Понятие, типология и функции семьи и брака



В современных исследованиях, посвященных семье и браку, семья рассматривается как социальный институт и как малая группа. Как социальный институт она удовлетворяет потребности общества в воспроизводстве населения, воспитании нового поколения и т. д. Как малая группа семья удовлетворяет потребности ее членов, в частности, потребность в родительстве, психологической поддержке и пр.

Специфика семьи как социального института состоит в том, что она обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением. Стабильность семьи как социального института обеспечивается ее взаимодействием с другими социальными институтами – государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой, в рамках которых создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. Оказывая воздействие на семью, они регулируют ее создание и функционирование.

Как малая группа семья – это саморегулирующаяся система: микрокультура общения, взаимодействия в семье вырабатывается самими ее членами. В процессе их взаимодействия неизбежно происходит столкновение разных позиций и мнений, возникают противоречия, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. В противном случае в семье наблюдаются деструктивные процессы, в результате которых она может разрушиться.

Существует множество определений семьи, обусловленных различием исследовательских подходов к ее изучению, спецификой ее рассмотрения.

Например, Н. И. Посысоева определяет семью как важнейшую форму организации личной жизни, вид социальной общности, малую группу, основанную «на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [см.: Посысоева, с. 22].

А. И. Антонов, В. М. Медков утверждают, что основным критерием для выделения семьи из всего множества малых групп является наличие в ней родителей и детей, а «брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей» [см.: Антонов, Медков, с. 64]. Таким образом, по мнению автора, лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о конструировании семьи в ее строгой форме [см.: там же, с. 65].  Именно семьи с такой структурой способны осуществлять стабильное воспроизводство населения и обеспечивать преемственность семейных поколений, оптимальным образом организовывать социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья – это сложное образование, в котором находят свое проявление как естественная, так и социальная природа человека, реализуется как материальная, так и духовная составляющие жизни общества.

Л. ван Берталанфи (один из основателей общей теории систем), основываясь на разработанной им универсальной, применимой к разным системам модели, считал семью не простой суммой людей, ее составляющих. Он подчеркивал, что семья – это определенная сеть взаимоотношений между всеми ее членами [см.: Леви].

Обобщая взгляды разных исследователей, можно заключить, что семья – это системно-функциональное объединение эмоционально близких и значимых друг для друга людей на основе супружества, родительства и родства. Жизнедеятельность семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, что, в свою очередь, определяет ролевую специфику членов семьи и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.

Основой семьи является брак. Под институтом брака понимают институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства, социально-правовые аспекты супружеских и детско-родительских отношений. Брак имеет санкционированный характер, т. е. в определенной культурной форме («законный», «церковный», «гражданский») признается обществом, которое берет на себя обязательства по его защите (например, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей) и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей. Будучи заинтересованным в устойчивости брачных отношений, общество осуществляет внешний социальный контроль за функционированием брака с помощью системы общественного мнения и других средств социального воздействия на индивида.

Существует тесная взаимосвязь между понятиями «семьи» и «брака». Однако они не тождественны друг другу. Семья традиционно рассматривается исследователями как некая общность, которая может включать в себя брачную пару. Принято рассматривать супружескую пару как «ядро» семьи, к которому добавляются дети, родители супругов, родственники. Таким образом, понятие «нуклеарной семьи» наиболее приближено к понятию «брака».

Брак – это добровольный семейный союз мужчины и женщины, подразумевающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и своим детям. По определению А. Г. Харчева, брак – это «исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» [см.: Харчев, с. 66].

Таким образом, в обобщенном виде семью и брак можно определить следующим образом: семья – это общность людей, связанных родственными отношениями и эмоционально-психологической близостью;
брак – это социально признанный союз людей, упорядочивающий их половую жизнь и налагающий на них определенные обязательства по отношению друг к другу и к их детям.

При исследовании брачных отношений особый интерес для психологов представляет супружество как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [см.: Голод, 1984].

На основе этого определения С. И. Голод выделяет особый по своим ключевым характеристикам тип семьи – «брачный» или «супружеский». Он утверждает, что супружество – сущностное ядро современной семьи, стабильность которой поэтому зависит, прежде всего, от супружеской взаимоудовлетворенности. Автор подчеркивает неинституциональный характер отношений мужа и жены в данном типе их взаимоотношений [см.: Голод, 2003]. Такой подход позволяет на равных основаниях рассматривать как официально зарегистрированные, так и «гражданские» браки, основываясь, прежде всего, на самоопределении партнеров в качестве супружеской пары. Однако на удовлетворенность браком влияют не только супружеские отношения, но и структура семьи, распределение ролей в ней, успешность выполнения семейных функций и т. д. Поэтому современные исследования семейно-брачных отношений проводятся по разным направлениям, затрагивают множество проблем и в целом представляют собой многоаспектный анализ семьи, брака и супружества.

Предпринимаются попытки типологизации семей по различным основаниями. Например, Д. Леви [см.: Леви] выделяет следующие типы семей в соответствии с их структурой:

1) «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены (лат. nucleus – ядро, ядром семьи является супружеская пара) и их детей;

2) «пополненная семья» – супружеская пара и их дети, родители супругов, их родственники, например, сестры, братья, дяди, тети. Все члены семьи живут вместе или поблизости друг от друга, тесно общаются и являются элементами структуры семьи данного типа;

3) «смешанная», или «перестроенная семья», образовавшаяся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных друг для друга родителей и детей, так как дети от предыдущих браков, проживающие в новой семье родителя, входят в ее состав;

4) «семья родителя-одиночки» (матери или отца) возникает в двух случаях: брак никогда не заключался, ребенок родился вне брака и изначально воспитывался матерью или после развода, ухода или смерти одного из супругов.

А. Е. Личко [см.: Личко] предложил классифицировать семьи в соответствии с их структурным составом и функциональными особенностями:

1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья.

Гармоничная семья – это та семья, которая справляется со стоящими перед ней задачами, успешно выполняет свои функции. Дисгармоничная – это семья, которая с этими задачами не справляется. Каждая семья может оказаться дисгармоничной в какой-то момент своего существования. В дисгармоничных семьях не удовлетворяются основные потребности членов семьи, нарушены отношения между ними.

Также существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Например, И. В. Гребенников [см.: Гребенников] выделяет три типа распределения семейных ролей:

1) централистический (или авторитарный), когда во главе стоит один из супругов, которому принадлежит право принятия решения по основным вопросам семейной жизни;

2) автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

3) демократический – управление семьей осуществляют оба супруга, обладающие равными правами в принятии решений и в равной мере несущие ответственность за функционирование семьи.

Типы семейных структур по критерию власти подразделяют на:

1) партриархальные, где главой семьи является отец,

2) матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать,

3) эгалитарные семьи, в которых нет одного главы семьи, а преобладает ситуативное распределение власти между супругами.

Современная семья выполняет ряд функций, основными среди которых являются следующие:

1. Хозяйственно-бытовая. Заключается в обеспечении материальных условий жизни семьи, ведении домашнего и личного хозяйства, экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи и т. д. Главными показателями, характеризующими выполнение семьей данной функции, являются: удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), время, затрачиваемое на домашний труд, распределение труда между членами семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений, источники и количество доходов.

2. Сексуально-эротическая. Секс обеспечивает удовлетворение физиологических потребностей супругов, но при этом сексуальные (половые) отношения давно утратили свое сугубо физиологическое значение и имеют разнообразные личностные смыслы. И. С. Кон [см.: Кон] пишет, что сексуальный контакт может быть средством релаксации, в том числе снятия полового напряжения, продолжения рода, получения эмоциональной разрядки. Кроме того, он может быть способом получения удовольствия, полового самоутверждения, проверки своих возможностей, поддержания определенного ритуала, привычки, использоваться для достижения неэротических целей, общения, когда близость становится способом проявления личностной интимности. Сексуальная культура закладывается не столько благодаря познаниям в области анатомии, физиологии, сколько в процессе развития умений быть психологом в отношении близкого человека. Она предполагает взаимопонимание, доверие, искренность, взаимную верность, альтруизм, признание взаимной исключительности и единственности друг друга.

3. Репродуктивная. В семье происходит основное воспроизводство населения. Ребенок в момент своего рождения не способен удовлетворять свои потребности самостоятельно, он «не завершен» (и биологически, и личностно) в момент своего рождения. Ему необходимо пройти длинный путь, чтобы достигнуть взрослого состояния. Семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. В связи с этим репродуктивная функция включает в себя заботу о здоровье членов семьи.

4. Воспитательная. Состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. Родители формируют личность ребенка, но и дети постоянно влияют на своих родителей и других взрослых членов семьи, таким образом, происходит систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни.

5. Эмоциональная. Заключается в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность членов общества, содействует сохранению их психического здоровья. Одна из основных потребностей членов семьи – потребность в поддержке, защите, личном комфорте. Супруг должен быть готов к оказанию помощи и поддержки партнеру в решении его личных проблем, уметь выслушать, выразить принятие, симпатию, эмоционально поддержать, помочь разобраться в проблеме.

6. Коммуникативная (духовного общения). Состоит во взаимном духовном влиянии. С годами у членов семьи формируются определенные культурные ценности, разнообразные интересы и увлечения. Активность и интересы членов семьи определяет направленность совместного проведения досуга.

7. Первичного социального контроля. В семье происходит передача социальных норм и ценностей от поколения к поколению и осуществляется контроль за их выполнением членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно выстраивать свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

На разных этапах семейного цикла значение этих функций меняется. Для молодых семей репродуктивная, сексуально-эротическая функции, естественно, важнее, чем для пожилых. А вот эмоциональная функция сохраняет свое значение на протяжении всего существования семьи. Функции семьи менялись исторически, на них накладывали отпечаток новые социальные процессы и условия. ХХ век для семейных отношений оказался примечательным существенными изменениями в значимости и содержательном наполнении тех или иных функций брака. Супруги, по замечанию Э. Гидденса, стали рассматриваться как сотрудники в совместном эмоциональном предприятии. Дом стал местом, где они могут получить эмоциональную поддержку по контрасту с инструментальным характером рабочей среды [см.: Гидденс]. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: сегодня она заключается не в беспрекословном подчинении членов семьи ее главе, а в той мотивации к достижениям, которую порождает семья. Тем не менее, если семья оказывается не способна выполнять какие-либо функции, ее жизнедеятельность нарушается. Дело в том, что, с одной стороны, функционирование семьи связано с удовлетворением потребностей общества в воспроизводстве, воспитании, сохранении физического и психического здоровья населения, а с другой стороны, с удовлетворением потребностей самих членов семьи. Эффективно функционирующая семья способствует удовлетворению основных потребностей ее членов (в еде, крове, безопасности, общении, принятии, самореализации) и поэтому является для них ценной, значимой сферой жизнедеятельности.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1675; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!