Население и внешний вид средневековых городов



Города нередко разрастались на месте оборонительных укреплений (замков, крепостей и т. п.) и вокруг них. Изначально люди предпочитали селиться вокруг городов, так как они имели возможность при необходимости укрыться за их стенами от врагов. А так как города и крепости имели ещё и оборонительное предназначение, они строились в труднодоступных местах и (особенно крупные) имели сложную планировку (с подземными ходами), которая вводила врагов в заблуждение.

Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращения товаров (торговцы и ремесленники) и занятые продажей услуг (цирюльники, возчики, носильщики).

Наиболее представительной частью горожан были профессиональные торговцы и купцы (выделялись богатством и влиянием).

В крупных городах обычно жили феодалы со своим окружением, представители королевской и сеньориальной администрации, врачи, преподаватели. Заметную часть населения составляло черное и белое духовенство, нередко – воинский гарнизон.

Города отличались от деревень своим внешним видом и плотностью населения. Обычно они были окружены рвами, высокими каменными стенами с башнями и массивными воротами. Вокруг стен постепенно возникали предместья – посады, слободы, населенные ремесленниками и огородниками. Центральным местом в городе была рыночная площадь, рядом с которой обычно располагались городской собор, ратуша (здание городского совета). Улицы делались крайне узкими, не было канализации. Вследствие этого в городах вспыхивали опустошительные эпидемии и пожары.

Складывание городского самоуправления

Средневековый город возникал на земле и поэтому должен был ему подчиняться. Город был коллективным вассалом сеньора. Городские промыслы и торговля давали феодалу большой доход. Стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов привело к коммунальному движению (борьбе между городами и сеньорами). Горожане боролись за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов сеньора, обретение городского самоуправления и прав.

В результате длительной борьбы большинство горожан добились освобождения от личной зависимости.

Итак, город - центр образования нового сословия, горожан .

В экономическом отношении городское сословие было более всего связано с торгово-ремесленной деятельностью и с собственностью, основанной на производстве и обмене. В политическом отношении все члены этого сословия пользовались рядом привилегий и вольностей (личная свобода, участие в городском ополчении), составляющих статус полноправного гражданина. Обычно городское сословие отождествляется с понятием «бюргерства».

Со слов Уколовой на консультации:

Культура города, городской образ жизни начинает в нем превалировать.

А после возникновения университетов - и вовсе город становится интеллектуальным центром.

Более того, в те времена город был неким образом «райского места» (в представлении людей – рай = «град небесный»), о чем можно судить даже по «комедии» Данте.

 

Средневековое сословное представительство.

Система сословного представительства

   Одним из основных принципов общественной жизни в средние века являлась феодальная иерархия – лестница, на ступенях которой в определенном порядке располагались владельцы земли, называвшейся феодом или леном. Те, кто получал феод (лен), были вассалами, те, кто наделял землей, – сеньорами, или сюзеренами. Император или король считались верховными сеньорами всех феодалов. От них получали земли, подчас целые области страны, герцоги, графы, архиепископы и аббаты (настоятели) крупных монастырей. На деле они почти не зависели от короля (императора): могли сами судить своих подданных, чеканить монету, вести войны и собственную внешнюю политику. Их вассалы – бароны, пользовались в своих обширных владениях чуть меньшей властью. Ступенью ниже стояли рядовые рыцари, хозяева небольших поместий.

   Обычно вассалы не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всей Европе (кроме Англии) действовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал». Отношения внутри феодального сословия регулировались личными договорами сеньоров и вассалов, заключенными при передаче феода. Инвеститура (ввод во владение), сопровождалась торжественным ритуалом: вассал во всеуслышанье объявлял себя «человеком сеньора» (оммаж) и приносил клятву верности (фуа). Военная служба в пользу сюзерена была главной обязанностью и привилегией рыцаря, отличавшей его – члена благородного сословия воинов – от массы простолюдинов. Вассал обязан оборонять своими силами владения сеньора, ничего не делать ему во вред, оказывать ему помощь при выкупе из плена и т.п. Сеньор же должен защищать вассала при нападении врагов и судебном преследовании, опекать его малолетних наследников, вдову и дочерей в случае его смерти.

   Другим важнейшим общественным институтом средневековья стала католическая церковь, также организованная по феодальному образцу со своей иерархией должностей, от папы римского до приходских священников. Служители церкви являлись землевладельцами, многие из них могли быть вассалами светских феодалов. Естественно, возникал вопрос: для кого же они держат свои феоды? Данная проблема породила один из самых болезненных конфликтов средневековья – борьбу духовной (папы) и светской (императоры, короли) властей за инвеституру, которая давала первенствующее положение в обществе.

   Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальной иерархии был король. Его верховенство носило личный, частноправовой характер. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали его вассалами. Власть короля основывалась на договоре, на пожаловании им земель (феода). Крупные феодалы получали земли под условие несения военной службы. Они могли иметь своих вассалов, отдавая им земли. Это были бароны или рыцари. Более мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У этих последних в непосредственном подчинении были только крестьяне. Основой феодального строя выступала монопольная собственность феодалов на землю и личная зависимость крестьян от феодала. За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде отработок), продуктовую или денежную.

    В феодальном обществе было два основных класса: феодалы и крестьяне, однако, для него было свойственно и более конкретное деление. Наиболее крупные социальные общности (горожа­не, светские феодалы, духовные феодалы), которые противостояли государственной власти и добивались определенных прав — юридически закрепленных и подтвержденных центральной властью, — образовы­вали сословие. Общество средневековой Европы состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие - горожане и крестьяне. Первые два сословия были привилегированными.

Средневековая цивилизация была аграрной. В течение многих ве­ков господствовало натуральное хозяйство. Лишь с развитием городов ремесло выделяется как особая отрасль хозяйственной жизни.

Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху средневековья и самым многочисленным классом средневекового общества. Однако они не были собственниками земли, на которой трудились, даже в тех случаях, когда имели право передавать ее по наследству. В раннее средневековье поземельная зависимость крестьян постепенно дополнялась все более жесткими формами личной зависимости, ущемлением политических и гражданских прав. Феодал мог сам осуществлять суд над крестьянами, ограничивал их свободу в наследовании с помощью побора, который назывался право мертвой руки, взимал высокую брачную пошлину, если невеста или жених принадлежали другому сеньору.

В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

 Отношения между различными классами и слоями средневекового европейского общества были сложными и чреватыми социальными конфликтами. Иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ее «ступени» на другую, хотя в принципе он был возможен.

 Одной из отличительных черт средневекового общества был корпоративизм. Средне-вековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Средневековыми корпорациями были сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам.

   Процесс образования централизованных национальных государств, преодолев все противодействия, нашел достаточно широкую поддержку. Ремесленники и купцы, заинтересованные в едином внутреннем рынке, мелкое и среднее рыцарство, искавшее земельных пожалований, чиновники, желающие сделать карьеру, люди свободных профессий – все они обращают свои взоры к королевскому двору. Короли действуют в союзе с собранием представителей сословий: во Франции – это Генеральные штаты, в Англии – Парламент, в Испании – Кортесы. В основном сословные представительства ведали финансовыми вопросами (налогами, пошлинами), активно помогая усилению не только центрального правительства, но и городской буржуазии.

 

Рыцарство и его культура.

Историю рыцарства можно условно разделить на 4 этапа:

1-й этап – зарождение рыцарства как военизированного сословия – начало VII- конец IX вв.

2-й этап - становление и укрепление положения рыцарства в средневековой Европе – X-XI вв.

3-й этап - расцвет эпохи рыцарства – XII-XV вв.

4-й этап – упадок и исчезновение рыцарства – XV-XVI вв.

Рыцарство как корпорация тяжеловооруженных воинов-всадников возникло в Западной Европе в эпоху Раннего Средневековья в VIII-IX вв. Его появление было вызвано изменением военно-тактических действий, в частности переходом от пешего войска к конному. Королям при создании рыцарского войска пришлось опираться на сеньорат, т.е. на отношения между сеньором и его вассалами. Потребность во всадниках заставило королей перейти к раздаче земель как королевских, так и церковных. Рыцари получали бенефиции в обмен на конную службу. Такие хозяйственные поместья служили экономической основой рыцарей, которым приходилось экипироваться за свой счет. Первым церковные земли начал раздавать франкский король Карл Мартелл.

Поначалу стать рыцарями могли как свободные, так и несвободные люди. Но затем по мере удорожания рыцарского вооружения и введения некоторых предписаний касательно посвящения рыцарей, рыцарство выделяется как аристократическое сословие. Например, постановление Фридриха I от 1156 года запрещало крестьянам носить меч и копье, а рыцарем мог считаться только тот, чьи отец и дед были рыцарями. Таким образом, к XII веку рыцарство окончательно становится замкнутой корпорацией.

Наибольшего расцвета рыцарство достигает в период XII-XV столетий. В это время регулятором общественных отношений, гарантом порядка и носителем справедливости. Оно обеспечивало распространение христианства, безопасность своего сеньора и его владений. В это время большое распространение получают рыцарские турниры, куртуазность, культ Дамы, рыцарские романы.

Как правило, Дама была замужем, и отнюдь не за воспевавшим ее рыцарем, и была выше по общественному положению. Ее супруг мог быть прекрасно осведомлен о наличии воздыхателя из числа рыцарей и ничуть этому не мешать, наоборот, считалось весьма престижным иметь такого служителя. Тем более что Прекрасная Дама была лишь символом вдохновения, а не целью плотского наслаждения. Рыцарь также мог иметь семью, причем собственная жена отнюдь не являлась объектом возвышенного служения. (с) Гребенюк

В Европе рыцарство начинает терять свое значение с XV века. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие , рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства.

Рыцарская культура была яркой и столь часто романтизированной страницей культурной жизни средневековья. Ее создателем выступило военно-аристократическое сословие, зародившееся еще в эпоху Раннего Средневековья и достигшее своего расцвета в XI-XIV вв.

   Говоря о рыцарской культуре, нужно в первую очередь упомянуть о героическом эпосе, который концентрировал в себе важнейшие стороны духовной жизни, идеалы и эстетические ценности. Эпос средневековья имел народно-патриотический характер, помимо человеческих ценностей он отражал и ценности феодальные. В нем происходит идеализация главных героев, возникает мотив борьбы «за правую веру». В западноевропейском эпосе можно выделить два слоя: исторический (героические сказания, имеющие реальную основу) и сказочный, более близкий к фольклору. К числу знаменитых памятников героического эпоса относятся «Сказание о Беовульфе», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде» и другие.

   С рыцарством связано возникновение куртуазной (придворной) культуры, особого стиля поведения, быта, выражения чувств. Культ дамы стал важнейшим элементом куртуазности. Ей поклонялись, ее воспевали в стихах, в ее честь совершали подвиги.

   В жизни рыцаря многое было выставлено напоказ. Храбрость, щедрость, благородство не имели цены. Рыцарь всегда стремился к славе, к первенству. Отсюда внешний блеск рыцарской культуры с ее вниманием к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету. Рыцарские турниры, имитировавшие настоящие сражения, приобрели особую пышность в XIII-XIV вв.

   В конце XI века в Провансе появляются трубадуры – поэты-рыцари. Они не только слагали стихи, и распевали их нередко в музыкальном сопровождении. Одним из первых трубадуров был герцог Аквитании Гильём IX. В XII веке знаменитым трубадуром был Бернарт де Вентадорн, в конце XII – начале XIII веков – Гираут де Борнейль. Также стоит отметить то, что были и женщины-трубадуры, например Мария Шампанская.

   В XII веке становится очень популярной поэзия. Увлечение ею распространяется на севере Франции, где появляются труверы, в Германии, на Пиренейском полуострове. В Германии поэты-рыцари назывались миннезингерами, наиболее известным среди них был Вольфрам фон Эшенбах.

   В XII веке возникают рыцарские романы, которые за несколько десятилетий становятся центральным явлением светской культуры. Одним из главных источников рыцарских романов был кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Из него родилась повесть о любви и смерти – история Тристана и Изольды.

   Герои произведений о короле Артуре Ланселот и Персеваль и другие, по мысли создателей романов, самым известным среди которых был поэт XII века Кретьен де Труа, воплощали высшие человеческие добродетели. Любовь стала движущей силой рыцарского романа. Одним из распространенных мотивов этих романов также был поиск святого Грааля, который стал символом высшей духовности.

    В XIV веке рыцарская культура начинает постепенно приходить в упадок. По мере того как значение военного сословия уменьшалось, рыцарские романы все более утрачивали связь с реальной жизнью, их сюжеты становились фантастичнее и неправдоподобнее. Английский дворянин Томас Мэлори попытался возродить традиции рыцарского романа в XV веке. Его роман «Смерть Артура» стал выдающимся памятником рыцарской прозы, однако, стремясь воспеть рыцарство, автор невольно отразил в своем произведении черты разложения сословного строя и безысходность своего поколения.

Однако в течение многих столетий рыцарство оставалось высоким жизненным идеалом средневекового общества и служило моральным эталоном средневековой аристократии.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1045; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!