Платон: истина – это «непотаенность» и правильность
На воззрения Платона оказали влияние учения Парменида об истинном бытии. С одной стороны, Платон в полном согласии с названным учением Парменида, считает, что только истинное бытие (у Платона – это мир совершенных и вечных идей) может быть предметом мышления. Иначе говоря, истинное бытие (мир вечных и совершенных идей) – это необходимое условие осуществления истинного мышления. «К чему мы не примешиваем истину, – указывает Платон, – то никогда не может на самом деле возникнуть, а возникнув, существовать». Если в чувственно воспринимаемом мире «все течет, все изменяется», то мир идей вечен и неизменен, поэтому о нем и возможно истинное знание. Истинное сущее обладает, считает Платон, движением, жизнью, душой и разумом. Истина у Платона – это, как и у Парменида, в первую очередь (истинное) бытие, и быть истинным, значит быть причастным этому истинному бытию. Впрочем, в воззрениях Платона на истину можно усмотреть некую двойственность: «идея добра» есть «причина всего правильного, равно как и всего прекрасного», однако идея добра есть «госпожа, обеспечивающая непотаенность, но также и восприятие». Обе фразы говорят о первом месте идеи добра как обеспечения правильности познания и непотаенности познаваемого. Истина здесь есть еще одновременно «непотаенность и правильность» [1, с.212-213].
Аристотель об истине
Подобную «двусмысленность» в понимании истины можно увидеть и у Аристотеля. Действительно, в своих сочинениях иногда Аристотель истолковывает истину как истинное бытие. Показательно также предшествующее высказывание Аристотеля: «…Философия называется знанием об истине». Не случайно именно его считают основоположником, так называемой классической концепции истины, согласно которой истина есть соответствия знания о вещах самим этим вещам. Аристотель пишет: «Истинно утверждение относительно того, что на деле связано, и отрицание относительно того, что на деле разъединено; а ложно то, что противоречит этому разграничению… Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в (рассуждающей) мысли …»[1, с.213-214]. Именно с этих пор понимание истины как «правильности высказывающего представления» становится господствующим в западной философии. Впослеаристотелевской философии наблюдается преобладание гносеологического понимания истины (понимания истины как соответствия высказывания вещи, о которой высказываются). Однако, нельзя сказать, что онтологическое истолкование истины (понимание истины как истинного бытия) совсем не развивается философами, жившими после Аристотеля.
|
|
|
|
Послеаристотелевские представления об истине: Фома Аквинский, Г. Гегель, Вл. Соловьев, К. Маркс
Сторонники схоластики были убеждены в существовании умопостигаемых (божественных) идей, несовершенными воплощениями которых являются чувственно воспринимаемые вещи. Эти божественные идеи и составляют истинное в сотворенных в соответствии с ними вещах. Поэтому часто цитируют суждение Фомы Аквинского: «истина в собственном смысле находится в человеческом или божественном рассудке»[1, с.214]. Приобщение человека к божественным идеям (истинному бытию), возможно лишь потому, что и мир, и человек (человеческий рассудок) творилось в соответствии с божественным замыслом.
Что касается гегелевских воззрений на истину, то немецкий философ прямо и неоднократно говорил о недопустимости отождествления истинности и правильности (достоверности). По Гегелю, понятия не являются некими субъективными изобретениями, созданиями человека. Истинность вещи и у Гегеля определяется степенью ее причастности к истинно сущему, т.е. к понятию, к идее этой вещи. Истина, истинное бытие – это, по Гегелю, и вполне в духе Платона, мир идей, – это Абсолютная идея. Гегелевское истинное бытие (абсолютная идея) динамично. Поэтому у Гегеля и истина есть процесс, процесс самопознавания этой абсолютной идеи, процесс становления абсолютного духа[1, с.215]. Таким образом, гегелевское истинное бытие (абсолютная идея), подобно истинному бытию, представленному в учениях Платона и христианских мыслителей, всегда есть.
|
|
Как уже отмечено, об истине как истинном бытии писал также Владимир Соловьев. Для этого философа истина – это «всеединое сущее». По Соловьеву, «субъект в своей истине, то есть как нечто истинно существующее, заключает в себе как неразрывно связанные и реальный элемент «многое», выражающееся здесь, в субъективной жизни, множественностью ощущений, и элемент рациональный, единство мыслящего разума; и притом так как в истине, всеединстве, каждый неразрывно связан со всеми, то и субъект наш в своем истинном бытии не противополагается всему, а существует и познает себя в неразрывной, внутренней связи со всем, познает себя во всем, а чрез то и тем самым и все в себе. Реальный элемент в нем, его ощущения являются тогда лишь органическою частью всеобщей реальности и его разум лишь выражением всеобщего смысла вещей (логоса всего сущего, вселенского логоса)»[1, с.216].
|
|
Что касается понимания истинности как характеристики знания, истинности как адекватности (соответствия) знаний о действительности самой действительности, то такое понимание является весьма распространенным в послеаристотелевской философии. Это понимание может быть охарактеризовано как гносеологическое истолкование истины. Самое последовательное развитие такого понимания свойственно диалектико-материалистической (марксистской) философии. Прежде всего, под действительностью в диалектическом материализме имеется в виду главным образом объективная реальность, то есть материя в процессе ее развития. Под действительностью может подразумеваться в этом учении также и мир духовных, идеальных сущностей. Истина понимается в диалектическом материализме не как неизменная, застывшая картина действительности, а как совершенствующееся в ходе познания ее отображение. Важнейшими принципами характеризуемой концепции истины являются принципы объективности и конкретности истины. Существенным моментом этой концепции выступает также идея неразрывной связи абсолютной и относительной истин. Практика понимается марксистами как чувственно-предметная деятельность человека, направленная на преобразование мира, в частности, – на создание материальных ценностей. Практика истолковывается марксистами как основной критерий истинности знания, а также как источник и движущая сила познания. Разумеется, развитие философских представлений об истине не завершилось в трудах К. Маркса и В.С. Соловьева. Много внимания проблеме истины уделили выдающиеся мыслители двадцатого столетия: А. Пуанкаре, М. Хайдеггер, А. Тарский, К.Р. Поппер и другие[1, с.217].
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3853; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!