Глава 2. Основные концепции истины



Корреспондентская (классическая) концепция истины

Одной из самых распространенных в философии и науке является корреспондентская (от английского слова correspondence – соответствие) концепция истины, истоки которой можно найти уже у Аристотеля. Иногда эту концепцию называют также классической. Как следует из названия концепции, главным понятием для нее является понятие соответствия. Истинное здесь – это соответствующее. Причем, рассматриваемая концепция изначально двойственна. Действительно, с одной стороны, можно говорить об истинности знании. При этом в качестве истинного знания рассматривается знание, соответствующее своему предмету. С другой стороны, можно говорить об истинности «фрагментах бытия», в частности, об истинности вещей, имея в виду их соответствие их идеям. И в том, и в другом случае эта концепция, на первый взгляд, представляется понятной и естественной. Однако более внимательное ее рассмотрение показывает, что она содержит немало неясностей. Главная из них – это неясность содержания самого понятия соответствия.Не менее серьезной проблемой для обсуждаемой концепции истины является проблема установления соответствия (степени соответствия) или несоответствия высказывания и вещи (проблема критерия истинности высказывания). Есть у корреспондентской концепции истины и другие проблемы. Некоторое усовершенствование классическая концепция истины получила в работах выдающегося польского логика Альфреда Тарского. Он показал, в частности, что строгое определение истины должно удовлетворять двум требованиям: материальной адекватности и формальной непротиворечивости. Такое разграничение позволяет избежать некоторых парадоксов, издавна тревоживших философов. Примером такого рода парадоксов является «парадокс лжеца», известный в античности[1, с.219].  

Концепция когеренции

Достаточно авторитетной в философии и науке является также концепция когеренции (от латинского cohaerentia и соответствующего английского coherence – связность, согласованность). Сторонники этой концепции пытаются обойти трудность установления соответствия между фрагментами знания и фрагментами действительности, трудность, свойственную корреспондентской концепции истинности. Они видят истинность знания не в том, что оно соответствует действительности, а в том, что оно является когерентным, то есть самосогласованным, логически связным, непротиворечивым. Подобные взгляды на истинность знания можно обнаружить, например, у И. Канта. Обсуждаемая концепция, несомненно, имеет «рациональное зерно»[1, с.219-220]. Действительно, знание, претендующее на звание истинного, не может быть самопротиворечивым. Концепция когеренции является достаточно операциональной, то есть с ее помощью можно определять, способен ли тот или иной массив знания претендовать на истинность. Особенно широко и успешно эта концепция применяется в логико-математических науках, а также в тех разделах естествознания, в которых используется аксиоматический метод.Главной трудностью концепции когеренции является то, что она не выводит за пределы знания. Когерентность, присутствующая в этой концепции, характеризует только отношение одних фрагментов знания к другим, но не касается непосредственно «когерентности» знания и действительности.

Прагматистская концепция истины

 Экстравагантные воззрения на истину развивал Фридрих Ницше. Истина есть род заблуждения, без которого определенный вид живых существ не мог бы жить. Другими словами, немецкий философ, в духе своего учения о воле к власти, утверждает, что истину следует понимать, как орудие жизни, как орудие власти, в крайнем случае, – как средство приспособления человека к действительности. Истинность того или иного знания доказывается, по Ницше, полезностью этого знания, его способностью помогать человеку в удовлетворении его потребностей, а также – возросшей властью человека, обладающего этим знанием, над другими людьми и природой. Подобные взгляды были систематически развиты представителями прагматизма. Понятно, что при таком истолковании истина не есть нечто независимое от человека, не есть нечто неизменное, напротив, истина есть нечто индивидуальное и множественное. Кроме нескрываемого самими прагматистами субъективизма их истолкования истины этому истолкованию свойственна своеобразная узость, ограниченность. Более или менее адекватно с помощью этих категорий может быть оценено прикладное знание [1, с.221-222].

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 662; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!