Рекомендации по проведению заданий



Педагог должен иметь перед глазами словарик антонимических пар. Подбор антонимических пар осуществляется с учетом возраста детей.

Темп заданий должен быть достаточно быстрый.

Ведущий прекращает игру, если дети устали.

Необходимо организовать коллективный поиск антонимической пары, если ребенок не справляется самостоятельно.

Во время проведения задания педагогу необходимо ставить задачу обогащения словаря детей.

Включать творческие задания можно:

· как часть другой игры ("Жмурки" - поймали - назови слова, противоположные по значению);

· в режимные процессы (умывание: мыло мокрое, а полотенце сухое);

· как часть какого - либо занятия (математика: геометрическая форма – округлая, а бывает – угловатая).

2. "Где прячутся противоположности?"

Цель: учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.

Основное действие: ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие. Либо наоборот: называются противоположности и подбираются объекты, в которых они "прячутся".

Задания для детей 4 лет

Дети получают картинки с изображением объекта. Ведущий называет антонимическую пару значений одного признака. Играющие их должны найти и объяснить.

ПР: у детей картинки с изображением кошки, щетки, стула и др. Педагог предлагает найти противоположные свойства: мягкий – твердый. Объяснение детей: у кошки шерсть мягкая, а коготки – твердые; у щетки низ мягкий, а верх – твердый; сиденье у стула – мягкое, а перекладины – жесткие.

Усложнение задания может быть связано с оценкой данного свойства на уровне "хорошо – плохо".

ПР: верх у щетки твердый – это хорошо, потому что щетинки держатся, но плохо для ног – можно удариться, споткнуться. Низ у щетки мягкий – это хорошо, потому что пыль туда собирается, но плохо – быстро стирается щетина.

Задания для детей 5 лет

Дети получают картинки с изображением объекта и самостоятельно находят противоположные значения признака с последующим объяснением. Игра проходит в виде соревнования.

ПР: один ребенок получает картинку с изображением телевизора, а другой – с изображением ботинок. Телевизор: блестящий и тусклый, горячий и холодный, округлый и угловатый и т.д. Ботинки: мягкие и твердые, большие и маленькие, дорогие и дешевые и т.д. Возможные объяснения: включенный телевизор становится горячим, а выключенный остывает; ботинки для малыша большие и болтаются на ноге, а для папы они маленькие.

Ведущий предлагает обсудить какой - либо признак и найти противоположные значения этого признака. Затем надо назвать объекты, в которых эти противоположности присутствуют.

ПР: ведущий называет признак "цвет", играющие называют противоположности: бесцветный – цветной, черный – белый, блестящий - тусклый и т.д. Называются объекты: плащ бывает бесцветным (прозрачным) и цветным; зебра бывает и черная и белая, нож может быть и блестящим (лезвие) и тусклым (ручка).

Задания для детей 6 лет

Ведущий называет героя сказки, а дети объясняют его противоречивые свойства. Обязательное условие – ребенок должен вспомнить эпизоды сказки, где эти свойства проявляются.

ПР: Красная Шапочка – серьезная и легкомысленная. Серьезная потому, что решила помочь маме, порадовать бабушку. Легкомысленная из – за того, что не подумала и рассказала волку о своих планах.

Ведущий просит играющих передавать друг другу предмет с условием, если найдено противоположные значения какого либо признака.

ПР: объект – книга. Первый ребенок: "Она мягкая и твердая по материалу", передается книга другому ребенку. Ответ второго: "Она светлая и темная по цвету", передается третьему: "Она полезная и бесполезная по своему делу. Пользу приносит тому, кто читает и бесполезна для того, кто не умеет читать" и т.д. Педагог, видя затруднение ребенка, просит всю группу детей помочь сформулировать противоположное значение какого-либо признака объекта.

Творческие задания на обучение детей формулировке противоречий

"Объяснялки"

Цель: учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований.

Основное действие: ведущий называет объект, играющие находят в нем противоположности, объясняют для кого или чего нужны разные свойства .

Задания для детей 4 лет

Объявляется игра "Объяснялки". Детям предлагается картинка с изображением объекта (ботинки): "Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает" (ботинки - внутри сухие, снаружи - мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение: «Объясни, для кого это свойство нужно».

ПР: надо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а лужа делает их мокрыми.

Работа по обучению формулировке противоречий в этом возрасте идет на полуактивном этапе. Ведущий задает вопросы, а дети отвечают с помощью взрослого.

Задания для детей 5 лет

Вариант игры "Объяснялки".

Цель: учить детей обозначать словами части объектов, в которых находятся противоположности.

ПР: ведущий называет объект (дерево). Следует вопрос: «В каких частях дерева прячутся противоположности?» (листики - тонкие, ветки - толстые; кора ствола - шершавая, листья гладкие). Или: "Зонтик. Где прячется противоположность?" (тент – мягкий, а ручка – твердая; короткий, когда в сумке и длинный, когда мамы его достает, что бы укрыться от дождя).

Усложнение задания "Объяснялка". Воспитатель просит детей объяснить, кому или чему нужно противоположное свойство этого объекта. "Зонтик короткий – это нужно тогда, когда дождя нет, что бы в сумку поместиться. Зонтик длинный, нужно что бы от дождя укрыться". Творческое задание "Объяснялка" проводится только с рукотворными объектами, при этом подбираются объекты с явно выраженными противоположными свойствами (раскладушка – и короткая и длинная; утюг и горячий и холодный и т.д.).

Задания для детей 6 лет

Творческое задание по типу "Объяснялка" проводится на активном уровне. В этом возрасте можно использовать в качестве содержания заданий объекты природного мира.

ПР: ведущий предлагает картинку с изображением объекта (дерево). Играющий самостоятельно определяет противоположные свойства (ствол упругий и гибкий) и объясняет, когда в каком случае это свойство необходимо (ствол дерева должен быть упругим, что бы не гнуться под тяжестью веток и должен быть гибким, чтобы ветер не сломал его).

Итог задания - вывод: для веток ствол должен быть упругим, а для ветра – гибким.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!