Средневековая цивилизация Запада: основные этапы развития.



Современная наука предлагает такую периодизацию:

Раннее Средневековье 476 г. н.э. – середина XI в.

Феодализм только складывается как общественная система. Крайняя сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя.

В экономике господствует аграрный сектор, превалируют натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры только в Средиземноморье, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада.

Время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни – временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменяется ее подъемом. Решающую роль сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

Развитое средневековье: середина XI в. – конец XIII в.

Социально-экономическая сфера: период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства (сословия горожан).

В политической жизни – в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальных отношений начинают формироваться централизованные государства.

Позднее средневековье: XIV-XVвв.

Устанавливается как форма государства – феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь – городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.

Затем же наступает начало Раннего Нового времени ( прежде его рассматривали как позднее средневековье) XVI – XVII вв.

НАДО ЛИ? Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений.Оформляется третий тип феодального государства – абсолютная монархия. Духовную жизнь обществаопределяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

 

Вассально-ленная система на Западе.

486 – в рез-те франкского завоевания в Северной Галлии возникает Франкское королевство во главе с вождём салических франков – Хлодвигом (486-511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов).

К середине VI века Ф. гос-во включало почти всю территорию бывшей римской провинции Галлии, подчинили себе мелкие германские племена, живущие за Рейном.

Становление феодальных отношений – результат синтеза двух форм устройства двух разных обществ – галло-римского и варварского. В целом от галло-римских отношений были взяты идея частной собственности и формы зависимости рабов, а от варварских – идея прикрепления рабов к земле – влияние общинного строя.

В конце VI в. под давлением имущественного расслоения и ослабления родовых связей наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую собственность отдельных малых семей – аллод.

Уже в конце VI-VII веков франские короли признали судебные права крупных галло-римских землевладельцев, стали привлекать их на королевскую службу в качестве придворных и администраторов, жаловать им землю. Стали исчезать галло-римские крупные виллы рабовладельческого типа, сокращаться число рабов, их стали прикреплять к земле.

Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах
Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной иерархии
(«феодальной лестницы»).

Те, кто получал феод (лен), были вассалами, те, кто наделял землей, – сеньорами, или сюзеренами.

На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их «сюзереном» — главой феодальной иерархии.

 Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли — нередко целые большие области — непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей. Формально все они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы — обычно тоже весьма крупные землевладельцы, — носившие часто название «баронов», были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях фактической независимостью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы — рыцари, низшие представители господствующего класса, обычно уже не имевшие вассалов. В подчинении у них были только крестьяне- держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу» если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала держателем которого он сам являлся.
Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала не мой вассал».

Земля выдается на определенных условиях:служба государю, т.е. участие в его войске,защита его владений,его чести и достоинства,участие в совете.

Т.о. сложившиеся феодальные отношения, усиление власти отдельных крупных землевладельцев, сокращение прав у крестьян и прикрепление их к земле, установления натуральной формы хоз-ва вело к ослаблению центральной власти и распаду государства Франков.

 

Крестовые походы.

КП- это широкое военно-колонизационное движение на Востоке, в котором приняли участие западноевропейские государи, феодальные сеньоры, рыцарство, часть горожан и крестьянства. Традиционно эпохой КП считается период с 1095 по 1270 гг., однако крестоносные предприятия продолжали осуществляться и позднее, а крестоносная идея была актуальной до 17 в. целью крестоносцев провозглашалось освобождение христианских святынь, прежде всего гроба Господня в Иерусалиме, из-под власти неверных- мусульман.

термин появился только в 19 в

в принципе, КП - военные экспедиции, по сути

их всего было много = около 150

крупных было 8

а основных = 4

Причины:

1) Рост товарно-денежных отношений (рост материальных потребностей феодалов). Действие права майората (земля доставалась только старшему сыну – остальным нужны были новые земли). Восток – источник богатств и новых земель.

2) Велика роль церкви. В Иерусалим часто совершались паломничества. Паломники рассказывали, что христиан преследуют в Палестине. Папа Лев IX (1049-1054) говорил, что борьба в защиту церкви – естественная обязанность мирян.

3)Тюрки захватили Багдад (1055). Нанесли поражение Византии (1071), начали захватывать Малую Азию, Сирию и Палестину. Византия переживала междоусобицу и терпела поражения от печенегов и норманнов. Император Алексей I обратился с посланиями к папе и государям Запада (1090).

Клермонский собор:1095 год – на соборе в Клермоне папа выступил с концепцией крестового похода. Формой похода должно было стать покаянное паломничество, участники которого облекали себя на всевозможные лишения. Проповедь войны с неверными была подхвачена многими проповедниками. В Германии, Франции, Северной Италии люди собирались в отряды, нашивали на одежду кресты.

1. I крестовый поход (1096 -1099). Участники:крестьяне, рыцари и горожане из Шампани, Лотарингии, областей Рейна, Южной Италии и византийцы. Прежде чем к 1 КП подготовилось рыцарство, в него отправились толпы крестьян и бедноты, возбужденные проповедями священника Петра Пустынника. Рыцарское ополчение выступило лишь летом 1096г.

Когда ополчения дошли до Византии, Император Алексей I уговорил их вернуть Византии завоеванные турками земли. Отряды крестоносцев и византийцев двинулись к Никее, которая сдалась византийцам, что вызвало недовольство крестоносцев. Крестоносцы разгромили турков при Ираклии, Эдессе (здесь возникло самостоятельно государство крестоносцев – графство Эдесское). После долгой осады была взята Антиохия. Иерусалим был взят приступом в 1099 году.

Образовано Иерусалимское королевство (1099-1291), графство Эдесское (1098-1144), княжество Антиохской (1098-1268), графство Триполи (1109-1289). В них господствовали феодальные порядки. Территория государств делилась на рыцарские феоды, владельцы которых были обязаны военной службой сеньору. Местные крестьяне были лишены личной свободы и обязаны были нести оброк.

Требовалось постоянная консолидация военной силы. Это привело к возникновению особых духовно-рыцарских орденов, объединявших рыцарей, принявших монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания, но рассматривали себя как христово воинство, миссия которого - сражаться за веру. Орденасоздавались для того, чтобы стимулировать крестоносные движения и найти дополнительные средства защиты. Первым возник орден ионитов, или госпитальеров, который позднее трансформировался в Мальтийский орден. Вторым стал орден тамплиеров-храмовников: его название было связано с легендарным храмом царя Соломона. В 12 в возник орден немецкого рыцарства- Тевтонский. Ордена обладали большими богатствами и политической силой.

2. Турки объявили крестоносцам священную войну- джихад, разгромив графства Триполи и Эдессу. Европейцы спешно организовали второй КП (1147-1148) в помощь братьям по вере, в которой приняли участие король Франции Людовик 7 и германский император Конрад 3, однако обе их армии были разбиты. Но Иерусалим остался.

3.Окончательное вытеснение крестоносцев. Саладин, отнял у крестоносцев почти все их территории и взявший Иерусалим.

На выручку отправилась армия английского короля Ричарда Львиного Сердца, короля Франции Филиппа2 и германского императора Фридриха Барбароссы. Третий крестовый поход (1189-1192). Фридрих Барбароссы утонул во время кампании, и его армия вернулась домой. При осаде Акры из-за противоречий с англичанами французский король покинул поле боя, а затем объявил войну Англии. Ричард Львиное Сердце не смог взять Иерусалим, но все же добился мира с Саладином.

4.поход в Византию.

Противоречия христиан Запада и Востока привели к совершенно неожиданным результатам в 4 КП (1202-1204) и кризису всего крестоносного движения. Участники этого КР намеревались отправиться в Египет. Но венецианский дож Э. Дандоло, поставлявший им корабли, вынудил крестоносцев прежде атаковать христианские город Задар- торгового соперника Венеции.

После этого они были втянуты в династическую войну и осадили Константинополь, взяв его в 1204.

Пала и была разгромлена столица Византии-христианского государства(!!!), о борьбе с неверными уже никто не помышлял. В крестовых походах 13 в европейцы одержали ряд побед, однако добиться освобождения Святой Земли не удалось. В 1291 г крестоносные государства были окончательно разгромлены мусульманами и прекратили свое существование.

Итоги:

«-»

1)Большие жертвы

2)Усилилась конфронтация запада и востока. Активизировался джихад, как ответная реакция мусульманского мира.

3)Ослаблены позиции Византии и Арабского мира.

Хоть политические цели движения не были достигнуть, эта эпоха оказала глубокое и всестороннее воздействие на жизнь европейского общества. С одной стороны, неисчисляемые бедствия, гибель людей, памятников культуры и закрепились враждебность Запада с христианским и мусульманским Востоком.

 

«+»

4)Усилен товарообмен и обмен знаниями между западом и востоком. Усилилась социальная мобильность населения.

Но, с другой стороны, контакты с греко-византийской и арабской цивилизациями расширили горизонты латинян, приобщившихся на Востоке к более высокой культуре, оказавшей воздействие на нравы и быт Европы. Установился постоянный торговый обмен между Востоком и Западом. Восточное влияние в целом вызвало стремление европейских феодалов к роскоши, комфорту. Особое значение сыграли контакты с арабской цивилизацией в области науки, поскольку арабы превосходили европейцев по уровню философских и естественнонаучных знаний.

А также опыт участия в КП способствовал окончательному оформлению рыцарства как сословия, росту его самосознания и складыванию его культуры. Влияние же римских пап, усилившееся в начале КП, упало на его завершающем этапе.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1013; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!