Процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновение государства и права.



Около двенадцати тысяч лет назад на Земле начался процесс «неолитической революции», суть которой заключалась в переходе от присваивающей экономики, основанной на использовании природных ресурсов (рыболовство, охота, собирательство), к производящей экономике (скотоводство, земледелие). Это способствовало росту производительности труда и появлению определенного избытка продукта, что в дальнейшем вело к накоплению богатства. Постепенно как особый род деятельности появилось ремесло. В результате выделились слои населения, непосредственно не участвующие в производственном процессе, — торговцы и профессиональные управленцы. Следствием этих процессов было имущественное расслоение населения и появление социального неравенства.

Таким образом, рост производительности труда способствовал появлению частной собственности, которая, в свою очередь, приводила к материальной самостоятельности и обособленности отдельных членов рода (семей). Экономической самостоятельности семьи способствовал и постепенный переход от группового брака к моногамному. Муж, глава семьи, стремился закрепить богатство за собой и своими детьми. Таким образом, имущественная обособленность сосредоточивалась в рамках отдельной семьи.

В этих условиях первобытная организация власти, которая основывалась на общем авторитете, уже не была способна обеспечивать управление процессами, происходящими внутри рода и племени. В период разложения родового строя индивидуальные и общие интересы уже не совпадали. Органы первобытного строя постепенно перерождались в органы «военной демократии», приспособленные для ведения войн с соседними племенами и навязывания воли богатых членов рода своим сородичам.

Первым признаком, по которому можно судить о государственно-организованном обществе, является возникновение власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. Для этой власти характерны следующие признаки:

- она защищает интересы меньшинства;

- не сливается с обществом, а отделена от него, точнее, стоит над обществом;

- обладает признаком публичности (не совпадая с интересами общества, она, тем не менее, выступает от его имени);

- имеет особый аппарат осуществления публичной власти (аппарат управления и аппарат принуждения и защиты общества);

- регулирует общественные отношения при помощи правовых предписаний.

С возникновением государства расширяется диапазон социальных регуляторов. Появляется специфический регулятор, который не был присущ первобытному обществу, — право. Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть, а также обеспечивает реализацию принятых решений.

С разложением первобытного общества возникло социальное неравенство и эксплуатация человека человеком. Передача общего достояния общины в руки отдельных ее членов не могла быть справедливой для большинства людей. Формирующийся аппарат новой государственной власти стал в качестве общеобязательных регуляторов использовать отдельные обычаи, обеспечивая их выполнение принудительной силой. Так возник правовой обычай — переходная форма к правовым регуляторам. Но потребность в более совершенных источниках права, которые могли бы успеть за темпами развития общества, в конце концов, привела к таким формам закрепления норм, как закон, юридический прецедент, нормативный договор.

Классовая (формационная) теория и теория насилия о происхождении государства и права.

Классовая (марксистская) теория создана К.Марксом и Ф.Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и государства"), поддерживалась и развивалась В.И.Лениным. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход, она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом, за основу классовой теории взята экономическая теория. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Теория долгое время безраздельно господствовала в советской науке, однако она не может дать объяснение всем факторам возникновения государства, особенно на Востоке, где частная собственность на землю и средства производства не получили широкого распространения.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!