Глава 1. Проблема истины в истории философии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))

КАФЕДРА              Философии

УГС                               18.03.01

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  Химическая технология

НАПРАВЛЕНИЕ        Химическая технология органических веществ (красители)

ДИСЦИПЛИНА         Философия

Реферат

НА ТЕМУ: Проблема истины в философии. Абсолютная и относительная истина

       Выполнил студент 2 курса, группы 265Марченкова Ксения Юрьевна

                                                                             Фамилия, Имя, отчество

Принялдоктор философских наук, профессор Карпухин Сергей Васильевич                         Должность, звание                   Фамилия, Имя, Отчество

Признать, что работа    

выполнена и защищена с оценкой

     
         

«__» _________________ 2018 г._________________

                                                                                             подпись

 

 

Санкт-Петербург

2018

Содержание

Введение3

Глава 1. Проблема истины в истории философии 4

Парменид: истинное бытие 4

Платон: истина – это «непотаенность» и правильность 5

Аристотель об истине 6

Послеаристотелевские представления об истине: Фома Аквинский, Г. Гегель, Вл. Соловьев, К. Маркс 6

Глава 2. Основные концепции истины9

Корреспондентская (классическая) концепция истины 9

Концепция когеренции 10

Прагматическая концепция истины 10

Карл Поппер, Анри Пуанкаре, Пол Фейерабенд об истине 11

Глава 3. Проблема соотношения абсолютной и относительной истины13

Абсолютная и относительная истина 13

Критерий истины 15

Достижима ли истина 17

Заключение 19

Список используемой литературы 21

 

 


Введение

Человек с древних времен ищет ответы на такие вопросы, как «в чем смысл существования человека?» «Что такое бытие?» «Что такое истина?» Поэтому проблему истины считаютведущей в философии. Все человеческое существо направлено на познание истины, что и определяет актуальность этой темы. Однако само познание истины –очень сложный процесс, так как он относится к общей системе мировоззренческих проблем. Это понятие находится в одном ряду с «справедливостью», «смыслом жизни». Поэтому от трактовки истины зависит, возможно ли ее достичь.

Познание – это отражение, воспроизведение действительности, следовательно истинным можно считать знание, которое верно отображает, воспроизводит эту действительность. Тогда истинным считается знание, соответствующее тому, что находится в действительности. Истинными можно назвать такие суждения, как «снег белый», «Земля – планета», «Солнце – звезда». Эти суждения обозначают то, что на самом деле реально. Поэтому истинным может быть знание, а не объект познания.

Истина – это не что-то статичное, неизменяющееся, данное один раз и оставшееся навсегда таким, это процесс, в течении которого человек как субъект познания идет от незнания к знанию, от «относительного» знания к «абсолютному». Поэтому достичь истину сразу невозможно.

Истина – это высочайшая ценность культуры и одновременно – величайшая проблема философии. Споры о сущности истины не смолкают на протяжении всей истории философии. И в наши дни, как во времена Платона и Аристотеля, проблема истины находится в центре внимания философов. Об этом свидетельствует множество трудов, посвященных этой проблеме, и написанных современными авторами.

Начиная разговор об истине, следует, прежде всего, иметь в виду ее многоликость. Действительно, мыслители говорят об истине факта и истине разума, об истинах философии и истинах религии, об истине абсолютной и истине относительной, говорят об истинном бытии, истинной демократии, истинном искусстве, истинной теории, истинном высказывании. Они говорят также об истине логической, об истине абстрактной, об истине спекулятивной. Скрывается ли за этим многообразием единство, возможно ли установление некой единой сущности истины? Или, может быть, один и тот же термин «истина» применяется людьми для обозначения принципиально различных сущностей?[1,c.210]

 

Глава 1. Проблема истины в истории философии

Парменид: истинное бытие 

Один из создателей философии Парменид Элейский пишет об истине, прежде всего, как об истинном бытие. Именно такое бытие поистине есть, оно не возникает, не исчезает, но всегда существует. Только такое бытие и может быть помыслено. Более того, по Пармениду, «одно и то же – мышление и то, о чем мысль». Таким образом, у Парменида естьутверждение единства истинного бытия и истинного мышления. Это тождество можно интерпретировать по-разному. Например, истинное бытие должно подчиняться законам истинного мышления (законам логики) – это бытие, модель которого называется миром Парменида.Бытие в таком случае должно быть единым и неподвижным, потому что пустота есть несущее (небытие). А если нет отдельно существующей пустоты (поскольку небытия нет), то движение невозможно. С другой стороны, без существования пустоты сущее не может быть множественным. Получается, что Парменид и его последователи, следуя только разуму, определили Вселенную единой, неподвижной и бесконечной. Ведь (всякая) граница соприкасалась бы с пустотой. Таким образом, в рамках рассматриваемого подхода, истина – бытие рассудка. Недаром парменидово истинное бытие характеризуется как умопостигаемый мир. В итоге получается двуединая система, являющаяся зародышем, по сути, всех развитых в послепарменидовской философии концепций истины: бытие истинно, если оно подчиняется требованиям истинного мышления (законам логики); мышление истинно, если оно укоренено в (истинном) бытии, если оно адекватно этому бытию [1, с.211].


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1506; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!