вытесняют Византию из Малой Азии.

13 апреля 1204 г. крестоносцы, участники 4-го крестового похода взяли штурмом, разграбили и сожгли Константинополь.

Византия распалась на несколько частей Латинскую, Никейскую, Трапезундскую империи и Эпирское царство.

Вскоре империя была восстановлена, но оправиться после этого удара уже не могла. Это было раздробленное феодальное государство со слабой центральной властью. В экономическом отношении Византия попала в зависимость от итальянских городов-республик Венеции и Генуи. Так, под контролем генуэзцев оказалось все снабжение Константинополя. К XV в. вокруг Византии сомкнулось кольцо владений турок-османов. В 1453 г. они подошли к Константинополю и начали его осаду, которая длилась 53 дня. 29 мая турки ворвались в город. Константин Палеолог последний византийский император погиб в бою, а Константинополь стал столицей Османской империи и получил название Истамбул.

Почти тысячелетняя история Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Она была овеяна легендами, а культура ее пользовалась всеобщим признанием. Ее могли ненавидеть, но не могли в то же время не уважать ее и не восхищаться ею. Крестоносцы громили ее, но они же поражались ее величием. Мусульмане в течение веков были ее лютыми врагами, но они же чтили ее как источник знания.

Двойственность отношения к ней современников отразили западные хронисты, путешественники и русские летописцы: греки льстивы, но их столица, дворцы, храмы, их убранство и литургия исполнены неземного великолепия.

Не могли не поражать их и нормы жизни, по которым жили ромеи полное бессилие личности перед властью василевса и его чиновников причудливо соединялось здесь с официально признаваемым равенством всех подданных перед законом, равенством прав наследования детей, с существованием опекаемых государством благотворительных заведений для сирот и старцев, больниц и домов для бездомных бедняков.

Высокое искусство и миролюбие внешней политики Византийской империи увенчались созданием особой системы отношений между странами, связанными единоверием и близостью культур.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3020; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!